Трансфер технологий – один из основных элементов процесса использования научного потенциала страны. К сожалению, в последние годы именно иностранные компании находят все новые формы развития качественно новых продуктов. Методы и формы, описанные в статье, относятся к наследию международного сообщества, однако не имеют ограничений к применению в России.
Инновации, нововведения, изобретения: в чем разница?
В первую очередь условимся, что инновация и нововведение – это одно и то же. В большинстве источников указано, что инновация сродни нововведению и является его синонимом. При этом их обоих отличает наличие дополнительной ценности у продукта, услуги, технологии… Часто определяют инновацию как внедренное новшество, то есть изобретение или улучшение, примененное на практике с определенным эффектом.
Таким образом, изобретение, чтобы оно стало инновацией, нужно внедрить, применить в какой-то отрасли экономики. Этот процесс и называется трансфером или коммерциализацией.
В чем суть трансфера технологий?
Суть понятия «трансфер технологий» заключается в передаче результатов исследований (изобретения) для какого-то использования. Если же использование подразумевает экономическую выгоду для владельца нового продукта или услуги, внедряемого в практику, то такой процесс называют коммерциализацией. В нашей статье рассматривается только коммерческое внедрение инноваций, поэтому понятия трансфера и коммерциализации в данном контексте синонимичны.
Формами капитализации инноваций могут являться договора на покупку патента, создание новых компаний или старт-апов, часто используются различные центры трансфера технологий (инновационные центры).
Общие принципы коммерциализации научных открытий
Коммерциализация инноваций заключается в придании продукту или технологии свойств, которые позволят применять его/ее на практике с коммерческим эффектом.
Многие годы в нашей стране развивалась наука - по разным направлениям, под разным руководством, выполняя разные стратегические задачи, - однако во все времена особое внимание уделялось применению в различных отраслях хозяйства результатов труда ученых. Трансфер (коммерциализация) технологий предполагает несколько этапов:
- Идентификация приоритетных направлений нового продукта.
- Оценка рынка приоритетных областей потенциального внедрения.
- Расчет экономической эффективности внедрения.
- Изучение возможных негативных последствий от коммерциализации инновации.
Рассмотрим наиболее популярные формы трансфера технологий.
Патентование
Патент – документ, который удостоверяет исключительное право на объект, в отношении которого он выдается. При этом само изобретение должно соответствовать трем ключевым требованиям:
- Новизна (не имеет налогов).
- Изобретательность (не является очевидным и потребовало исследовательской деятельности для создания).
- Полезность (может применяться в какой-либо отрасли народного хозяйства).
Специальная экспертиза проверяет объект на соответствие этим требованиям и, в случае благоприятного исхода, выдает сертификат заявителю.
Франчайзинг
Франчайзинг – один из наиболее популярных методов распространения новых технологий в современном мире. Его отличает сохранение компанией, покупающей франшизу, бренда и общей бизнес-модели. Основное достоинство этого метода заключается в том, что приобретается уже готовый бизнес с эффективными методами управления, опытом реализации продукции и имиджем.
Тем не менее покупатель остается зависимым от владельца франшизы. Например, поставщики уже определены владельцем технологии для пользователя, новые рынки часто закрыты для последнего, нормативные требования и внутренние документы тоже не подлежат изменениям.
Совместное предприятие
Внедрение инновации и трансфер технологии также могут происходить в рамках совместного предприятия. Такая организация опирается на соглашение между двумя сторонами о совместном ведении бизнеса. Риски и затраты делятся на всех участников предприятия, что повышает эффективность распространения инновации.
Однако разнонаправленные интересы всех выгодополучателей могут тормозить принятие стратегически важных и срочных (оперативных) решений. Распределение прибыли также является в таком предприятии затруднительным ввиду различной степени финансового и управленческого участия в бизнесе.
Совместное предприятие по внедрению изобретений в практику часто включает иностранные активы, которые, как правило, отвечают за инновационность используемых технологий, новые подходы к управлению. Отечественная часть учредителей в большинстве случаев несет ответственность за маркетинг национального рынка, анализ особенностей конъюнктуры, местные политические риски. В этой ситуации распределение прибылей становится особенно сложным процессом.
Прямое приобретение технологии
Самым простым и распространенным методом внедрения нововведения в практику является покупка продукта (технологии). Этот метод отличается от франчайзинга отсутствием обязательств по конкретному направлению использования покупаемой технологии, использованию определенного подхода к управлению, бренда, марки. Вместе с тем покупатель не получает никаких навыков работы с новым продуктом/технологией, и процесс внедрения часто происходит с множеством ошибок и задержек.
Иностранные инвестиции
Сотрудники иностранных компаний часто посещают развивающиеся страны в поисках новых рынков сбыта и дешевой рабочей силы. Страна в этой ситуации получает все преимущества от обладания новой технологией и возможности для нового витка развития своей исследовательской деятельности. В стране-приемнике инновации появляются новые рабочие места, здесь же платятся налоги. Несмотря на это, необходимо учитывать послабления и льготы, предоставляемые государством иностранной инновационной корпорации.
Инновационный менеджмент
Трансфер технологий может происходить и через конкретных личностей, занимающих определенные посты в топ-менеджменте компании. Для этого обычно нанимают иностранного руководителя, «переманивая» его из развивающейся инновационной компании. Патент на технологию может снизить до нуля эффективность данного метода, но тем не менее он имеет место быть довольно часто.
«Купить» можно не только менеджера, но и всю компанию. Это приводит к выходу на новые рынки - благодаря наличию команды, способной развивать качественно новый продукт или услугу. Среди рисков такого метода превалирует завышенная цена продажи (из-за обладания тайной инновационного товара большинством ее сотрудников).
Центры коммерциализации изобретений
Центр трансфера технологий – организация, которая ориентирована на создание дохода от использования результатов научных исследований, проводимых в государственных научных организациях и частных компаниях.
Такие центры часто называют старт-апами – новыми малыми инновационными предприятиями, образованными на использовании изобретений и других новшеств.
Основные функции такого центра:
- Технические (научные) – оценка научного потенциала, заключение соглашений о партнерстве, поддержка связей с разработчиками инноваций.
- Маркетинговые исследования.
- Юридическая помощь организациям, внедряющим инновации.
- Управление проектами.
- Администрирование;.
- Управление кадарми.
Этапы создания центра коммерциализации технологий
На первом этапе создания центра определяется стратегия формируемой организации, ее возможности, риски, основная цель.
Первый этап включает определение нескольких ключевых аспектов:
- Стратегическая задача центра (для кого работает организация, какие проблемы она намерена решить, каким образом).
- Значимое окружение (потенциальные клиенты, партнеры, заказчики, противники).
- Внешние препятствия (способствует ли экономическая и политическая конъюнктура в стране/регионе созданию и функционированию центра).
- Внутренние потенциальные возможности организации (финансовые, материальные, человеческие ресурсы).
Ответы на эти вопросы ложатся в основу бизнес-плана центра трансфера технологий и наполняют его основные разделы:
- Бизнес-план.
- Маркетинговая стратегия.
- План коммерциализации.
- План развития трудовых ресурсов.
- План подготовки персонала.
Второй этап предполагает формирование организационной структуры предприятия. При этом особое внимание нужно уделять разнонаправленности интересов участников инновационного процесса и наличию внешних факторов. На этом же этапе осуществляется анализ рынка, определение учредителей, клиентуры и организационно-правовой формы центра (его возможностей в политической и экономической системе региона).
Основные условия формирования центров трансфера технологий
Центр трансфера технологий может быть учрежден любой организацией и физическими лицами, но чаще всего идеологами таких предприятий являются:
1. Исследовательские организации (НИИ, вузы) – исполнители работ.
2. Органы власти (как правило, региональные и местные) - содействие процессу развития коммерциализации технологий в соответствующем регионе.
3. Частные компании – бизнес-интересы.
Рыночная оценка может проводиться по трем направлениям:
- Региональное направление.
- Международный уровень.
- Тематическая концентрация.
Трансфер технологий – безусловно, основная задача любого центра коммерциализации, но выделяют два основных направления деятельности таких организаций:
- Консалтинг – аудит, патентование, бизнес-планирование, маркетинг, управление инвестициями и пр.
- Создание и ведение высокотехнологичного бизнеса – поиск перспективных технологий, реализация уникальной продукции.
Трансфер инновационных технологий можно осуществлять при помощи организации или центра любой правовой формы: подразделение существующей организации, консорциум, коммерческое или некоммерческое юридическое лицо и т. д.
Развитие трансфера технологий в России и за рубежом
Основными условиями обеспечения коммерциализации являются:
- Реформирование и упрощение научно-исследовательского сектора экономики с целью повышения его динамичности и ориентации на инновационные потребности.
В настоящий момент происходит такое реформирование, обеспечивающее трансфер технологий в России, гарантирующих прирост ВВП и новые решения проблем и задач в разных сферах экономики. При этом закрываются и объединяются различные НИИ, создаются новые инновационные центры со специфическими функциями в общем процессе инновационного развития страны.
- Наделение государственных НИИ и университетов новыми юридическими статусами.
Это один из важнейших аспектов функционирования системы трансфера технологий, который направлен на реализацию задач по внедрению новых разработок в практику. Для этого в настоящий момент в России создаются сети трансфера технологий, позволяющие кооперированно осуществлять качественное переустройство современной промышленности и других отраслей народного хозяйства.
- Внедрение системы анализа и оценки эффективности выполнения исследований.
В настоящий момент существует множество методов оценки эффективности инноваций, основанных на экономических подходах и математическом моделировании. При этом крайне сложно учесть внешние факторы, влияющие на отрасль, в которой предполагается осуществлять внедрение.
- Стимулирование международного научного и технологического сотрудничества.
Обмен опытом всегда приветствовался при развитии наукоемких отраслей производства. Сегодня существуют некоммерческие партнерства, объединения и союзы ученых из разных стран, которые не только реализуют международный трансфер технологий, но и во многом определяют курс развития мировой науки.
- Увеличение поглощающей способности к инновациям в малых и средних компаниях.
Создание инноваций и внедрение нововведений в частном бизнесе слабо развито ввиду отсутствия достаточного объема информации о выгодности применения инноваций, а также из-за недостатка квалифицированных консультационных услуг.
В заключение следует отметить, что международные методы трансфера технологий объединяют в себе уже существующие формы развития бизнеса, только с учетом специфики инноваций.