Трелевочный трактор ТТ-4 – советская гусеничная машина 4-го класса тяговости. Она предназначена специально для лесозаготовки. Крепчайшие гусеницы, чокерное оборудование и нижняя защита рамы позволяют трактору на отлично справляться со своими задачами. Сегодня мы узнаем, что собой представляет этот аппарат, как он устроен и какие имеет модификации.
Описание
Трактор ТТ-4 выпускался серийно с 1969 по 2010 год на Алтайском тракторном заводе. В основе конструкции лежит модель ТДТ-75, которая в 70-х была самой востребованной машиной данного класса. Чтобы повысить производительность устройства, конструкторы установили на него новые элементы, главным из которых стал более мощный двигатель. Основная особенность рамной конструкции трактора – закрытое днище. Это дает возможность обезопасить аппарат от контакта с буграми и корягами, которые в лесу встречаются повсеместно. Еще одно важное отличие машины – размещение силовой установки и муфты сцепления прямо в кабине. Двигатель закрывается капотом, который имеет съемные боковые части.
Предназначение
Трактор ТТ-4 и его модификации применяются для перемещения крупного и среднего леса на склады и промежуточные площадки для хранения, а также для погрузки материала на лесовозы и всякого рода платформы. Кроме того, к нему в качестве прицепа можно присоединять разные лесохозяйственные аппараты. Неприхотливость и способность выполнять свою задачу в самых суровых климатических условиях сделали машину незаменимой для северных регионов.
Кстати говоря, трактор ТТ-4М-01 выпускался без рабочего оборудования и представлял собой шасси, на котором можно было собрать разные виды спецтехники (бурильно-крановые, сучкорезные машины, передвижные сварочные, лесохозяйственные и другие агрегаты). Подробнее об этой и других модификациях будет сказано ниже.
Сильные и слабые стороны модели
Как показывают отзывы, трелевочный трактор ТТ-4 имеет такие достоинства:
- Благодаря широким гусеницам машина может без проблем перемещаться как по ровным лесным тропам, так и по болотистой и прочей проблемной местности.
- Трактор ТТ-4, фото которого представлены в обзоре, оснащается дизельным мотором с весьма скромным аппетитом, что способствует экономии.
- Трактор универсален, на его базе можно собирать всевозможные средства специального назначения.
- Благодаря большому дорожному просвету, мелкие и средние неровности остаются незамеченными при эксплуатации ТТ-4.
- Высокая тяговая мощность.
- Нижняя защита важнейших деталей.
Лесники отмечают такие недостатки машины:
- Мотор, установленный в кабине, негативно сказывается на комфорте.
- Низкая маневренность аппарата из-за крупных габаритов и большого веса. В лесных условиях это весомый аргумент. Модель ТДТ-55, к примеру, обладает большей маневренностью.
- Присущий всем гусеничным машинам недостаток – низкая скорость передвижения. Зато он компенсируется малым давлением на грунт.
Устройство трактора ТТ-4
- Мотор. Трелевочник оснащается дизельным, 6-цилиндровым, рядным четырехтактным мотором. Он имеет жидкостное охлаждение и прямой впрыск топлива. Пусковой двигатель оборудуется электрическим стартерам. В холодное время года работает подогреватель. Трактор оснащается двойной системой для очистки воздуха и тройной – для очистки топлива.
- Трансмиссия. Имеет сухое сцепление, муфта которого оснащается двумя дисками. Управляется муфта с помощью педали через гидроусилитель. Четыре ступени МКПП обеспечивают 8 передних и 4 задних скорости. Главная передача имеет две конические шестерни со спиральными зубьями.
- Рама. Представляет собой конструкцию сварного типа, состоящую из лонжеронов, скрепленных трубами. На лонжероны крепятся бампера и крылья. Рама также включает в себя створки днища и угольники. Створки находятся под двигателем и крепятся посредством шарниров.
- Тормоза – ленточные, сухие. Поворотный механизм – планетарный. Стояночный тормоз приводится в действие педалью, а планетарные тормоза – рычагами с гидроусилителем.
- Ходовая. На трактор установлена балансирно-рычажная полужесткая подвеска. Она состоит из четырех кареток (по два назад и вперед). С обеих сторон установлено по 5 однорядных катков. По два на передние каретки, и по три – на задние. Гусеницы имеют кривошипно-винтовой механизм натяжения, который оснащается пружинным амортизатором.
Рабочее оборудование
В кормовой части рамы на лонжеронах установлена погрузочная платформа. Она работает от гидропривода. Там же стоит лебедка, которая включает в себя редуктор и барабан для намотки троса. Редуктор оснащается раздаточной коробкой с двумя передачами и реверсом. Движение лебедочного барабана замедляется с помощью тормоза с муфтой обгонного типа.
Сварной щит выполнен из двух листов стали с деревянной прослойкой между ними. Впереди установлены буферы из резины. Направляющий механизм работает на подшипниках. Щит скидывается с рамы, удерживается в нужном положении, опускается и поднимается, с помощью гидропривода.
Кабина
В кабине есть два места, они расположены слева от мотора. Водительское место может регулироваться благодаря гидроамортизатору. На передней стенки кабины располагается приборная панель, а рядом с ней устройство, открывающее радиаторные заслонки. На задней стенке расположен рычаг, через который осуществляется управление лебедкой.
Кабина оборудуется обогревом переднего стекла, дворниками, вентилятором, аптечкой, козырьком от солнца и термосом для воды. Стекла могут подниматься и опускаться.
Трактор ТТ-4: технические характеристики
Машина обладает такими параметрами:
- Мощность двигателя – 81 кВт.
- Максимальная скорость – 20 км/ч.
- Давление на почву – 44,13 кПА.
- Расход топлива – 250 г/кВт*ч.
- Объем топливного бака – 135 л.
- Размер колеи – 2 м.
- Ширина гусеницы – 0,5 м.
- Количество гусеничных звеньев – 69 шт.
- Шаг звена – 15 см.
- Дорожный просвет – 50 см.
- Вес – 12,8 т.
- Ширина – 2,5 м.
- Высота кабины – 2,75 м.
- Длина – 6 м.
- Тяговое усилие лебедки: 117,7 кН на первой передачи, 88,2 кН – на второй.
- Нагрузка на щит – 6 т.
- Рейсовая нагрузка на щит: 14 м3 комлями и 18 м3 вершинами.
Модификации
За 40 лет производства машина имела довольно много версий, с каждой из которых мы сейчас познакомимся поближе.
1. ТТ-4М. Трактор ТТ-4 М имеет смещенную в левую сторону, одноместную трапециевидную кабину. Здесь гораздо удобнее работать, чем в базовой версии. Еще одно отличие – уменьшенное давление на грунт. В целом модель с приставкой «М» имеет такие параметры:
- Мощность двигателя – 95,5 кВт.
- Давление на почву – 38 кПа.
- Расход горючего – 227 г/кВт*ч.
- Размер колеи – 2 м.
- Дорожный просвет – 53,7 см.
- Вес аппарата – 14,4 т.
- Габариты:6/2,7/2,96 м.
2. ТТ-4М-01. Как упоминалось ранее, у этой версии нет лебедки и платформы. Машина представляет собой шасси. По всем параметрам она практически не отличается от базовой модификации. Разница заключается лишь в давлении на грунт (33 кПа); весе (12,6 т); грузоподъемности (113,5 кН) и длине (5,927м).
3. ТТ-4М-04. Этот вариант трактора отличается наличием гидравлического толкателя. Он облегчает процедуры окучивание готовых пачек, выравнивания комлей, и заготовки площадок для погрузки. Версия отличается такими техническими характеристиками:
- Давление на почву – 39 кПа.
- Вес трактора – 14,945 т.
- Вес толкателя – 0,6 т.
- Максимальная грузоподъемность – 113,5 кН.
- Габариты: 7,03/2,65/0,9 м.
4. ТТ-4М-06. Аппарат отличается наличием гидронавески. Он может дополнительно применяться в сельском хозяйстве в паре со всяческими орудиями. Трактор ТТ-4М-06 оказывает давление на почву в 37 кПа.
5. ТТ-4М-07. Очередная версия трактора, главное отличие которой состоит в наличии бульдозерного отвала. Это дает агрегату возможность не только перевозить деревья, но и расчищать площадки, дороги и подъездные пути, обустраивать места стоянок. Машина оказывает давление на грунт равное 42 кПа. Его вес составляет 15,7 т.
6. ТТ-4М-15/16/17. Три модели одной серии, каждая из которых имеет свои особенности. Первая может корчевать пни и сгребать их в кучи. Вторая дополнительно оборудуется рыхлителем и может разбивать мерзлую землю. Третья имеет клино-корчевательное оборудование, позволяющее разгребать завалы и делать дороги в глубоком снегу.
Заключение
Сегодня мы узнали, что собой представляет трактор ТТ-4. Характеристики машины, обилие модификаций и тот факт, что она выпускалась более сорока лет, дают ей более красноречивую оценку, чем самый изощренный отзыв. Но и хороших отзывов эта модель заслужила немало. Это универсальный трелевочный трактор, одним из преимуществ которого, кстати говоря, являются доступные и недорогие запчасти. Трактор ТТ-4 будет верно служить работникам леса еще долгие годы, несмотря на то, что его производство прекращено.