При выполнении лесозаготовительных работ для вывоза спиленных деревьев или хлыстов (ствол с опиленными сучьями) используется различная техника. Доставку материала с мест вырубки до места погрузки на лесовозы выполняют с помощью трелевочных тракторов. Для дальнейшей транспортировки при наличии относительно хороших дорог применяются грузовые автомобили-вездеходы с прицепом-роспуском.
Общие сведения
Наиболее распространены машины на гусеничном ходу с двумя типами фиксаторов – с чокером и без него. Первый вариант осуществляет перемещение заранее спиленных стволов волоком, а второй - работает в паре со специальной установкой, которая осуществляет спил дерева и очистку поверхности от сучьев. Одной из самых распространённых машин является трелевочный трактор ТДТ-55, выпуск которого начался еще в 1966 году. Машину собирали на специализированном Онежском заводе, расположенном в городе Петрозаводск. Несмотря на прекращение выпуска в 2003 году, трактор остается весьма популярным из-за своей простой и неприхотливой конструкции.
Вторым наиболее часто встречающимся агрегатом является трелевочный трактор ТТ-4, который выпускался Алтайским заводом с 1991 года. Эта машина имела более современную конструкцию, но продержалась на конвейере только до 2010 года. Причиной прекращения производства стало банкротство и закрытие завода. ТТ-4 является более крупной машиной и относится к классу тракторов с усилием в 4 тонны (против 2 тонн у ТДТ-55).
Силовые установки
Оба типа тракторов оснащаются 4-цилиндровыми дизельными двигателями с жидкостным охлаждением. На ТДТ-55 могут встречаться моторы разных типов – СМД-14БН, СМД-18Н или Д-245. Их мощность составляет от 62 до 100 сил. Чаще всего встречаются машины с дизелем СМД-14БН и пятискоростной коробкой передач.
На второй машине применяется 110-сильный мотор АМ-01 с коробкой скоростей, обеспечивающей восемь передач переднего хода и четыре – заднего. Между двигателем и коробкой на обеих машинах установлено двухдисковое сцепление.
Ходовая часть
Основной деталью ходовой части ТДТ-55 является прочная рама, изготовленная методом сварки из лонжеронов. Для придания большей жесткости ее нижняя часть закрыта стальным листом, а внутри имеются дополнительные усилители различной формы. К боковым частям лонжеронов крепятся по два балансира подвески, оснащенные пружинными амортизаторами. На каждом из них размещаются по два стальных опорных катка. Впереди установлен стальной направляющий каток, который может перемещаться для обеспечения натяга гусеницы трелевочного трактора. Для вращения гусениц применяется заднее колесо, оснащенное сменным зубчатым венцом. Гусеница имеет свободноплавающие в посадочных местах пальцы. Эти детали задвигаются на место специальным пальцеотбойником, установленным на редукторе привода ведущего колеса.
Ходовая часть на ТТ-4 имеет некоторые отличия. Основой ее является сварная рама, состоящая из боковых лонжеронов, которые связаны между собой тремя поперечными трубами и передней балкой. Дополнительную жесткость раме придает лобовой лист и деталь днища. В состав подвески входят по пять стальных катков. При этом амортизацию имеют только по два передних катка с каждой стороны. Гусеница собирается на пальцах, имеющих отверстие под специальные фиксирующие заклепки.
Специальное оборудование
На ТТ-4 имеется специальная лебедка, оснащенная двухступенчатой передачей и механизмом реверса. Ее привод производится от ведомого вала в раздаточной коробке. На задней части рамы установлен подвижный щит, служащий для укладки хлыстов. Его конструкция имеет специальную выпуклость, которая предохраняет груз от сползания. Снятие щита с трактора осуществляется с помощью гидравлических цилиндров. После загрузки древесины на щит, он затягивается на штатное место лебедкой.
Оснащение ТДТ-55 аналогично ТТ-4, за исключением навески. На передней части лонжеронов этого трактора установлена толкающая рама с отвалом. По нижней кромке отвала размещен нож, которым осуществляется срезка грунта или кустарника при выполнении различных работ. Управление положением отвала - гидравлическое.
Рабочее место
На ТТ-4 водитель находится в полностью закрытой двухместной кабине с круговым остеклением, обеспечивающим хороший обзор. Кабина установлена по оси трактора непосредственно за двигателем. Сидение водителя оснащено амортизацией и может быть настроено по высоте. На варианте ТТ-4М применяется одноместная кабина, смещенная к левой стороне.
Одноместная кабина ТДТ-55 расположена по левой стороне трактора. Рядом с ней установлен двигатель, закрытый капотом. В стандартное оснащение входят системы вентиляции и отопления с подачей воздуха вентилятором. В летнее время можно обеспечить дополнительный воздухообмен при помощи подвижных лобовых и боковых стекол. На переднем и заднем стекле имеются очистители. Сидение для водителя может регулироваться по высоте.