В связи с кризисом в экономике и прочих отраслях в нашей стране и ряде других стран многие стараются заработать любыми методами – вот автолюбители, например, столкнулись с тем, что стали воровать колеса с их автомобилей. Это очень неприятная ситуация, ведь машина превращается в недвижимость, и необходимо еще потратить некоторую - отнюдь не маленькую - сумму денег на приобретение новых колес.
Сейчас есть эффективное средство от воровства – секретный болт на колесо. Он снабжен специальным ключом-головкой, а обыкновенный баллонный ключ на такой болт просто не наденется. На многочисленных автофорумах и площадках для общения горячо обсуждают эти приспособления – всем интересно, эффективны ли они, ведь цена самого простого комплекта начинается от 1500 р.
Итак, далее обсудим, что собой представляет пресловутый секретный болт на колесо, в чем его преимущества и как обезопасить себя от возможных потерь.
Как появились «секретки?
Это не изобретение последних дней – секретный болт на колесо был изобретен еще до Второй мировой войны. Кстати, изобрели это приспособление итальянцы. В Италии тогда был довольно низкий уровень жизни, и маргиналы преимущественно из южных частей страны навещали северных соседей с целью кражи колес, автомобилей и всего того, что можно было угнать, унести, увезти.
Чтобы защититься от этих грабителей, жители северных районов и придумали этот хитрый крепеж для колес. Массовое производство также запустилось в Италии, но уже после войны.
Секретки в России
В России секретный болт на колесо появился в семидесятых годах, во время дефицита. Нестандартный способ крепежа являлся практически единственным эффективным средством против краж. Воровство колес тогда было серьезной проблемой – их нельзя было так просто взять и купить в магазине.
Те счастливцы, которым удавалось по работе попасть за границу, привозили комплекты такой защиты из командировок. Также их изготавливали и в СССР - на заводах и просто в гаражах. Головки таких крепежных элементов, конечно, не оснащались супер-эффективными шлицевыми или зубчатыми соединениями. Первые секретки представляли собой болт, головка которого была обточена в виде цилиндра. Штифты на торцевой головке смещались от центра. Ключ имел внутри отверстие, с помощью которого можно было открутить секретный болт колеса.
Устройство и назначение
Сейчас для того, чтобы обезопасить дорогие или просто нештатные колеса, автолюбители также применяют эти решения. Принцип действия все тот же, однако в конструкции головок произошли серьезные изменения.
Современные болт и ключ к нему чаще всего имеют сложный профиль. Чтобы вскрыть такой крепеж без оригинального инструмента, необходимо либо приложить массу усилий, либо очень долго и упорно подбирать подходящий инструмент.
В 90-х были широко распространены гайки и болты к ним с внешним профилем. Они были максимально просты в производстве, а стоили эти наборы недорого. Но выяснилось, что для того, снять эти «секретки», злоумышленнику достаточно воспользоваться плоскогубцами или газовым ключом с длинной ручкой.
Болт с внутренним рисунком имеет пазы на внутренних стенках отверстия, а значит, выкрутить его без специального инструмента довольно сложно.
Как выбрать секретный болт на колесо
Выбирая подходящий комплект, следует очень тщательно проверить болты – важно посмотреть, а действительно ли болт не выкрутится без ключа. Не следует приобретать и слишком крупные и тяжелые конструкции – они могут существенно нарушать балансировку колеса.
Не самый последний критерий и длина болта – лучше всего, если она будет соответствовать длине штатного болта. Если крепежный элемент слишком длинный, тогда при вкручивании его колесо прижмется к ступице не до конца. Если же он будет короче, чем нужно, тогда есть серьезный риск его выкручивания – это может случиться даже на ходу.
Надежность и эффективность
Итак, чем меньше выступает головка болта, тем сложнее будет зацепиться за нее с помощью каких-либо инструментов. Зачастую секретные болты на колеса ВАЗа для литых дисков имеют практически не выступающие за край отверстия в диске головки. Что касается подбора злоумышленником подходящего ключа, то вероятность такого действия сводится практически к нулю.
Другой фактор, влияющий на надежность – это то, как хорошо проработаны защитные элементы на пазах, проточках и выступах. Мелкие проточки и пазы могут вылиться в большую проблему. Ключ может и не войти в них в том случае, если они даже просто грязные.
Также можно отметить сложность рисунка – здесь важно число точек, по которым вставляют ключ. Чем больше площадь таких точек, тем меньше риск их случайного сворачивания. Важный фактор – марка и качество металла, из которого изготовлен болт. Точнее, даже не сама характеристика сплава, а устойчивость металла к высверливанию. Твердые сплавы позволяют создать более точный рисунок, подобрать ключ к которому может быть очень и очень сложно.
Например, дорогие комплекты азиатского изготовления производятся из качественных японских сталей. Из этих же сплавов изготовлены и тормозные суппорты.
Существенно влияет на уровень безопасности колес и уникальность секретного болта. Важно даже количество, в котором была выпущена партия этих крепежей. Зачастую эффективность тем выше, чем меньше комплектов было выпущено. По объему партии можно сказать и о качестве изделия – наиболее простые решения, который стоят от 150-200 р., продаются в огромных количествах, и подбор ключа для них – дело одного-двух часов. Естественно, чем меньше партия, тем выше цены.
Оригинальные секретные болты
Автопроизводители предлагают и свои оригинальные решения, которые выпускаются на тех же заводах, где изготавливают детали для машин. Преимущество их в том, что в случае утери ключа перед водителем не будет стоять вопрос о том, как снять секретный болт с колеса. Подходящий ключ можно приобрести по уникальному коду. Стоимость таких комплектов зачастую начинается от 3000 р.
Как снять секретный болт
Конечно же, лучше всего доверить эту работу профессионалам – тогда эти болты, возможно, еще смогут использоваться по назначению. Самостоятельно решить такую проблему можно только варварскими методами. Есть и специальные инструменты, которые специально "заточены" для таких задач. И вопрос "как выкрутить секретный болт на колесе" не будет волновать владельца такого набора, но они достаточно дорогие.
Можно посоветовать очень сильно затянуть обыкновенные болты на колесе – так снимается нагрузка с секретного крепежного элемента. Затем колесо поднимается домкратом, и молотком стучат по секретке со всех сторон. Далее колесо опускают, а все остальные болты выкручивают. Устали? Однако это еще не все! Затем колесо снова поднимают и обрабатывают секретный болт специальным составом, например WD-40. Затем стандартные крепежи снова устанавливаются и затягиваются с максимально возможной силой. После этого секретка расслабится, и её можно будет выкрутить головкой.
Также можно воспользоваться экстрактором для гаек. Это довольно эффективный вариант. Экстрактор просто забивают кувалдой поверх головки, а затем баллонным ключом болт откручивается.
Резюме
Вот, собственно, и все. Это достаточно надежный вариант защитить себя от воровства. Автовладельцу, не снимая колеса, можно вкрутить секретный болт и спокойно спать по ночам.