Среди категорий политологии одно из центральных мест занимает понятие политический режим. Прежде чем рассматривать содержание данной категории, следует сделать одну оговорку, без которой выяснение сущности политического режима будет ошибочным и научно необоснованным.
Дело в том, что политический режим органично связан с такой важнейшей категорией политической науки, как политическая система. В рамках обыденного мышления, в публицистике и других околонаучных трактовках сложился определенный стереотип понимания политического режима как чего-то, что имеет явно оценочный характер. То есть, если говорят о чем-либо позитивном в политической реальности, например, о политической системе, которую необходимо преподнести читателю (слушателю) позитивно, как правило, в контексте употребляют понятие политической системы.
И другой подход, при описаниях политических реалий с заданно негативным отношением, используется категория политический режим. Этот взгляд совершенно ошибочен, он не имеет ничего общего с научным подходом к политологическому анализу. Дело в том, что современная политическая наука трактует политическую систему в двух значениях. В рамках одного из них политическая система представляет собой реально существующий механизм реализации власти в том или ином государстве, на том или ином уровне.
В соответствии с общепринятыми признаками политические системы классифицируются, и одной из наиболее распространенных классификаций является выделение демократического типа политической системы, авторитарного и тоталитарного. На протяжении своего существования политическая система может находиться в различных состояниях, то есть, быть более демократичной или приобретать черты авторитарно-тоталитарного типа. Так вот, именно такое конкретное состояние политической системы конкретного государства в конкретный исторический период и характеризует категория - политический режим. При этом она не несет никаких оценочных нагрузок, а только фиксирует состояние политической системы данного общества в конкретный момент времени. К примеру, мы долгое время жили в рамках советской политической системы, которая была практически неизменной на протяжении всего своего исторического времени. Однако, в зависимости от того, кто стоял у власти, и какая политическая атмосфера формировалась в обществе, мы выделяли режим «оттепели» (Н. Хрущев, сталинский режим, режим застоя (Л. Брежнев), режим перестройки (М. Горбачев).
Исходя из данного подхода, режим выступает производным явлением от политической системы и понимается как определенная совокупность конкретных параметров политического, идеологического, экономического и социального укладов, обеспечивающих осуществлению власти в данном обществе в данное время.
На протяжении становления современного политического знания, сформировался достаточно адекватный и, в какой-то мере, универсальный перечень критериев, по которым осуществляется классификация политических режимов. Однако ключевым принципом при классификации того или иного режима является понимание того, что он отражает свойства политической системы, а потому к нему могут и должны применяться те же методики выделения типов, которые используются в классификации политических систем.
Основные современные политические режимы классифицируют на основании таких критериев, как мера осуществления власти, способы рекрутирования власти, характер взаимодействий власти и общества, свойства запретов, которые существуют в обществе, роль идеологии, тип политического лидерства, роль партий, место органов подавления в системе власти и иные. В соответствии с этими критериями, наиболее часто принято делить политические режимы на демократические, тоталитарные и авторитарные. Следует иметь в виду, что нет практически ни одной политической системы, которая бы существовала в «чистом виде», то есть обладала характеристиками какого-то одного типа режима. Как правило, все существующие в политической реальности режимы имеют интегративный характер и сочетают в себе признаки разных типов.