ПТЭ что устанавливает? Правила технической эксплуатации железных дорог

Инфраструктура железнодорожного сообщения представляет собой сложный технико-эксплуатационный комплекс. В его содержании задействуется широкий спектр средств механического обеспечения, которые требуют тщательного контроля и обслуживания. Малейшее нарушение способно привести к аварии или даже катастрофе с непредсказуемыми последствиями. По этой причине транспортные организации строго придерживаются правил технической эксплуатации (ПТЭ). Что устанавливает этот документ? В первую очередь он ориентирован на профилактические меры, которые позволяют обеспечить надежность использования технической базы железнодорожной инфраструктуры на текущий момент, а также продлить рабочий ресурс ее составляющих. Достигаются эти задачи выполнением специальных обслуживающих мероприятий.

птэ что устанавливает

Что входит в железнодорожную инфраструктуру?

Компонентный перечень объектов, которые участвуют в обслуживании железных дорог, может изменяться в зависимости от конкретных условий эксплуатации и нагрузки на транспортную линию. Но есть и базовые элементы, входящие в данный комплекс. В первую очередь это пути перегонов на станциях, выступающие непосредственным продолжением транспортного сообщения. Также инфраструктура включает в себя вагоны разных видов, которые могут использоваться для перевозки грузов или людей. Весьма ответственным объектом является и блок-участок. Это функциональная часть межстанционного перегона, в перечень задач которой входит организация связи и сигнализации.

Надо отметить, что автоматические средства подачи сигналов относятся к объектам, которые наиболее жестко регламентируются ПТЭ. Что устанавливает свод правил в этой части? Это поддержка исправной работы сигнального обеспечения, контроль параметров функционирования и регулярное выполнение поверочных операций. На современных станциях все чаще применяются электронные системы контроля блок-участков, что, с одной стороны, избавляет персонал от лишней работы, но с другой – накладывает большую ответственность на сотрудников, обязанных поддерживать корректность функционирования оборудования.

Общие обязанности обслуживающего персонала

железнодорожные перевозки

Техническое и эксплуатационное обслуживание инфраструктуры выполняют уполномоченные лица непосредственно от организации, обеспечивающей железнодорожные перевозки, или же сотрудники сторонних компаний, взявшие на себя соответствующие обязанности в рамках договора. В круг задач персонала входит обеспечение безопасных условий для маневрирования техники в рамках конкретного железнодорожного хозяйства. Это означает постоянное поддержание исправности технических компонентов инфраструктуры, предотвращение случайных опасностей и угроз.

В штатном режиме сотрудники станции должны обслуживать и железнодорожный транспорт. Правила предписывают им также своевременно предпринимать меры, направленные на устранение возникших неисправностей. В частности, к наиболее распространенным нештатным ситуациям относится преграждение путей. В таких случаях работники обязаны подать соответствующие сигналы обслуживаемым составам и предпринять усилия по ликвидации возникшей проблемы посредством очистки железнодорожной линии.

Профилактический осмотр компонентов инфраструктуры

Правила предписывают обслуживающему персоналу не только бороться с нештатными неисправностями, но и заранее фиксировать риски их возникновения. Реализуется этот комплекс мер с помощью регулярного осмотра железной дороги с прилегающими объектами. К примеру, ревизии подвергаются технологические сооружения, пункты контроля с автоматизированным оборудованием, устройства и служебные здания, а также непосредственно железнодорожные пути не общего пользования. Важной особенностью такого осмотра является дифференциация прав допуска применительно к разным категориям персонала, выполняющего ПТЭ. Что устанавливает стандарт в этой части? Правила указывают, что владелец обслуживаемой инфраструктуры должен определять членов комиссии, которые производят осмотр в установленном порядке. На основе полученных данных ревизии составляется документация с указанием характеристик состояния вверенных объектов.

Организация условий ремонтных работ

изменения птэ железных дорог

Важную роль в организации ремонтных операций играет планирование графика и условий для их реализации. В частности, заблаговременно руководитель и комиссия определяют технологические окна, в которых возможно произведение работ. Эти промежутки могут длиться в среднем 1-2 часа. При этом каждое мероприятие такого рода предполагает усиленную поддержку систем сигнализации, которые будут контролировать происходящее на рабочем участке. Как предписывают правила технической эксплуатации железных дорог, сотрудники обязаны установить радийную или телефонную связь между рабочими, диспетчерским пунктом и руководителем. Непосредственное производство строительных работ могут выполнять специализированные бригады, комплексы машин и механизированные колонны. В штатном режиме эксплуатации регулярному произведению работ подвергаются искусственные сооружения, железнодорожные пути, контактные сети, устройства блокировки и централизации.

Создание условий для закрытия и открытия перегона

Необходимость проведения более масштабных нештатных строительных и ремонтных работ также предполагает соблюдение регламента. Закрытие путей общего пользования требует соответствующего приказа от руководителя конкретной железнодорожной инфраструктуры. По времени такой режим может длиться 1-2 суток с обязательным уведомлением федерального ведомства ЖД. При этом извещение должно быть направлено за 10 суток до момента закрытия. Кроме этого, требования ПТЭ отмечают, что сигнал для закрытия дорог не общего пользования может поступать только от федерального ведомства ЖД. В свою очередь, открытие перегона восстанавливает действие сигнализационных устройств, системы блокировки и централизации, электроснабжение и связь в соответствии с распорядительным приказом.

птэ ржд

Допуск компонентов инфраструктуры к эксплуатации

Ввод каждой единицы технического оборудования, механизированного комплекса, автоматизированного оснащения или аппаратуры производится только после тщательной экспертизы и испытания. Эти работы также поручаются специальной комиссии, после чего выполняется приемка эксплуатирующими сотрудниками. К слову, и сами участники обслуживающей бригады должны иметь допуск к работам с конкретными объектами инфраструктуры. Практикуется и консервация оборудования, на ресурсах которого осуществляются железнодорожные перевозки и вспомогательные технологические операции. Для таких работ применяются регламенты, которые предписывают к выполнению уже изготовители конкретных агрегатов. После истечения срока консервации также выполняется комплексная проверка работоспособности оборудования и его соответствия поставленным задачам использования.

Поддержание расстояния между путями

птэ железных дорог

Одним из важнейших условий стабильной и безопасной эксплуатации железнодорожного комплекса является поддержание оптимальных параметров расположения путей. В частности, промежуток между осями на двухпутных перегонах по прямой линии должен составлять 410 см. Этот показатель увеличивается, если речь идет о четырехпутных линиях, которые приходятся на осевые линии второго и третьего порядка. В данном случае расстояние может достигать уже 500 см. В качестве самого короткого промежутка правила ПТЭ устанавливают расстояние между осями, рассчитанными для перегрузки грузов из вагона в вагон – оно составляет 360 см.

Организация системы освещения

Организация освещения также имеет большое значение в процессе обслуживания и эксплуатации железнодорожных путей. Свет необходим для произведения работ при приеме и отправлении поездов, в ходе погрузочно-выгрузочных действий и т. д. Для организации таких систем используются современные прожекторы. В целях экономии средств на электроэнергию многие станции и пункты обслуживания вагонов переводятся на светодиодные устройства, которые также отличаются высоким техническим ресурсом. Другое дело, что ПТЭ РЖД запрещают использовать отдельные модели осветительных устройств, которые могут негативно влиять на отчетливость видимости сигнальных огней.

требования птэ

Системы контроля работы инфраструктуры

Немалая часть функционального оснащения железнодорожной инфраструктуры приходится на автоматизированные узлы и агрегаты, а также на вышеупомянутые системы освещения. В распоряжении ответственного работника служебного помещения имеется средство дистанционного управления разъединителями, контролирующие аппараты технического состояния составов, средства сигнализации и радиосвязи. В соответствии с ПТЭ железных дорог, набор автоматических средств управления должен строго учитываться. В служебном здании управления не должно быть посторонних приборов, а к работе с нормативной аппаратурой не допускаются люди, которые не соответствуют требованиям к операторской должности в данной отрасли.

Меры поддержания безопасности для пассажиров

К местам эксплуатации пассажирами относятся здания, терминалы, платформы и переходные объекты железнодорожного комплекса. Еще на этапе проектирования данных сооружений и конструкций специалисты закладывают характеристики, необходимые для обеспечения безопасного перемещения людей. К примеру, сохранение переходов в виде мостиков и туннелей на одном уровне с путями предполагает включение специальных пешеходных настилов, указателей и предупредительных знаков, соответствующих ПТЭ. Что устанавливает данный норматив в современном своде правил? Помимо мер обеспечения безопасности, стандарты также предписывают организацию комфортного пребывания пассажиров. Для этого организуются также места отдыха, павильоны, автоматические пункты обслуживания и т. д.

Заключение

правила птэ

Состояние российских железных дорог в целом находится на удовлетворительном уровне, хотя не во всех регионах отмечается распространение высокотехнологичного оборудования, аппаратуры и тех же сигнализационных устройств. В то же время изменения ПТЭ железных дорог ориентируются как раз на внедрение передовых решений и в части механизированного обслуживания, и в плане инновационных систем контроля. К примеру, вносятся коррективы в регламенты, касающиеся организации взаимодействия между сотрудниками разных станций. В перечнях возможных средств связи появляются мобильные устройства, но также сохраняют актуальность и традиционные решения, которые нередко выигрывают у более технологичных аналогов в показателях надежности выполнения функций.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.