Галерея Шилова Александра Максовича, академика живописи, – эксклюзивная коллекция работ художника, которые он с любовью и вниманием к людям создавал за годы творческой жизни. Когда произведений накопилось много, свыше трехсот пятидесяти, то живописец в 1996 году обратился в Государственную Думу РФ и предложил свои работы в дар Родине.
Появление галереи
Музей Шилова открылся в 1997 году на Знаменке в д. 5. Это здание было построено архитектором Е. Е. Тюриным. После передачи художником еще 400 работ было принято решение об увеличении площади галереи. Подходя к музею, посетитель начинает понимать, что он входит в храм, где царит искусство.
Вход украшен симметричными нишами, в которых стоят статуи. Двери обрамляют две пирамидальные туи. Войдя в просторный вестибюль, выполненный в теплых золотисто-розовых тонах, гость, даже не начав осмотра, настраивается на возвышенный лад. Колонны, лепнина, изумительный наборный пол – все поражает при входе. Поднявшись по невысокой широкой мраморной лестнице, можно начать осмотр экспозиции. Даже ради того, чтобы осмотреть интерьеры, имеет смысл посетить музей Шилова. Не каждый день оказываешься в великолепном дворце.
Прежде чем начать путешествовать от картины к картине, мы предварительно познакомимся с основными этапами жизненного пути художника.
Краткая биография А. М. Шилова
Александр Максович Шилов родился в холодной, голодной, военной Москве в октябре 43-го года. С четырнадцать лет он начал учиться рисованию и живописи, получив высшее художественное образование в 1973 году. Спустя три года был принят в Союз художников. Увлекающийся художник состоял несколько раз в браке. От второй жены у него родилась дочь Машенька, которую он трепетно любил. Ребенок тяжело заболел и умер. Художник мечтал увидеть ее взрослой красавицей.
Вот такой она могла вырасти. К сожалению, никакие деньги при серьезных заболеваниях не помогают. Портреты любимой дочери можно увидеть, если посетить музей Шилова.
Характеристика творчества художника
Произведения А. М. Шилова всеми воспринимаются неоднозначно. Он выбрал для работы стиль, который называется реализм. Эта манера работы доступна восприятию многих людей, тем более что Александр Шилов картины пишет с поразительной фактурной достоверностью. Бархат у него действительно такой мягкий, что хочется погладить рукой, атлас блестит и переливается, легкий полупрозрачный шелк ложится мягкими складками, прозрачные кружева светятся.
Колорит его картин благороден и скромен. Мастер любит не только масляную живопись, но и пастель, техническими возможностями которой он великолепно овладел. Его произведения следует посмотреть, чтобы сделать самостоятельный вывод, что лучше: «Черный квадрат» Малевича, с которым носятся уже почти столетие, или работы нашего современника. В творчестве Шилова преобладает портрет, хотя, конечно, имеются натюрморты и пейзажи. Его работы полны романтики и той доли красоты и чистоты, которой не хватает в суровых буднях. Мы, к сожалению, заняты добыванием хлеба насущного, и нам некогда остановиться и вглядеться в лицо ветерана. Художник позволяет нам замереть перед портретами не только государственных деятелей, но рядом с обыкновенными старичками и старушками. На их лицах – прожитый непростой путь. Взглянем на один портрет, который представляет музей Шилова.
«Дальше тишина»
Натруженные крупные руки, морщинистое благородное лицо, усталость во всей позе. Чуть обтрепанные лацканы аккуратного пиджака, скромная кепка на коленях. А ведь когда-то он был юн, полон сил и надежд. Время забрало все.
Даже если пожилой человек окружен большой семьей любящих людей, то он не может не задумываться, для чего ему была дана жизнь, и что будет после. «Вы не боитесь смерти? – спрашивал философ у своих учеников. – Значит, вы о ней не думали». Просто крик души вырвался у древнего поэта, когда спрашивал Бога с надеждой: «А есть ли за смертью жизнь?». Он придумал замечательную метафору. Поэт сравнил смерть с Гангом, впадающим в огромный океан. Если наша маленькая сущность вольется в нечто величественное, то и смерть не страшна, ее не будет. О чем старик задумался, тяжело опершись на свою палочку, без которой он не может обходиться? Все портреты заставляют задуматься. Какой-то – над радостью невесты, другой – над гордостью ветерана. Они не оставляют равнодушными и переворачивают что-то в душе зрителя. Но для того и создана галерея Шилова.
Натюрморт
В простом глиняном кувшинчике на белой льняной скатерти поставлен яркий букетик анютиных глазок.
Ровный серовато-коричневатый фон не отрывает от созерцания незамысловатых, живущих всего день-два нарядных цветочков. Прекрасный колорист составил замечательный букет, который проживет долгую жизнь и порадует не одно поколение зрителей.
Зимний пейзаж
Необыкновенно хороши портреты, которые создает Александр Максович Шилов. Но хочется сказать, что пейзажи, наполненные любовью к Родине, у него великолепны.
Весеннее солнышко уже заставляет просыпаться, пригревая своими лучами уголок заснеженной деревушки. Неодетые ветви деревьев уже позеленели. Деревенька затерялась на опушке леса. Снег подтаивает, обнажая кое-где прошлогоднюю траву. Ярко голубеет небо. Его отблески лежат на белом снегу поляны. На крыше ветхой избушки его почти не осталось. А за ней просматриваются блистающие на солнце купола церкви, которая стоит здесь с давних времен. Они ее пощадили, и она также прекрасна, как и лет двести назад, когда ее поставили всем миром.
Спорный художник
Шилов – это художник, который вызывает различные споры. О нем много говорят, но лучше всего самому составить свое представление о его работах, посетив музей Шилова в Москве. Только увидев портреты старичков и старушек, иноков, монахов и монахинь, известных людей нашей страны, пейзажи России в разные времена года, натюрморты, можно сказать: «мне это запало в душу» или «я это не приемлю». Никогда не стоит составлять мнение с чужих, часто пристрастных слов, как с хороших, так и с негативных.
Как работает музей
Как большинство музеев, он ежедневно открывается утром в одиннадцать часов и закрывается вечером в семь, кроме четверга, когда день посещения продлен до девяти вечера. Добро пожаловать, музей Шилова вас ждет.