Железные дороги Германии считаются одной из самых эффективных систем общественного транспорта не только в Европе, но и в мире. Поэтому путешествовать на немецких поездах не только быстро, но и комфортно. Но, разумеется, такая эффективность стоит денег. Хотя грамотные туристы, используя различные скидки и тарифы, вполне могут путешествовать по стране довольно бюджетно. Сейчас мы вам расскажем о том, как действует железнодорожный транспорт в этой стране. Вы также узнаете, как путешествовать по Германии и даже за ее пределами на поездах таким образом, чтобы это было не очень накладно для вашего кармана.
Германия: работа железных дорог
Первые поезда в этой стране появились в тысяча восемьсот тридцать пятом году. Именно тогда было открыто железнодорожное сообщение между городами Нюрнбергом и Фюрцем. Через двадцать пять лет страну покрывало восемь тысяч километров рельс. В 1925 году появились улучшенные паровозы, а в 1936-м немецкие поезда поставили рекорд скорости, впервые в мире достигнув двухсот километров в час. В 1988 году была взята еще более высокая планка. Экспериментальные поезда «Интерсити» показали возможность четырехсот километров в час. Идея об использовании электрической энергии на транспорте тоже принадлежит немцу – Вернеру Сименсу. Он же построил и пробный участок возле Берлина. Электрификация железных дорог Германии началась в девятнадцатом веке, а продолжилась после Первой Мировой войны. После объединения Германии все железные дороги стали принадлежать одному государственному монополисту под названием «Дойче Бан». Страна связана рельсами с теми государствами, у которых такая же ширина колеи. Это Франция, Швейцария, Польша, Чехия, Австрия, Дания, Люксембург, Нидерланды и Бельгия. На сегодняшний день длина железных дорог в Германии составляет сорок две тысячи километров. Это шестое место в мире по протяженности. Электрифицировано около двадцати тысяч километров.
Вокзалы
Со станций начинается любое путешествие по железной дороге. Если в небольших деревнях и поселках, как правило, бывает только один вокзал, то в крупных городах их несколько. Вы сразу поймете, что перед вами - главная станция, когда прочтете название «Хоптбанхоф». Жд вокзалы Германии чаще всего оснащены всем необходимым для путешественника. Даже на самых маленьких станциях есть кафе или бистро, билетные кассы или автоматы, табло с расписанием и указатели, как пройти к путям. Даже если нет крытого вокзала, всегда есть удобные лавочки со стеклянными стенами, защищающими от ветра. На большинстве станций действуют приспособления для людей с инвалидностью и лифты. Крупные вокзалы – это целые мини-городки. В отличие от маленьких станций они работают круглосуточно, и здесь есть множество кафе и ресторанов, а также торговых галерей и бутиков. На некоторых вокзалах открыты сетевые супермаркеты типа «Лидл». Камеры хранения есть на большинстве станций страны. Туристы предпочитают автоматические, потому что они удобнее и дешевле.
Типы поездов
Это должен знать каждый турист, путешествующий по Германии и выбирающий соответствующий его целям и бюджету тариф. В целом немецкие поезда делятся на две большие группы. У нас бы назвали их железнодорожным транспортом дальнего и ближнего следования. Еще их именуют скорыми (магистральными) и региональными. Первые обычно белого цвета, а вторые – красного. Но есть и исключения. А вот дальше система усложняется. В категорию «высокоскоростной поезд» попадают «Интерсити Экспресс», а также просто IC или ЕС. Они ходят внутри страны и за границу. Туда же относятся и спальные ночные поезда с лежачими местами. Региональные поезда – аналоги наших электричек, с той разницей, что они неизмеримо чище, комфортнее и едут со скоростью не менее ста километров в час. Пригородные же часто заменяют метро и трамваи. Курить запрещено в поездах любого типа. Это правило действует уже несколько лет.
Самый быстрый
Поезд ICE (Германия), или же «Интерсити Экспресс», считается высокоскоростным, достигая трехсот километров в час. Он также делает минимальное количество остановок. Его локомотив похож на серебристую пулю. Но довольно часто на практике скорость такого поезда мало чем отличается от других магистральных. «Интерсити» хорошо пользоваться, если вы преодолеваете расстояние в пятьсот-шестьсот километров и, к примеру, едете из Кельна в Берлин или Мюнхен. Так вы не только экономите час или полтора, но и не делаете пересадок, неизбежных на других типах поездов. Они также отличаются повышенным уровнем комфорта. Ходят такие поезда обычно днем. Время путешествия можно сравнить с передвижением в автомобиле, зато оно пройдет намного комфортнее!
Вагоны ICE
Здесь все продумано для удобства пассажиров. Класс вагона в «Интерсити Экспресс» обозначается большой цифрой серого цвета. Номер находится на электронном табло рядом с дверью. Там же можно увидеть и маршрут, по которому движется высокоскоростной поезд. Кстати, при посадке будьте внимательны. Часто состав делят надвое, и одна половина может уйти совершенно в другое место. Двери закрываются автоматически. Места сидячие. Во втором классе обычно находятся два ряда спаренных кресел. Между ними – проход. В центре вагона есть несколько сидений друг напротив друга. У каждого кресла есть столик. Внизу под окном – розетка для ноутбука. На некоторых поездах работает вайфай. В ручке кресла есть разъем для наушников, чтобы слушать радио. Багаж можно размещать как на полках над сиденьями, так и в специальных отсеках. В некоторых вагонах есть шестиместные купе. На табло в торце показывается, с какой скоростью двигается поезд. Вагоны обычно герметичные, а рельсы бесстыковые, поэтому шума не слышно.
Другие магистральные поезда
Между крупными городами Германии ходят так называемые «Интерсити». Эту маркировку носит обычный скорый поезд. Он уже не выглядит так «космически», как «Интерсити Экспресс». Места тоже сидячие. Большинство имеют столики и розетки. Иногда на весь поезд есть два десятиместных купе. Если же вы едете подобным скорым в другие страны, то он будет иметь маркировку ЕС. Часто можно видеть, как пассажиры занимают своими вещами соседние места. Это немецкий обычай. Освобождают такое место только по просьбе других пассажиров. Один из вагонов – это ресторан. Он разделен на две части. В первой из них – с барной стойкой и высокими столиками – можно заказать чай, кофе или пиво. А вторая представляет собой настоящий ресторан с официантами, меню и красивыми приборами на скатертях. Ночные поезда называются «СитиНайтЛайн». Там есть купе с лежачими местами, где выдается постельное белье. Обычно они связывают мегаполисы. Если такие поезда двигаются между европейскими столицами или крупными городами, то они маркируются как «ЕвроНайт».
Региональный и пригородный железнодорожный транспорт
К этому виду поездов относятся уже не только государственные, но и частные линии. Обычно они ходят на расстояние сто-двести километров. Региональные экспрессы делают остановки в крупных городах. Железные дороги Германии имеют особые разновидности этого типа поездов не некоторых маршрутах. Они называются межрегиональными экспрессами. Есть поезда, которые делают частые остановки. Их называют просто региональными. Пригородный же транспорт, который входит в систему железных дорог – это «С-бан» или же «Штадт-бан». Такие поезда обычно проходят через крупные города и/или соединяют соседние населенные пункты. Они являются частью сети местного транспорта. Такие поезда ходят как в туннелях (вместо метро), так и по наземным линиям (как трамваи). Ими можно пользоваться при поездках внутри города и по окрестностям.
Какие бывают тарифы на скорые поезда
Железные дороги Германии на первый взгляд имеют довольно запутанную систему покупки билетов. Однако, если в ней разобраться, можно найти большие выгоды для себя. Существуют так называемые базовые тарифы. Цены на них, так сказать, кусаются. Если вы захотите поехать по такому тарифу из Берлина, к примеру в Дортмунд, то заплатите около девяноста евро за обычный скорый поезд. А «Интерсити Экспресс» обойдется даже в сотню. Поездка в Дрезден из столицы Германии будет стоить в два раза дешевле. Такая же система действует и на ночные поезда. Но они значительно дороже. Если проезд из Берлина в Мюнхен стоит по базовому тарифу чуть больше ста пятидесяти евро, то в ночном экспрессе цена поднимется до двухсот и даже трехсот. В скорых поездах можно (а иногда и нужно) бронировать место – у окна или прохода. Но чаще всего покупают просто проездной документ. Без брони мест садиться можно на любые незанятые кресла в вагонах второго класса. Если свободных сидений нет, можно находиться в тамбуре или ресторане.
Скидки
Однако если вы будете покупать билеты заранее, то можете попасть на сниженные цены, так называемые шпарпрайс. Тогда вы сможете уехать в тот же Дортмунд и за сорок евро. А если расстояние вашей поездки будет не более двухсот пятидесяти километров, то вы можете попробовать купить билеты за 25 и 19 Є. Правда, их количество невелико, и, чтобы их поймать, нужна изрядная доля везения. На некоторые поезда, пересекающие всю страну, можно купить билет по скидке за двадцать девять евро. Но вернуть его будет практически невозможно, если поездка не удастся. Хотите попутешествовать по Германии с комфортом, но не за заоблачную цену? Вам в помощь - все та же система шпарпрайс. Вагон первого класса (действительно, более удобный, кресла в нем похожи на самолетные) минимально будет стоить двадцать девять евро, а на далекие расстояния – 39. Цена на ночные поезда при раннем бронировании тоже может опуститься в два, а то и три раза.
Групповые билеты на региональных маршрутах
По Германии на поезде можно путешествовать и совсем дешево. Просто для этого нужно выбрать специальные скидочные билеты на региональный железнодорожный транспорт. А таких возможностей открывается масса. Например, существует безлимитный билет, с помощью которого можно кататься по территории всей страны с девяти утра до полуночи в течение одного дня на региональных поездах (исключая скорые). Он стоит сорок четыре евро на одного человека. Он даже название имеет «через всю страну из конца в конец». Но по таким билетам лучше ехать компанией – чем больше человек (до пяти), тем лучше. За каждого следующего пассажира вы платите восемь евро. В итоге большая семья или компания из пяти человек может разъезжать по всей стране в течение дня всего за семьдесят шесть евро.
Еще лучшие возможности для таких путешествий предоставляют железные дороги Германии в уик-энды. Билет выходного дня имеет те же преимущества, что и безлимитный, только он действует с полуночи и до трех часов ночи следующих суток. Кроме того, по нему за 40 евро может кататься один пассажир, а каждый последующий (до пяти) платит по 4 Є. Между прочим, подобные билеты действуют не только на поездах, но и на городском транспорте, а также на региональных автобусах в любом уголке Германии.
Федеральные предложения
Не только общенациональными могут быть групповые жд билеты. Германия, как известно, разделена на федеральные земли, и каждая из них имеет собственную систему скидок при путешествии по региону. Например, в земле Рейнланд-Пфальц региональный билет будет стоить двадцать четыре евро на одного человека. На каждого следующего пассажира (вплоть до пяти) цена увеличится еще на 5 Є. Интересно, что таким образом можно ездить не только в данной федеральной земле, но и в соседних регионах – вплоть до Майнхайма и Карлсруэ на юге, до Лимбурга и Висбадена на востоке и до Бонна на севере – и даже добраться до двух пограничных французских городов. А если вы к этому билету доплатите еще шесть евро, то получите возможность прокатиться в Люксемург. Такая скидка действует в будни, с девяти до полуночи, а в выходные – с двенадцати ночи до трех утра следующего дня. А из земли Северный Рейн-Вестфаллия на региональном билете можно заехать в Голландию и вернуться обратно. Цена его – двадцать шесть евро для первого пассажира. А по «Баварскому билету» едут даже в Австрию. Путешествие из Мюнхена в Зальцбург и назад вполне возможно за двадцать четыре евро. Существуют еще ночные билеты. Они позволяют перемещаться в пределах зоны своего действия между 18.00 и шестью утра.
Где покупать билеты
В Германии это можно делать несколькими способами. Вы можете просто пойти в железнодорожную кассу на вокзале («Райзенцентрум»). В магистральных поездах билеты в крайнем случае можно купить у контролера (но по полному тарифу и без скидок). В региональном железнодорожном транспорте лучше так не делать. Если обнаружат, что вы без билета, вас серьезно оштрафуют. В исключительном случае вы должны сами найти контролера и сообщить ему, что не смогли приобрести проездной документ. Еще можно воспользоваться самой продвинутой системой бронирования онлайн в Европе – сайтом «Дойчебан». Именно там выгодно покупают скидочные билеты «Шпарпрайс». Но для этого лучше зарегистрироваться в системе. Приобретенный через интернет билет распечатывается на принтере. Его и удостоверение личности нужно будет предъявить контролеру. Если же вы не зарегистрированы в системе, то приобрести билет для другого человека не получится. В таком случае вы должны будете показать контролеру еще и кредитную карту, с помощью которой вы его покупали.
Автоматы
Но есть самый простой и дешевый способ совершать путешествия в немецких поездах. Для этого нужно купить билеты в автомате на вокзале. Там можно приобрести проездные документы и со скидкой, и региональные, да еще и не только по кредитной карте, как в большинстве стран Европы, а за наличные, что часто удобно для иностранцев. К тому же, покупая билеты в автомате, вы платите на два-пять евро меньше, чем в кассе. Главное - это разобраться в том, как они действуют. Но после этого вы сразу же почувствуете их выгоду. К тому же ночью или на маленьких станциях билеты можно купить только в автоматах. Они, как правило, шестиязычные. Бонусом является то, что вы можете подобрать себе наиболее удобный маршрут и бесплатно его распечатать в том же автомате.
Скидочные карточки и проездные
Иногда, особенно при частых и регулярных поездках, выгодно покупать специальные предложения от «ДойчеБан». Это карты 25, 50 или 100. Цифры означают проценты скидки от обычной цены билета. Например, если стоимость поездки составляет десять евро, то с картой 25 вы платите семь с половиной, с BahnCard 50 – пять, а 100 – можете ездить по всей Германии вообще без билета. Карты действуют в течение года и являются именными. Их может использовать только один человек – тот, на которого выписан документ. Карты 100 очень дорогие и стоят минимум четыре тысячи евро. Но соединять скидки BahnCard и билетов выходного дня или региональных нельзя. Покупка такой карты имеет смысл, если общая стоимость ваших билетов без скидок составляет несколько сот евро в течение двенадцати месяцев. Есть еще и общеевропейский проездной, который называется «Интеррейл». Пользоваться им для путешествий по территории Германии дороговато, но, если вы планируете отправляться в другие страны или часто пользуетесь железнодорожным транспортом, он может вам подойти.