Компания "Фоккер" была основана в 1912 году Антоном Фоккером. Она просуществовала до марта 1996 года, когда была объявлена банкротом и распродана частями. За время существования были спроектированы и построены десятки моделей самолетов гражданского и военного назначения. В период с 1920 по 1930 годы компания являлась доминирующей среди подобных предприятий.
F50 - более успешная версия Friendship
Fokker 50 - один из представителей семейства гражданских авиалайнеров. Начало его создания было положено в 1983 году, тогда же и были опубликованы первые проекторские наработки. Модель стала продолжателем успешного F27 Friendship, который на тот момент эксплуатировался уже в течение 25 лет. Ожидалось, что это будет всего лишь модификация этого лайнера, но отличия оказались значительными. Поэтому первоначальный вариант наименования проекта (F27-050) был пересмотрен. Самолет получил собственный семейный номер. А производство Friendship на этом было прекращено.
При разработке своих самолетов компания делала упор на надежность и безопасность. Зачастую это увеличивало стоимость проектов. Все модели показали прекрасную износоустойчивость. Новый Fokker 50-ой модели получил турбовинтовой двигатель, что позволило обрести большую топливную эффективность. Конструкция винтов способствовала снижению шума во время полета.
Свой первый полет Fokker 50-ой модели осуществил 28.12.1985 года. Серийный выпуск начался с 1987 года и продолжался вплоть до 1996 года, когда произошло банкротство компании. За это время было произведено больше двух сотен Fokker 50. Фото различных вариаций представлено ниже в статье. Всего было выпущено 220 экземпляров.
Fokker 50: характеристики в базовом исполнении
Базовая версия самолета получила в свое оснащение цифровую вариацию авионического комплекта EDZ-806, произведенного в США компанией "Ханиуэлл". 4 дисплея содержат все необходимые полетные данные. Имеются датчики оповещения о поломках различных системных узлов. Установлена аппаратура, диагностирующая оборудование. Диаметр винтов, имеющих 6 лопастей, составляет 3,66 м.
Габариты (в метрах): | |
длина | 25,24 |
размах крыльев | 29,0 |
площадь крыла | 70,0 |
высота | 8,31 |
максимальная ширина фюзеляжа | 2,7 |
Габариты пассажирского отсека (в метрах): | |
длина | 15,96 |
ширина (max) | 2,5 |
высота (max) | 1,96 |
Количество мест (в чел.): | |
экипаж | 2 |
пассажиры (в зависимости от модификации) | до 58 |
Весовые характеристики (в тоннах): | |
масса пустого | 12,52 |
взлетная | 19,95 |
без топлива | 18,3 |
Нагрузки (в тоннах): | |
грузоподъемность | 5,67 |
Различные модификации Fokker 50
- 50-100 - версия базовой модели самолета, оснащенная двигателем PW125B и предусматривающая 4-дверный салон.
- 50-120 - вариация, имеющая в наличии 3 таких двери.
- 50-300 - такая версия должна была использоваться в высокогорных районах или имеющих жаркий климат. Был установлен двигатель PW127B.
- 50-320 - от 300-ой версии отличалась количеством дверей в салоне.
- 50-400 - вариация только планировалась, но так и не была запущена в производство. Предполагалось, что она будет рассчитана на 68 посадочных мест. Также должна была иметь значительно увеличенный фюзеляж.
Тип двигателя | 2 ТВД Pratt Whitney Canada PW125B (PW127B) |
Мощность | 2 х 2500 (2750) л. с. |
Крейсерская скорость | 550 км/ч |
Дальность полета | 1120 км |
Взлетный потолок | 9,8 км |
Диаметр шестилопастных воздушных винтов | 3,66 м |
Шумовые уровни (EPN дБ): | |
взлетный | 81 |
сбоку от ВПП | 85 |
посадочный | 96 |
Прекрасные технические данные, высокая степень надежности и безопасности - все это характеристики Fokker 50. Схема салона базовой модификации представлена в статье.
- Ширина салона - 2,5 м.
- Количество мест зависит от модификации.
Fokker в наши дни
Несмотря на то что выпуск данной модели прекратился более 20 лет назад, крест на использовании самолетов ставить не стоит. Они до сих пор служат человеку, перевозя грузы и пассажиров.
За все время существования модели произошло 12 аварий и поломок. Все случаи были подробно исследованы. В ходе проверок и аналитической деятельности практически во всех подобных случаях установлена вина экипажа или обслуживающего самолет персонала. Технических неполадок найдено не было. Лайнеры показали высокую долю износоустойчивости, надежность и безопасность.
Большинство экземпляров эксплуатируется теперь частными лицами или мелкими авиакомпаниями на внутренних рейсах малой протяженностью. Зачастую происходит переоборудование полностью под перевозку грузов.
В России рассматривалось использование данных самолетов как достойная замена "Ан-24". Препятствием является отсутствие сертификации.
В странах СНГ широко используются на многих линиях. Например, на данный момент замечены в компании AirAstana на маршруте Астана-Павлодар-Астана.