Мировая статистика показывает, что примерно 500 миллионов человек на нашей планете - это люди с ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ). Этот термин предполагает наличие психических, сенсорных или двигательных дефектов. Из общей массы выделяется 150 миллионов детей. Хотя современная медицина и шагнула далеко вперед, а специалисты прилагают все возможные усилия, ежегодно наблюдается медленное, но стабильное увеличение этого числа.
Если опираться на характер нарушений, то можно понять, что некоторые из них излечимы в процессе развития ребенка, другие же лишь компенсируются, а явные признаки сглаживаются. От сложности и характера нарушений зависит работа педагога с ребёнком, развитие его навыков и умений, а также дальнейший прогресс в обучении. В связи с этим разрабатываются АОП для детей с ОВЗ. Что это такое, рассмотрим далее.
Дети с ОВЗ
Если рассматривать основную классификацию ограниченных возможностей, то следует выделить следующие нарушения:
- расстройство поведения или общения;
- слуховые нарушения;
- зрительные расстройства;
- с речевыми дисфункциями;
- с изменениями опорно-двигательного аппарата;
- с отсталостью умственного развития;
- с задержкой психического развития;
- комплексные нарушения.
Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ необходимы в качестве коррекционных схем обучения и воспитания таких ребят. Схемы помогают уменьшить степень нарушения или вообще избавиться от дефектов. К примеру, в обучении детей со зрительными дефектами применяются специальные игры, улучшающие восприятие этого анализатора.
Суть адаптированной образовательной программы
Современная педагогическая отрасль, а точнее, ее теория и практика, претерпевают значительные изменения. Наблюдается смена образовательной парадигмы в сфере специального и общего образования. Сейчас акцентируется внимание на адаптирование образовательных программ под индивидуальные особенности каждого ребенка.
Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ - это уникальные программы, созданные специально для ребят, имеющих ограничения по состоянию здоровья. В разработанных документах учитываются особенности нарушений и психофизического развития, индивидуальные возможности ребенка.
АОП для детей с ОВЗ обеспечивает коррекцию имеющихся у ребенка нарушений в развитии, а также его адаптацию к общественной жизни.
АОП для особенных детей
Создается адаптированная программа образования, предназначенная для детей с психическими и физическими нарушениями, специально, чтобы определить цели и содержание педагогического процесса, особенности их раскрытия в предметах. Кроме того, определяются педагогические техники, необходимые для непосредственного образовательного процесса.
Согласно предметным программам, создаются и рабочие документы. Сейчас они составляются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. В программе прописаны задачи и цели изучения того или иного предмета, а также критерии оценки знаний и способностей учащихся с ОВЗ.
Также составляется индивидуальный учебный план, который помогает установить необходимое количество часов, выделяемых определенным педагогам.
Цели адаптированной образовательной программы
АОП для детей с ОВЗ в школе и детских садах гарантируют осуществление полноценного учебного процесса. Одновременно сохраняются коррекционные направления педагогического процесса, которые можно изменять, дорабатывая методы и приемы обучения.
К целям АОП для детей с ОВЗ относятся:
- Коррекция нарушений и дефектов, преодоление неуспеваемости и прочих проблем.
- Реабилитация ребенка, то есть привлечение его к общественной жизни.
- Выработка внутренней мотивации и стимулирование ребенка с ОВЗ.
Задачи образования для детей с ОВЗ
Для решения основных образовательных задач АОП для детей с ОВЗ необходимо:
- Создать условия для исправления или сглаживания имеющихся нарушений в процессе развития, обучения и адаптации ребенка (использование различных педагогических подходов).
- Создать условия для того, чтобы ребенок с определенными нарушениями получал необходимые знания по всем предметам, которые имеют практическую направленность.
- Создать условия для комфортного развития личности ребенка во всех образовательных направлениях, его адаптации в обществе.
- Сформировать общую культуру личности учащегося за счет освоения хотя бы минимума из программы образования.
- Создать условия для формирования духовно-нравственных качеств личности.
- Создать условия для формирования задатков здорового образа жизни, получения знаний о важности здоровья.
Польза адаптированной программы
Содержание АОП для детей с ОВЗ составляется, исходя из индивидуальных особенностей каждого учащегося. Обучение по этим программам имеет развивающий и коррекционный характер. Кроме того, учитываются дополнительные коррекционные занятия, дополняющие основную программу. Они необходимы для преодоления проблем и трудностей в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Эти занятия предусматривают АОП для детей с ОВЗ. ДОУ внедряют подобные программы в свои учебные планы. Дополнительные занятия помогают успешно продвигать общее развитие некоторых детей, корректировать их недостатки, психофизическое развитие, а также ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях.
Индивидуальные занятия может проводить психолог или учитель-предметник, а также логопед, дефектолог и прочие специалисты.