Не всегда развитие дошкольников находится на высоком уровне. Иногда приходится прилагать специальные усилия, чтобы развить в детях те или иные умения. Для этого психологами-педагогами разрабатывается коррекционно-развивающая программа. Она ориентирована на определенные навыки, требующие особого внимания.
Бывает и такое, что у какого-то одного конкретного ребенка возникают проблемы, тогда для их решения используется индивидуальная коррекционно-развивающая программа.
Коррекционная программа "Давай дружить": актуальность
В процессе развития ребенок проходит множество этапов, и все они связаны со взаимодействием со сверстниками. Давно известно, что без общения человек не может существовать в социуме. Общение находится в основе развития личности.
Особенностями общения между дошкольниками является его разнообразие, эмоциональность, необычность и инициативность. Но не все так гладко, как кажется - очень часто между дошкольниками возникают конфликты. Это может происходить и из-за нарушений в эмоциональной сфере. Вот здесь и будет необходима коррекционно-развивающая программа. Она, в основном, ориентирована на детей старших групп детсада, которые имеют какие-либо проблемы в коммуникативной сфере.
Коррекционно-развивающая программа для дошкольников включает в себя 3 цикла:
- "Это я?" Цель: снижение уровня тревожности, агрессивности, увеличение активности и самооценки.
- "Я и мои чувства". Цель: расширение знаний об эмоциях и их понимание.
- "Я и мои друзья". Цель: улучшение коммуникативных навыков дошкольников.
Чему учит коррекционно-развивающая программа: цели и задачи
Цель данной программы: изменение эмоциональной и волевой сферы ребенка, снижение уровня тревожности, совершенствование навыков общения.
Задачи:
- Научить дошкольников узнаванию эмоций и чувств.
- Снизить их тревожность.
- Развить открытость.
- Научить сочувствовать.
- Помочь детям построить правильные равноправные отношения со сверстниками.
- Научить терпению.
Для того чтобы решить эти задачи, коррекционно-развивающая программа включает в себя следующие методы работы:
- психогимнастику;
- релакс;
- рисование;
- песочную терапию;
- дискуссии по проблеме;
- игры с психологическим уклоном;
- ролевое проигрывание проблемы;
- дыхательную гимнастику.
Психодиагностический инструментарий
Для эффективности, коррекционно-развивающая программа применяет следующие диагностические методики:
- Методика "Паровозик". Выявление положительных и отрицательных психических состояний дошкольника.
- "Лесенка". С помощью данной методики определяется уровень самооценки дошкольников.
- Опросник Захарова. Для выявления страхов или же их отсутствия.
- Опросник М. Дорки, В. Амена. Для выявления уровня тревожности.
- Рисование человека или несуществующего животного. С помощью данной методики можно выяснить характеристики личности.
- Опросник Романова. Для выявления уровня агрессивности.
- Беседа с дошкольниками.
- Наблюдение за учебными занятиями или свободной деятельностью. Особенно хорошо это делать, наблюдая за дошкольниками в сюжетно-ролевой игре.
- Анкетирование педагога по опроснику Романова.