Во время работы двигателя выделяются не только отработавшие газы. Мало кто знает о картерных. В нижней части двигателя скапливаются пары топлива, масла и воды. Их накопление ухудшает и дестабилизирует работу мотора. Чтобы удалить эти вещества, в конструкции автомобиля предусмотрен клапан вентиляции картерных газов. Туарег им тоже оснащается. Что это за элемент и как он устроен? Ответы на эти и многие другие вопросы вы прочитаете в нашей сегодняшней статье.
Характеристика
Отметим, что система вентиляции картера используется очень давно. Суть ее работы весьма проста – внутренняя часть двигателя соединяется с выпускным коллектором при помощи шланга. Под действием силы разрежения скопившиеся в двигателе вода и пары масла обратно забираются во впускной тракт.
![клапан вентиляции картерных газов бмв](http://fb.ru/misc/i/gallery/12663/1704433.jpg)
На автомобилях BMW клапан вентиляции картерных газов устроен таким образом, чтобы газы двигались только в одном направлении.
Типы
Существует два типа данных систем:
- Открытые.
- Закрытые.
Первый тип использовался на старых моторах. Здесь вентиляция производилась в крышке толкателей через отводную трубку. Все газы выходили наружу, в подкапотное пространство. Система была малоэффективной, поэтому в конце 70-х автомобильные производители стали использовать закрытый клапан вентиляции картерных газов. «Опель» не стал исключением. Преимущества такой системы были в следующем:
- Снижался уровень выброса веществ в атмосферу.
- Двигатель не испытывал «голодания» и стабильно работал на любых оборотах, выдавая нужную тягу.
- Снижалось давление внутри картера. Это способствовало большему ресурсу сальников и прокладок (в открытой системе их попросту выдавливало).
Также различают клапаны по типу отвода газов во впускной коллектор. Существует прямоточный клапан вентиляции картерных газов и принудительного типа. На автомобилях «Волга» с двигателями ЗМЗ-402 отвод паров бензина и масел осуществлялся через толстый патрубок. Он соединял клапанную крышку с карбюратором. В результате газы поступали непосредственно во впускной коллектор, не влияя на смешивание порции топливно-воздушной смеси.
Устройство
Сейчас на автомобилях используется клапан системы вентиляции картерных газов мембранного типа. Он состоит из следующих элементов:
- Крышки.
- Диафрагмы.
- Возвратной пружины.
- Корпуса.
В последнем имеется 2 штуцера. Один предназначен для подачи картерных газов, второй – для их отвода.
Как работает?
Действие механизма зависит от режима работы двигателя. Так, на заглушенном моторе клапан под силой возвратной пружины перекрывается мембраной.
![клапан вентиляции картерных газов](http://fb.ru/misc/i/gallery/12663/1704435.jpg)
Как проверить
По мере эксплуатации клапан вентиляции картерных газов начинает засоряться. Однако это не значит, что элемент перестал работать и требует замены. Чтобы проверить, исправен ли клапан вентиляции картерных газов, его патрубок отсоединяют от двигателя и продувают в одну сторону. На исправном механизме воздух в обратном направлении должен попадать в небольшом объеме.
![bmw клапан вентиляции картерных газов](http://fb.ru/misc/i/gallery/12663/1704434.jpg)
Есть еще один способ того, как проверить клапан вентиляции картерных газов. Для этого заводят двигатель и отсоединяют патрубок со стороны впуска, предварительно ослабив на нем хомут. Далее прикладывают к штуцеру большой палец. При исправном клапане он должен присасываться. Это говорит о том, что в системе есть разрежение.
![клапан вентиляции картерных газов туарег](http://fb.ru/misc/i/gallery/12663/1704438.jpg)
Некоторые диагностируют и само состояние двигателя по этому клапану. Так, между шлангом и впускным коллектором врезается прозрачный топливный фильтр (такой устанавливают на карбюраторных моторах). Спустя некоторое время на нем появятся масло и копоть. Если фильтр загрязнился за первые 100-150 километров, значит, в двигателе неисправна цилиндро-поршневая группа. Хоть и система предназначена для циркуляции вредных веществ, через клапан не должно идти столько грязи за такой короткий период времени.
Возможные неисправности
Если в системе отсутствует разрежение и газы не попадают во впускной коллектор, причина - одна из двух:
- Вышел из строя клапан вентиляции картерных газов.
- Произошел засор шлангов системы.
В последнем случае главной причиной проблемы является износ поршневой группы. Стоит проверить компрессию в цилиндрах. Также проверяют маслосъемные кольца. Если они ослабли или «залегли», масло будет попадать в систему в большом количестве. Произойдет закоксовка шлангов. Вместе с этим нарушается сама мембрана клапана. Чем опасно данное явление? Если система не может нормально прокачать газы, они будут скапливаться в других местах, причем под большим давлением. Так, они выдавливают сальники и прокладки. В моторе пропадает тяга, он нестабильно работает на холостых оборотах.
![клапан системы вентиляции картерных газов](http://fb.ru/misc/i/gallery/12663/1704436.jpg)
В случае если компрессия соответствует норме, а шланги не имеют засоров, виноват сам клапан. В такой ситуации достаточно его просто заменить на новый.
Цена
Сколько стоит клапан вентиляции картерных газов? «БМВ» комплектуется устройством за 2-2,5 тысячи рублей. На автомобиль «Форд-Фокус» данный элемент стоит до полутора тысяч рублей. На отечественные ВАЗы клапан стоит не больше тысячи.
Как заменить своими руками?
Давайте рассмотрим, как поменять данный элемент самостоятельно, на примере двигателя «БМВ» М-54. Итак, для начала нужно найти сам клапан вентиляции картерных газов. Находится он в передней части двигателя, под впускным коллектором. Добравшись до него, снимаем регулятор холостого хода и электронную дроссельную заслонку. Для удобства можно демонтировать и сам впускной коллектор (но необязательно).
![клапан вентиляции картерных газов опель](http://fb.ru/misc/i/gallery/12663/1704437.jpg)
Теперь отсоединяем шланги от клапана вентиляции и извлекаем сам элемент наружу. Установка нового устройства производится в обратной последовательности. Для надежности все шланги закрепляются при помощи хомутов.
Заключение
Итак, мы выяснили, как устроен и работает клапан вентиляции картерных газов. При эксплуатации автомобиля следует периодически проверять состояние данного узла. Ведь при засоре клапана можно "попасть" на замену сальников и прокладок. А это дополнительные затраты и денег, и времени. Также отметим, что если произошел засор шлангов, одной прочисткой дело здесь не ограничится. Если имеются проблемы с поршневой, этот нагар образуется уже через пару дней. Ездить с такой неисправностью не рекомендуется. Ведь давление в картере в разы превышает норму. Нужно проверить компрессию двигателя и по возможности - состояние маслосъемных колец.