Все виды педагогической деятельности связаны с проведением диагностики. К. Д. Ушинский считал ее составной частью деятельности учителей. Используя разные виды педагогической диагностики, педагог анализирует результативность воспитания и обучения. С помощью различных схем, карт, опросников, учитель выявляет основные причины низкой успеваемости, ищет способы их устранения.
Важность диагностики
Педагогическая диагностика относится к видам педагогической деятельности, прежде всего она предполагает взаимосвязь ученика и учителя. Проявляется она в виде контрольных и самостоятельных работ, составлении характеристик. Помимо внутренних диагностик, возможны внешние экспертизы, направленные на оценку качества умений и навыков школьников, профессиональной деятельности педагогов.
Особенности термина
Для того чтобы проанализировать виды педагогической диагностики, основные критерии результативности, рассмотрим особенности данного термина.
Педагогическая диагностика предполагает проведение исследований, ориентированных на улучшение методов воспитания и обучения, развития личности школьника. Благодаря результатам, полученным в ходе исследования, можно получить полноценную информацию о профессионализме самого школьного учителя.
Методы, применяемые в процессе диагностики, соответствуют возрастным особенностям школьников.
Инструменты
Педагогическая диагностика основывается на специальных алгоритмах, разрабатываемых медиками, психологами, учителями. В настоящее время в российском образовании наблюдается постепенный переход от классической системы обучения к формированию гармонически развитой личности ребенка.
Эти преобразования отечественной педагогики предполагают применение новых инструментов для анализа учебных, внеурочных результатов, сопоставления полученных фактов, поиска способов решения выявленных проблем.
Основные функции
Педагогическая диагностика проводится для выявления обратной связи в воспитательном и образовательном процессе. Диагностические данные об уровне обученности и воспитанности школьников, получаемые на разных этапах их развития, выступают в качестве основного вида информации для выстраивания последующего педагогического процесса. В настоящее время создана специальная система оценки воспитательной и учебной работы школы, по которой составляется рейтинг лучших образовательных учреждений. Основные виды педагогической диагностики выполняют определенные функции: оценку, обратную связь, управление процессом.
Обратная связь
Суть данной функции состоит в использовании диагностических данных об уровне образованности и воспитанности школьников для последующей педагогической деятельности. Психологи, классные руководители, проводя диагностические тесты, сравнивают реальные достижения каждого ребенка с его способностями, делают вывод о полноте работы, ищут способы изменения ситуации.
Важнейшей задачей современной педагогической диагностики является создание условий для получения учителем и школьником информации о результатах воспитательного и учебного процесса, чтобы своевременно проводить их корректировку.
Оценочная функция
Все виды педагогической диагностики связаны с оценочной деятельностью. Комплексная и всесторонняя оценка обладает несколькими аспектами:
- регулятивно-корригирующим;
- ценностно-ориентированным;
- измерительным;
- стимулирующим.
Благодаря ценностно-ориентированному анализу обогащаются представления школьника о себе, других людях. У ученика появляется возможность сравнивать собственные трудовые, нравственные, эстетические качества с теми требованиями, которые выдвигаются современным обществом.
Благодаря педагогической оценке появляется возможность сравнения своих поступков с нормами, выработки собственной линии поведения, установления взаимоотношений с другими людьми.
После осознания воспитанником объективности оценки происходит развитие положительных качеств, ученик старается избавляться от своих недостатков. Именно измерительный параметр педагогической оценки является для ученика стимулом к самообразованию. При проведении сравнения своих успехов и достижений с другими ребятами школьник формирует собственный социальный статус.
Управленческая функция
Рассматривая основные функции и виды педагогической диагностики, отметим и управленческий фактор. Данная функция связана с анализом развития личности ребенка, становлением школьного коллектива. Выделяют три варианта диагностики: начальную, текущую, итоговую.
Начальная диагностика связана с планированием, управлением коллективом класса. До того как учитель определит воспитательные задачи, что будут реализовываться в четверти или полугодии, им проводится оценка уровня воспитанности подопечных.
Диагностики изучения классного коллектива
Основные виды социально-педагогической диагностики, связанные с изучением коллектива, могут быть трех видов. Первый вариант исследований подходит для нового классного коллектива, который незнаком учителю. Вторая диагностика подходит для класса, в котором педагог только начинает свою воспитательную деятельность. Третий вариант разработан для анализа класса, хорошо знакомого педагогу.
При первом знакомстве учеников с классным руководителем с помощью начальной диагностики происходит всестороннее изучение школьников. Далее учителем анализируется не отдельный ученик, а сформированность классного коллектива. На третьей стадии анализа педагог проводит выборочную диагностику, анализирует индивидуальные достижения школьников, эффективность развития классного коллектива.
Результаты педагогических исследований
Объективность и полнота информации, полученной на первом и втором этапе, дает учителю возможность планировать воспитательную деятельность, максимально соответствующую развитию школьников.
Существуют разные виды педагогической диагностики. Критерии результативности исследований зависят от особенностей классного коллектива, индивидуальности школьников.
Корректирующая (текущая) диагностика осуществляется в процессе формирования деятельности классных коллективов. Она дает педагогу возможность ориентироваться на изменения, которые выявляются в классе, происходят с членами коллектива. Одновременно оценивается правильность воспитательных задач, поставленных классным руководителем на предыдущих этапах.
Такие виды психолого-педагогической диагностики помогают учителю в минимальные сроки проводить корректировку своей деятельности, вносить изменения в методику воспитательной деятельности. С помощью корректирующей диагностики педагог поощряет самостоятельность, творчество, индивидуальность своих воспитанников.
Текущая диагностика выступает в качестве экспресс-теста, она дает учителю возможность принимать решения о последующей педагогической деятельности.
Принципы диагностического исследования
Различные виды педагогической диагностики базируются на определенных принципах.
Целостное изучение педагогического явления предполагает применение системного подхода, установление взаимосвязей между качествами личности и особенностями коллектива.
Все виды педагогической диагностики в ДОУ базируются на учете внешних факторов на развитие личности дошкольников, устранении влияний, негативно отражающихся на воспитательном процессе.
Воспитатель проводит многократную проверку одного и того же педагогического факта, используя разные методы исследования, чтобы получить достоверные результаты.
Комплексный подход к проведению диагностических исследований, по мнению профессионалов, является основным методом, применяемым в современной отечественной педагогике. Только при таком подходе можно вести речь о получении объективных результатов, правильной и достоверной оценке профессионализма педагога.
Особое место в педагогике занимает принцип объективности. У каждого школьника есть определенные индивидуальные особенности, которые должны быть учтены учителем при выборе воспитательной программы.
Заключение
Часто отношения между школьниками и классным руководителем выстраиваются на субъективных факторах. Учитель создает для себя мнение о каждом воспитаннике, основываясь на информации, полученной от коллег, других ребят. Для того чтобы у наставника сформировалось объективное представление о своих подопечных, необходимо проведение различных видов педагогической диагностики.
Только в таком случае будет использоваться принцип объективности, который поможет учителю выбрать воспитательные задачи, скорректировать свою профессиональную деятельность так, чтобы добиться максимального развития индивидуальности каждого ребенка, получить положительную динамику становления коллектива класса.
Принцип объективности предполагает проверку каждого отдельного факта разными методиками изучения ребенка (класса), а также сопоставление результатов исследований с фактами, полученными другими педагогами, анализ данных.
Исследователь, в роли которого выступает классный руководитель, не должен выстраивать свою работу на собственном субъективном мнении, именно в этом состоит профессионализм современного педагога.
Поскольку диагностика, проводимая в образовательных учреждениях, имеет образовательно-воспитательную функцию, необходимо органично вписывать ее в структуру педагогической деятельности.
В процессе разработки методики проведения диагностического исследования учитель должен превращать эти методы в форму воспитания и обучения.
Особенности личности детей можно увидеть в процессе деятельности, поэтому основной задачей любого классного руководителя является активное вовлечение воспитанников во внеурочную деятельность.
Среди тех распространенных ошибок, которые совершаются молодыми педагогами, преобладает анализ индивидуальности ребенка вне классного коллектива. Для того чтобы педагогическая диагностика была достоверной и полноценной, она должна оценивать не только индивидуальные особенности ученика, но и его взаимоотношения с другими представителями классного коллектива.