Растущий престиж некоторых учебных специальностей поражает, почему-то каждый стремится выучиться на туриста, психолога, менеджера, кооперативного консультанта и т. д. С престижем этих специальностей, увы, растет и их бесполезность, и на фоне этого все больше ценятся дипломы узкопрофильных специалистов, особенно в медицине. Учеба на врача – весьма сложное, но очень похвальное занятие. Качественное медицинское образование требует от молодых людей максимальной концентрации усилий в приобретении знаний, практических навыков, саморазвитии. В нашей стране не так много действительно стоящих культовых медуниверситетов, но Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова – один из них.
Общие факты о Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н. И. Пирогова
Университет занимает 27 место в рейтинге лучших высших учебных заведений России, по данным международного рейтингового агентства «Эксперт РА», и второе место в этом же рейтинге среди медицинских вузов. В числе его выпускников много известных научных деятелей, превосходных врачей разных профилей.
Сегодня это единственный университет в стране, которые предоставляет возможность получения двойного диплома европейского образца.
История учебного заведения
РНИМУ был основан в далеком 1906 году. Тогда современный университет функционировал как женские курсы. С 1930 года это заведение имеет статус государственного медицинского института, а с 1956 университет носит имя великого хирурга Николая Ивановича Пирогова.
После распада Советского Союза университет переименовали на Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова (РНИМУ). Кафедры, факультеты и научные подразделения также переформировали, так как масштабы деятельности этого вуза выходили далеко за пределы среднестатистического образовательного центра. РНИМУ стал одним из самых больших и престижных научных, исследовательских и лечебных заведений России.
Университет продолжал постепенно расширяться, но новый семимильный шаг в развитии он сделал в 2010 году, когда получил статус "Национальный исследовательский университет".
Лучшее место для детального знакомства с историей вуза – это его музей, который находится в главном корпусе на 4-м этаже. Для всех желающих открыт по понедельникам после обеда.
Инфраструктура студенческого городка РНИМУ
Для полноценного образовательного процесса университету важно иметь не только штат квалифицированных педагогов и мощную научную базу, но и современную материально развитую инфраструктуру. Студентам гораздо легче и эффективнее получать знания в комфорте и удобстве.
Очень немногие образовательные учреждения имеют такую развитую материальную базу и правильную инфраструктуру для всестороннего развития как РНИМУ. Отзывы студентов, впрочем, подчеркивают, что некоторые корпуса и, особенно, общежития пора отремонтировать и облагородить. Главные претензии учащихся касаются того, что аудитории, а особенно кафедры и деканаты обновляют регулярно, а вот до студенческих помещений, например, общежития или столовой, руки из года в год не доходят.
Многие москвичи встречали новости о двух масштабных пожарах в студенческом городке Второго медицинского. Последний произошел в мае 2015. Тогда вспыхнуло здание одного из общежитий, вследствие чего погибло трое студентов из Африки и Юго-Восточной Азии, еще три десятка человек получили разной степени травмы. Причиной воспламенения назвали неудовлетворительное состояние проводок, к тому же в здании отсутствовали пожарные выходы.
Что касается непосредственно учебных учреждений, то их отличное состояние и правильное оснащение отмечают даже самые предвзятые студенты. Аудитории хорошо оборудованы, многие имеют мультимедийные проекторы, Wi-Fi. В лабораторных помещениях и аудиториях для практических занятий, особенно на факультетах фармацевтики и микробиологии, соблюдены особые требования к технике безопасности помещений (правильное напольное покрытие, вентиляция и т. д.).
Еще одно культовое достояние и гордость университета – громадная научная библиотека. В фондах хранилища, занимающего площадь 6759,6 кв. м, находятся ценные научные труды, публикации, передовые издания. Оборудован читательский зал на 175 мест, доступны Wi-Fi и электронная библиотека с подписками на передовые периодические издания мира.
В распоряжении студентов находится огромный спортивный комплекс на 8 залов с раздевалками и душевыми, а также учебно-спортивно-оздоровительный комплекс "Конаково", расположенный на берегу Волги и оборудованный для круглогодичного проживания.
Научные центры, базы практики, интернатуры в РНИМУ
Также на базе университета создан в 2011 г. Учебный центр Инновационных Медицинских Технологий. Он находится по ул. Островитянова, 1. Открытие центра позволило вывести на новый уровень подготовку специалистов хирургического профиля. Студенты имеют возможность проходить практические курсы и оттачивать навыки с использованием новейшего оборудования.
Также уникальный научно-образовательный центр «Неотложные состояния в педиатрии» открыт на базе РНИМУ. Отзывы специалистов и студентов отмечают острую необходимость подобных центров во всех вузах медицинского профиля. На практикумах студенты имеют возможность в системе непрерывного образовательного процесса оттачивать навыки оказания неотложной помощи детям.
Университет имеет лицензию на оказание медицинских услуг пациентам. Ответственный за это Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю. Е. Вельтищева, являющийся ведущим педиатрическим центром страны.
Российский геронтологический научно-клинический центр на базе университета проводит исследовательскую деятельность и работает как амбулаторный центр.
Профили медицинской помощи: лабораторная диагностика, эндоскопия, рентгенология, функциональная диагностика, хирургия, урология, кардиология, неврология, гинекология, ортопедия и т. д.
Структура университета: факультеты, кафедры, подразделения
В образовательной структуре университета имеется 8 факультетов, каждый из которых осуществляет подготовку по ряду специальностей.
- Лечебный факультет. Это старейший и самый статусный факультет вуза. Университет аккредитован готовить специалистов по лечебному делу. Программа обучения рассчитана на 6 лет. Форма обучения – очная. На факультете работает почти 40 кафедр по врачебным профилям (хирургии, онкологии, биохимии, урологии, госпитальной терапии, офтальмологии, психиатрии, судебной медицины, неврологии и т. д.).
- Стоматологический факультет, на базе которого работает две кафедры. Самый большой конкурс на данном факультете объясняется не только остро растущей популярностью специальности, но и сложностью подготовки квалифицированных зубных специалистов. Обучение включает также работу с реальными пациентами начиная с четвертого курса под руководством практикующего врача. Качественная базовая медицинская подготовка, оттачивание практических и усовершенствование мануальных навыков – вот идеальная формула подготовки профессиональных стоматологов в РНИМУ им Н. И. Пирогова. Отзывы выпускников и их работодателей о качестве и новизне полученных знаний, их практической ценности позволяют назвать стоматологический факультет РНИМУ одним из лучших в Москве.
- Фармацевтический факультет готовит специалистов по направлению «Фармация». Студенты проходят практику не только в клиниках, но и на фармацевтических производствах.
- Факультет по обучению иностранных граждан. В университете проводится обучение иностранных граждан по основным лечебным специальностям. На очной форме учится около 1000 студентов из более чем 60 стран. Обучение проводится на русском языке, но для коммуникации и лучшего усвоения материал дублируется на английском.
- Медико-биологический факультет. На факультете готовят квалицированных специалистов клинических дисциплин и современных биомедицинских наук. Ударение в образовательном процессе на МБФ сделано на фундаментальную теоретическую подготовку и исследовательскую деятельность. На факультете работает 20 кафедр. Основные: лучевой диагностики, иммунологии, генетики, нанобиотехнологий. Именно эти специальности принципиально отличаются от клинических, практически полезных направлений лечебного дела. Они работают больше на будущее медицинской науки, проводят архиважные исследования по основным болезням и методам лечения. Особенно перспективная стезя – исследования по коррекции генетических и неврологических патологий.
- Психолого-социальный факультет объединяет 4 кафедры и готовит специалистов по направлению «Клиническая психология». Если проанализировать преподавательские отзывы, факультет РНИМУ «Психолого-социальное образование» имеет массу принципиальных профильных преимуществ, которые позволяют готовить профессионалов психологической науки. Дело в том, что психологов готовит много разных профильных вузов (педагогические и экономические), но только в медвузе могут обучать действительно квалифицированных специалистов, способных работать с острыми патологиями расстройства личности, пограничными состояниями.
Педиатрический факультет
Ведущий педиатрический факультет в стране был открыт еще в довоенные годы. В разное время передовые научные сотрудники и лучшие в стране детские врачи были выпускниками этого факультета РНИМУ. Кафедры педиатрического факультета (их 54) имеют лучшее в стране соотношение преподавателей с высшими научными степенями (доктора мед. наук, доценты, кандидаты).
Процесс обучения на педиатрическом факультете имеет принципиальные отличия, включает ряд важных психологических дисциплин, сделан уклон на развитие диагностических и практических навыков. Кафедры работают по основным медицинским направлениям. Самые популярные кафедры, и, естественно, специальности с самым большим конкурсом: детской стоматологии, кафедра детской хирургии, неврологии.
Некоторые кафедры считаются наиболее важными, так как осуществляют обучение студентов независимо от их профиля, преподают важные общие дисциплины, например, «Основы ухода за больными». К таким относится кафедра пропедевтики детских болезней РНИМУ. Отзывы студентов отмечают, как важно вовремя найти общий язык с преподавателями именно на этих кафедрах, потому что они имеют много дисциплин на каждом курсе.
Международный факультет РНИМУ им Пирогова: отзывы о сотрудничестве с европейскими и американскими университетами
Следует пояснить в чем заключается принципиальное отличие факультета по обучению иностранных граждан и международного факультета. Первый принимает на обучение граждан из других стран, а второй помогает гражданам РФ получить двойной диплом европейского образца.
Перевод на этот факультет возможен из числа студентов первого курса по результатам сдачи теста IMAT.
Данное сотрудничество являет собой уникальный проект в рамках Российской Федерации, но в европейских странах кооперирования учебных программ университет уже давно стало обычной практикой.
Двойной диплом могут получить студенты специальности «Лечебное дело». Для этого руководство университета синхронизировало учебные программы курсов, кредиты, нагрузки, часы с программой Миланского университета.
Также на ближайшее будущее запланировано сопоставление учебных программ медико-биологического факультета РНИМУ и Туринского университета.
Первые студенты поступили на международный факультет в 2014, так что мнение выпускников или их работодателей о качестве знаний и достоверности диплома узнать пока невозможно. Однако студенты факультета составляют о специфике преподавания весьма лестные отзывы.
Международная медицина – факультет РНИМУ, который дает возможность получить одновременно диплом двух университетов. Но и программная нагрузка у студентов также выше, экзамены можно сдавать в стенах Московского вуза, но принимает их только комиссия с преподавателей из университета Милана.
Бюджетные программы, количество мест
Второй медицинский университет принимает абитуриентов по государственным программам за счет бюджетных ассигнований. В зависимости от специальности количество бюджетных мест варьируется. Например, по специальности «Лечебное дело» количество государственных мест – 600, «Педиатрия» – 450, «Стоматология» – 45. 10% бюджетных мест распределяются между студентами, которые проходят по особым квотам (инвалиды, сироты, дети ветеранов). Количество контрактных мест приблизительно вполовину ниже для каждой специальности.
Университет регулярно проводит Дни открытых дверей, чтобы дать возможность абитуриентам предварительно познакомиться с программой обучения, прикинуть свои шансы на поступление, узнать самую достоверную информацию о количестве мест на выбранную специальность, списке документов и т. д. Также можно пообщаться с уже состоявшимися студентами РНИМУ. Отзывы о преподавателях, порядках в общежитии можно узнать именно у них – тех, кто учится в стенах данного заведения.
Тестовый контроль знаний в РНИМУ
Еще в 2013 году в рамках системной инициативы по противодействию коррупции была введена система тестового контроля знаний студентов по некоторым предметам.
Специально разработанные тесты студентам необходимо было сдавать раз в квартал в онлайн-режиме в аудиториях с видеонаблюдением. Эта система вызвала на первых порах много недоумений со стороны студентов и преподавателей. Она действительно нивелировала возможность взяточничества или предвзятого отношения к студентам, но в первые годы возникала масса конфузов из-за сыроватости этих нововведений.
Также был поднят вопрос о точности тестовой оценки знаний. Ведь большинство медицинских специальностей требуют больше практических и аналитических навыков. В последующие годы систему наладили, доработали, теперь она функционирует неплохо. Ввели новый уровень: после тестовых заданий студент сдает еще устный экзамен, а на некоторых специальностях и практический зачет.
Отзывы о РНИМУ им. Пирогова
Исследовательский медицинский университет еще называют Вторым медицинским. Это действительно второй по величине и статусу столичный и национальный вуз с многолетней учебной практикой, исследовательскими наработками. Он всегда имел солидную репутацию и авторитет в научных кругах.
Каждый человек имеет свое уникальное мнение; порой то, что по вкусу одним, категорически неприемлемо для других. Несколько очень субъективных отзывов явно не должны окончательно повлиять на решение абитуриента посвятить следующие шесть лет обучению в стенах вуза. Желательно потратить день-другой, навести визит на День открытых дверей или записаться на подготовительные курсы, чтобы самостоятельно сформировать мнение об университете. Но с должной мерой адекватного скептицизма можно проанализировать то, что говорят студенты о РНИМУ. Отзывы их чаще всего касаются прозаических будничных сторон студенческой жизни: общежития, столовой, загруженности и т. д.
Общежитие находится недалеко от учебных корпусов, добраться на занятия можно довольно быстро. Столовая, научная библиотека и спортивный центр также находятся в студгородке. Условия в общежитии не восхвалял никто, здание довольно старое, требует ремонта и глобального пересмотра правил безопасности. Да и количество мест ограниченное, в первую очередь заселяют студентов по квотам.
А вот о столовой отзывы разные. Многие писали, что после 2015 года качество еды заметно улучшилось, цены адекватные, обслуживание быстрое.
Академическая загруженность разными студентами воспринимается по-разному, но в целом процесс обучения мало походит на безмятежный молодёжный кураж. В университете довольно строго относятся к качеству знаний у студентов, соответственно, и уровень требований высок. Отчисления за неуспеваемость, несвоевременную сдачу экзаменов и зачетов в РНИМУ случаются часто.