Современная социология включает множетсво научных школ и отдельных учений, каждое из которых по-своему объясняет суть социологической науки.Определений социаологии на современном этапе также существует достаточно много. Самыми распространенными являются такие определения, как «наука о законах прохождения и развития социальных процессов и социальных общностей, механизме взаимосвязей между людьми и обществом», «наука о законах становления, развития и существования общества и социальных отношениях».
Современная социология своим предметом называет общество или отдельные общественные явления. Социология при этом изучает не просто сами явления, а наиболее общие их свойства, которые не рассматриваются другими социальными науками (историей, философией, психологией, политической экономией, теорией права).
В связи с этим можно сделать вывод, что современная социология – это отдельная наука об общих закономерностях общественных явлений и их родовых свойствах. В исследованиях социология не просто опирается на эмпирический опыт, но также и теоретически его обобщает.
Социология изучает не просто человека вообще, а исследует весь мир его существования, к которому относятся социальная среда, общность, в которую он включен, социальные связи, образ жизни, социальные действия. Социология рассматривает мир как систему. Такая система рассматривается ей не только в качестве функционирующей и развивающейся, но также и как переживающая кризис. Современная социология стремится изучать причины кризиса и пытается найти возможные пути выхода из него, причем такого, который будет наименее болезненным для общества и наиболее перспективным.
Особенности современной науки заключаются в том, что она пытается решать самую острую проблему наших дней – выживание человечества для возможностей дальнейшего обновления цивилизации и поднятия ее на более развитую ступень отношений. Социология ищет решение этих проблем не только на глобальном уровне, а еще и на уровнях отдельных социальных общностей, социальных институтов, путем изучения социального поведения отдельных личностей. Эта наука исследует этапы становления, поступательного развития и настоящего функционирования обществ и общностей людей. При этом суть явлений и их причины она ищет в глубинных социальных процессах, отношениях между личностями и общностями.
Направления современной социологии расходятся по двум критериям. Все школы современной социологической науки делятся на две группы. Это микросоциологические и макросоциологические теории.
В последней группе наибольшим влиянием пользуются теория социального конфликта и структурный функционализм. Все школы опираются на достижения современной науки.
Основы структурного функционализма вывел Толкотт Парсонс, который предложил смотреть на общество как систему, состоящую из взаимосвязанных функционально элементов. К таким элементам он отнес индивидов, коллективы, группы и прочие общности, между которыми существует взаимосвязь. В этой теории акцент делается на стабильность социальных систем и эволюционные формы их развития.
Теория социального конфликта (конфликтологическое направление социологии) сложилась в противовес структурному функционализму. Самыми известными представителями данного направления являются Л.Козер и Р.Дарендорф.
Козер является автором теории позитивно-функционального конфликта, в которой утверждается, что стабильность социальной системы предполагает наличие обязательной борьбы интересов, проявляющейся в социальных коллизиях и столкновениях. Дарендорф разработал концепцию конфликтной модели развития общества. Главные постулаты его теории сводятся к следующему: общество находится в постоянном процессе изменения, в нем неизбежны конфликты, все отдельные элементы общества способствуют его изменениям и интеграции, в обществе всегда одни члены господствуют над другими.
Микросоциологические теории акцентируются на изучении поведения индивидов в их социальных взаимосвязях. К основным теориям микросоциологии относятся феноменология, символический интеракционизм, теория социального обмена, этнометодология.
Символический интеракционизм (Джордж Герберт Мид) гласит, что люди действуют, руководствуясь символическими значениями, которые нужно интерпретировать. Феноменология (Альфред Шюц) исследует социальную реальность через изучение повседневной жизни индивидов. Этнометодология (Гарольд Гарфинкель) рассматривает реальность как рузультат интерпретирующей деятельности людей. Теория социального обмена (Джордж Хоманс) базируется на принципах бихевиоризма для объяснения социальных процессов.