Как известно, каждое переживание, движение или впечатление человека так или иначе формирует некий след, способный сохраняться весьма длительный отрезок времени. Помимо этого, при определенных условиях он может проявиться вновь, а значит, становиться предметом сознания. Что такое память? Виды, функции и основные ее свойства как-то взаимосвязаны? Как именно? На эти и иные не менее занимательные вопросы можно найти ответы в процессе ознакомления с материалами статьи. Целесообразным будет для начала рассмотреть непосредственно понятие.
Память, функции памяти
Если выражаться простым языком, то память можно определить как запись (запечатление), сохранение, а также последующее узнавание и, при необходимости, воспроизведение следов опыта в прошлом. Столь интересная схема позволяет накапливать сведения, не теряя при этом старой информации, навыков, знаний.
С научной же точки зрения память является функцией переработки стимульных сведений. Это сложнейший процесс психической природы, который содержит в себе несколько процессов частной направленности, взаимосвязанных между собой. Так, любое закрепление в отношении навыков и знаний необходимо относить к деятельности памяти. Какие же проблемы, отражающие категорию, особенности и функции исторической памяти и национального самосознания, существуют на сегодняшний день? Важно отметить, что в современности перед психологией возникает круг сложнейших вопросов. Каким образом запечатлеваются события в памяти? В чем заключаются физиологические механизмы данного процесса? Каким из известных сегодня приемов в большей степени позволяют расширить память, виды, функции ее?
Функционал
Как выяснилось, память как высшую психическую функцию необходимо рассматривать в качестве отражения действительности. Так, в соответствии с понятием, основные функции памяти состоят в закреплении, сохранении и последующем воспроизведение опыта прошлых периодов. Именно посредством памяти связывается прошлое и настоящее человека. Помимо этого, она наделяет индивида возможностью обучаться и развиваться.
В данной главе целесообразным будет рассмотреть функции памяти человека. Эта категория содержит пять функций, дополняющих друг друга и складывающихся в единый пазл, среди которых можно выделить следующие:
- Запоминание. В соответствии с данным положением человек имеет возможность запоминать принципиально новые для себя сведения, которые основываются на ранее закреплённой информации. Эта функция памяти предполагает, что в процессе физического воспроизведения материала так или иначе начинается процесс познания, в котором принимает участие сенсорная память. Затем, когда материалы уже обработаны, она превращается в кратковременную память. Помимо сказанного, представленная функция задействует и память оперативную, где осуществляется узнавание и анализ характеристик.
- Рассматривая основные функции памяти, нельзя не отметить сохранение. Так, длительность хранения информации в любом случае зависит от степени ее применения. Иными словами, чем чаще человек использует заученные сведения, тем более долгий период времени они будут храниться в памяти. Данная функция памяти еще называется архивацией. Почему? Дело в том, что в соответствии с ней осуществляется процесс удержания и последующей переработки материала. Именно здесь целесообразно упомянуть характеризующую психические функции память семантическую. Она способна хранить понятия и определения, собранные на протяжении всей жизни человека. Помимо этого, существует эпизодическая память, указывающая, каким образом известные понятия и определения связаны в конкретный момент с определенным человеком. Таким образом, два приведенных вида памяти осуществляют свою деятельность в тандеме.
Воспроизведение и забывание
Помимо запоминания и сохранения, на сегодняшний день известны следующие функции памяти:
- Воспроизведение – это функция памяти, основанная на применении долговечной памяти. Именно благодаря данному положению человеческий мозг может успешно повторять, отображать ранее закрепленную информацию. Необходимо дополнить, что индивид воспроизводит материал в таком же виде, как и запоминает его. Для этого необходимо лишь вспомнить важнейшие детали. Данная функция памяти предполагает участие непосредственно в процессе эпизодической памяти. Такая способна добавить к воспроизведению некоторые события, связанные с ним. Подобного рода события принято называть «опорными точками».
- Забывание. Важно заметить, что скорость соответствующего процесса зависит в первую очередь от времени (раскройте функции исторической памяти). Существуют различные причины забывания, к примеру, низкий уровень в плане организации данных и их характер. Помимо этого, учитывается частота и возраст применения сведений. Еще одной немаловажной причиной является «интерференция». Она в первую очередь связана с негативным влиянием тех или иных сведений. К примеру, если индивид учит доклад, однако в процессе осуществления процедуры узнает неприятные новости, то достигнуть результата в процедуре запоминания он не сможет. Более того, стоит человеку сказать о мотивированном (целенаправленном) забывании, как он намеренным образом переносит сведения в подсознание.
Вывод
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что центральная функция памяти – не что иное, как сохранение. Почему? Дело в том, что именно в процессе произведения в сознании человека данной процедуры возможно усвоение важной и полезной информации, которая позволяет индивиду становиться лучше, умнее, достигать новых вершин и высказывать невероятно интересные идем. Однако следует помнить о том, что все функции памяти, представленные выше, тесно связаны между собой. Именно поэтому существовать и «действовать» благоприятным образом они могут лишь в совокупности, в организованной системе (раскройте функции исторической памяти и национального самосознания).
Разновидности памяти
Для начала необходимо отметить, что сегодня как наиболее общее основание для определения разных видов памяти служит зависимость ее особенностей от характеристик деятельности, связанной с запоминанием и воспроизведением. Так, в соответствии со следующими ключевыми критериями выделяются отдельные разновидности памяти:
- Классификация в соответствии с характером психической активности, которая так или иначе преобладает в процессе любой деятельности. Так, принято выделять эмоциональную, двигательную, словесно-логическую и образную память.
- Классификация в соответствии с характером целей деятельности предполагает наличие произвольной и непроизвольной памяти.
- Классификация в соответствии с продолжительностью закрепления и сохранения информации, что тесно связано с ролью и местом производимой деятельности. Так, память подразделяется на оперативную, долговременную и кратковременную.
Отпечаток сенсорной памяти
Для начала раскройте функции исторической памяти и национального самосознания. В этом может помочь одно занимательное упражнение, именуемое непосредственным отпечатком сенсорной информации. Данная система способна удерживать достаточно полную и точную картину мира, которая так или иначе воспринимается посредством органов чувств. Важно отметить, что длительность ее сохранения весьма несерьезна. Так, она составляет всего лишь 0,1 -0,5 секунды. Что же необходимо сделать?
Похлопайте четырьмя пальцами по собственной руке. Обязательно проследите за прямыми ощущениями после их исчезновения. Так, сперва сохраняется действительное ощущение похлопывания, в после – лишь воспоминание о нем.
Попробуйте поводить пальцем или карандашом в разные стороны перед глазами, смотря прямо перед собой. При этом обратите внимание на достаточно расплывчатый образ, который следует за предметом, находящимся в движении.
Закройте глаза, после чего на мгновение откройте их и закройте снова. Проследите то, как увиденная вами ясная и четкая картина некоторый отрезок времени сохраняется, а затем медленным образом исчезает.
Кратковременная и долговременная память
Важно отметить, что посредством кратковременной памяти удерживается материал, которому свойственна одна типология (сенсорная память же действует с точностью наоборот). В данном случае удерживаемые сведения представляют собой не абсолютное отображение происходящих на сенсорном уровне событий, а непосредственную (прямую) интерпретацию их. К примеру, если в присутствии человека сформулировать ту или иную фразу, он запомнит не столько звуки, ее составляющие, сколько сами слова. Как правило, запоминанию подлежат пять-шесть заключительных единиц из предъявленной информации. Произведя усилие на сознательном уровне (иными словами, повторяя сведения снова и снова), у человека есть возможность его удержания в кратковременной памяти на неопределенный временной период.
Далее целесообразным будет рассмотреть долгосрочную память. Так, существует убедительное и явное различие между памятью о событиях и ситуациях далекого прошлого и о только что произошедшем событии. Долговременная память является предельно важной, но в то же время предельно сложной системой изучаемой категории. Необходимо отметить, что емкость приведенных систем памяти весьма ограничена: первая состоит из некоторого числа единиц хранения, вторая – из нескольких десятых секунды. Тем не менее какие-то рамки в плане объема долговременной памяти на сегодняшний день все-таки существуют, ведь мозг так или иначе служит устройством конечным. В его составе насчитывается десять миллиардов нейронов. Каждый из них может удерживать немалое количество информации. Кроме того, оно настолько велико, что в практическом аспекте можно считать емкость памяти мозга человека неограниченной. Таким образом, все удерживаемые на протяжении более чем двух-трех минут сведения в любом случае должны находиться в долговременной памяти.
Основным источником трудностей, которые тесно связаны с долговременной памятью, является вопрос поиска необходимых материалов, информации. Количество сведений, которое содержится в памяти, невероятно велико. Именно поэтому имеет место сопряжение с достаточно серьезными трудностями. Однако, как правило, при большом желании отыскать необходимые данные можно совсем быстро.
Оперативная, двигательная и эмоциональная память
Под оперативной памятью следует понимать процессы мнемического характера, которые занимаются обслуживанием актуальных действий и операций. Подобная память рассчитана на сохранение сведений при условии последующего их забывания. Период хранения данной разновидности памяти зависит главным образом от сопутствующей задачи и может варьироваться от двух-трех секунд до двух-трех дней.
Двигательная память – не что иное, как процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения различного рода движений, а также их систем. Кстати, сегодня в мире известно немало людей с явным и чрезмерно выраженным преобладанием именно этого вида памяти над иными, что является весьма интересной для психологов темой.
Под эмоциональной памятью следует рассматривать память на чувства. Эмоции так или иначе подают сигнал о том, каким образом происходит удовлетворение человеческих потребностей. Так чувства, которые человек пережил и сохранил в памяти, проявляются как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действия тогда, когда подобный опыт в прошлом вызвал отрицательные переживания. Именно поэтому в теории и практике зачастую выделяется понятие эмпатии, которое подразумевает под собой способность сопереживать, сочувствовать другому человеку или герою книги. Данная категория основана именно на эмоциональной памяти.
Образная и словесно-логическая память
Под образной памятью следует понимать память на картины жизни и природы, представления, а также на вкусы, звуки и запахи. Данный вид памяти бывает зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным, а также вкусовым. Тогда как слуховая и зрительная память развиты, как правило, достаточно хорошо (то есть данные разновидности играют основную роль в жизненной ориентировке адекватного человека), то обонятельную, осязательную и вкусовую память можно поистине определить как профессиональные виды. Так же, как и соответствующие ощущения, они особенно быстро развиваются благодаря достаточно специфическим условиям деятельности, достигая невероятного уровня при условии замещения или компенсации недостающих разновидностей памяти, к примеру, у глухих или слепых людей.
Содержанием памяти словесно-логической выступает не что иное, как мысли человека. Последние не могут существовать без языка (именно отсюда и произошло название вида). Так как мысли могут воплощаться в разных языковых формах, воспроизведение их можно направлять на передачу или лишь ключевого смысла изложенной информации, или его словесного оформления в буквальном плане. Тогда как последний случай предполагает исключение подвергания материала смысловой обработке, то буквальное заучивание его можно определить как не логическое, а механическое запоминание.
Непроизвольная и произвольная память
Запоминание и последующее воспроизведение, где нет специальной цели что-то запомнить, именуется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда аналогичный процесс носит целенаправленный характер, речь идет о памяти произвольной. Так, в последней ситуации процессы, соотносимые с запоминанием и воспроизведением, выступают в качестве специальных мнемических действий. Важно отметить, что представленные виды памяти формируют две последовательные ступени развития, которые сегодня в широком плане изучаются психологами и иными заинтересованными лицами, осуществляющими ту или иную деятельность в соответствующей научной сфере.