Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования. Производство и ремонт противопожарной техники

Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования (ВЗППСО) является одним из пионеров производства пожарных машин в СССР. Основан на мощностях Новоторжского завода, эвакуированного в 1941 году в Курганскую область. В разные годы доля продукции предприятия достигала 30 % противопожарной техники, выпускаемой в стране.

Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования

Описание

В России действуют более десятка заводов машиностроения, выпускающих противопожарную технику. Предприятие в Варгашах среди них занимает не последнее место. В 2000-х годах доля ВЗППСО на данном сегменте рынка составляла 30-35 %. Общемировой спад, последовавший после 2008 года, привёл к падению спроса и постепенному снижению производства. Тем не менее благодаря современной технологической линии, Варгашинский завод способен выпускать высокофункциональные образцы пожарных машин.

Среди клиентов завода:

  • Организации Министерств обороны, внутренних дел, природных ресурсов, МЧС, силовых структур, службы безопасности.
  • Концерн «Росэнергоатом».
  • Производства машиностроения, металлургии, лесной отрасли.
  • Предприятия нефтегазового сектора.
  • Аэропорты Самары, Кирова, Пензы, Оренбурга, Якутска, Красноярска и других городов.

заводы машиностроения

Историческая справка

Серийный выпуск пожарных автомобилей в нашей стране начался после освоения производства первых советских грузовиков на московском заводе АМО (переименованном позднее в ЗИЛ). Начиная с 20-х годов, некоторые заводы машиностроения были переориентированы на сборку противопожарной техники. В 1925 году на Миусском заводе началось производство пожарных линеек на шасси АМО-Ф-15. С 1926 года подобную технику изготавливало ленинградское предприятие «Промет».

В 1939 году выпуск пожарных машин ПМГ-1 на базе автомобиля ГАЗ-АА начался на Новоторжском заводе. Не успело предприятие набрать обороты, как его в 1941 году пришлось экстренно эвакуировать за Урал – в п. Варгаши Курганской области. С началом войны пожарные автомобили не производились, заводы были переориентированы на выпуск оборонной продукции. В частности, в Варгашах изготавливали необходимые корпуса для авиабомб. Работники всеми силами старались приблизить победу. Вместо плановых 150 изделий за смену выпускали порядка 200 штук.

противопожарная техника

Вместо бомб – пожарные машины

С улучшением ситуации на фронтах, многие предприятия возвращались к выпуску мирной продукции. Особенно остро ощущалась нехватка специализированной техники для тушения пожаров. В 1944 году Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования, созданный на базе эвакуированных цехов Новоторжского завода, приступил к выпуску автоцистерн ПМЗ-7 на шасси ЗИС-5В с расположенным спереди насосом ПН-1200, газоструйным вакуум-аппаратом и баком для пенообразователя объёмом 60 л.

В 1947-м предприятие перешло на выпуск пожарных автоцистерн ПМЗ-8 на шасси ЗИС-5В, оснащённых закрытой двухрядной кабиной для боевого расчета. С 1956 года Варгашинский завод специального оборудования сосредоточился на выпуске пожарных автомобилей на шасси УАЗ и ГАЗ. В 1966 году на шасси ГАЗ-53 здесь началось производство автоцистерн АЦ-30 (53) модели 106. В 1981 ВЗППСО освоил на шасси ГАЗ-66 изготовление лесопожарных автоцистерн АЦ-30 (66) модели 184.

машиностроение производство

Широкие возможности

В городских условиях лучше всего себя зарекомендовали пожарные машины лёгкого и среднего класса. Их характеристики определяются размерами (соответственно – вместимостью) цистерн для воды либо пенопреобразователя. Их задачей является как можно быстрее добраться до очага возгорания и оперативно приступить к пожаротушению, пока не подъедут тяжёлые автоцистерны, либо не подключат пожарные рукава к гидрантам. В данном классе Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования изготавливает цистерны вместимостью от 1 до 4 м3.

В последнее время ВЗППСО уделял внимание тяжёлым автоцистернам, способным перевозить 5-8 м3 воды. Однако в пожарных частях этот класс техники большого распространения не получил. Громоздкая машина обладает низкой скоростью движения (по причине возможности возникновения гидравлического удара), с трудом маневрирует в узких дворовых проездах и городских переулках. К тому же стоят они дорого. Тяжёлые автоцистерны используются в качестве объектовых пожарных автомобилей, предназначенных для тушения пожаров на аэродромах, промышленных предприятиях, складах, электростанциях и других объектах. Завод изготавливает цистерны объёмом 5,7 и 8 м3.

Модельный ряд автоцистерн разных классов

Основные характеристики популярных моделей:

АЦ 1,6-30

АЦ 2,5-40

АЦ 3,0-40

АЦ 4,0-40

АЦ 5,0-40

АЦ 8,0-40

Шасси

ГАЗ-3308

"Амур-5313"

ЗИЛ-433114

ЗИЛ-433362

"Урал-5557"

КамАЗ-43118

Колёсная формула

4 x 4

6 x 6

6 x 6

4 x 2

6 x 6

6 x 6

Число мест

3

6

6

3

6

7

Объём воды, л

1600

2550

3000

4000

5000

8000

Объём пенобака, л

100

170

180

240

500

500

Подача, л/с

30

40

40

40

40

40

Напор, м

90

100

100

100

100

100

Технические характеристики

Варгашинский завод, ранее специализировавшийся на производстве автоцистерн исключительно на шасси УАЗ и ГАЗ, в настоящее время выпускает широкую гамму пожарных автоцистерн. Автомобили ФГУП ВЗППСО отличаются качеством специального оборудования. На заводе освоено производство 1-ступенчатых пожарных насосов НПЦ-40/100 моделей 68 и 236, шторных дверей, пожарных лестниц, ломов, ключей и крюков.

п Варгаши

Кабины для спецтранспорта изготавливают двухрядные, четырёхдверные (на модели 4АВР — однорядная, двухдверная), сварные, термошумоизолированные. На моделях ЗВР и 8ВР двухрядная кабина производства ЗИЛ оснащена дополнительным отопителем для обогрева второго ряда. На машинах серий 4ВР, 11ВР и 25ВР двухрядные кабины собственного изготовления с применением секций кабин автомобилей ГАЗ и «Урал», которые представляют собой цельнометаллическую конструкцию панельного типа, жёстко соединенную с кабиной водителя. На автоцистернах на шасси КамАЗ кабина боевого расчета отдельная от кабины водителя шарнирно установлена на раме автомобиля в передней части пожарной надстройки.

Важным элементом является пожарный насос. В качестве основного используется центробежный 1-ступенчатый насос НПЦ-40/100 консольного типа с номинальной подачей жидкости 40 л/с, напором 100 м.

По заказу могут быть установлены:

  • насос FP 2500 с подачей 40 л/с;
  • лафетный ствол СМ-15В с электрическим управлением джойстиком из кабины;
  • выдвижная осветительная мачта с пневмоприводом;
  • обрезиненные задвижки системы Butterfly фирмы Sides (Франция) и прочее дополнительное оборудование.

Противопожарная техника

ВЗППСО регулярно осваивает новый и совершенствует старый модельный ряд спецтехники. Продукция завода включает:

  • Автоцистерны пожарные всех классов, базирующиеся на шасси "Урал", "Ивеко", ГАЗ, КамАЗ, ЗИЛ.
  • Различные типы автомобилей: высотных, насосно-рукавных, штабных, аэродромных, СПЭКЛ, для порошкового тушения, дымоудаления, первой помощи, оповещения и связи, поддержания правопорядка.
  • Лесохозяйственные машины.
  • Насосные пожарные станции.
  • Автогидроподъёмники.

Также Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования осуществляет ремонт пожарных насосов, цистерн, водопенных коммуникаций, трансмиссий, кабин и пожарных надстроек. Также здесь помогут нанести гальваническое покрытие, перекрасить кузов.

завод специального оборудования

Перспективы

После приостановки производства ВЗППСО оказался на грани банкротства. Летом 2016 года 100 % акций приобрёл бизнесмен Владимир Воронянский и погасил большую часть долгов. Уже осенью фирма приступила к выполнению заказа на 18 спецмашин. Несколько автоцистерн тяжёлого класса для аэропортов приобрёл Казахстан. Большие надежды возлагаются на госконтракт на пожарную технику, предназначенную для обслуживания мирового футбольного первенства в 2018 году.

Сегодня на Варгашинском заводе трудятся порядка 350 человек. От работы предприятия зависит благополучие жителей городского посёлка Варгаши.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.