Существительное женского рода «претензия» достаточно часто используется в современной речи. Этой востребованности способствует то, что у слова «претензия» значение не одно, а целых четыре. Каковы они и откуда пришел в русский язык данный термин? Давайте найдем ответы на все эти вопросы.
История появления слова «претензия» в русском языке
Как и большинство терминов, имеющих аналоги в наиболее распространенных европейских языках, это существительное пришло из латыни. Его «прародителем» можно считать слова praetensio и praetentus, которые означали «притязание» или «требование».
После распада Римской империи в образовавшихся на ее обломках европейских государствах латынь стали считать языком науки и религии. Благодаря этому многие понятия и термины из латинского были успешно позаимствованы другими европейскими языками. Среди таких слов было и существительное «претензия» (значение термина будет рассмотрено ниже). Оно и сегодня встречается во многих языках, причем изменившись совсем немного. Например, в английском - это pretension, в французском - la prétention. В отдельных языках этот термин не сохранился, будучи вытесненным другими: reclamación (в испанском), affermazione (в итальянском), die Reklamation (в немецком).
К славянам это слово пришло через посредничество английского или немецкого. При этом сохранилось оно только в восточнославянских языках, в то время как в западнославянских было вытеснено другими существительными.
Сегодня этот термин активно употребляется в белорусском (прэтэнзія), русском (претензия) и украинском (претензія) языках. В то время как у поляков и чехов его нет.
Основное лексическое значение слова «претензия»
Это название используется в речи, когда говорится о требовании какой-то особой чего-либо или кого-либо.
Например: «Претензии гражданина такого-то на эту стоянку необоснованны, так как на собрании было решено, что она закреплена за жильцами пятой квартиры».
Второе значение этого существительного
Рассматривая вопрос о том, что такое «претензия», стоит обратить внимание и на другие варианты толкования этого слова.
Итак, данное существительное также используется в речи, когда имеется в виду жалоба на что-то или попытки выразить свое недовольство.
К примеру: «Люди в очереди к кассе супермаркета высказывали свои претензии по поводу скорости и качества работы кассира».
Еще один вариант трактовки значения слова
Также данный термин используется в качестве названия стремления личности произвести на кого-то лучшее впечатление, приписывая себе качества, которыми она не обладает.
Например: «Убранство их дома было не просто богатым, а роскошным. При этом во всем чувствовалась претензия на некую благородность, которой у обитателей и в помине не было».
Однокоренные слова «претензия» и «претенциозный»
У рассматриваемого термина (если он употребляется в значении приписывания себе несуществующих достоинств) есть близкое по смыслу прилагательное «претенциозный». Его употребляют, когда говорят о чрезмерно завышенной самооценке или о вычурности, манерности.
Например: «Ее кричащая бездарность компенсировалась претенциозной манерой держать себя и рассуждать о современном искусстве и его упадке».
Слова «претензия» и «претенциозный» по значению своему очень близки. При этом стоит учитывать, что последнее из них не имеет всех остальных толкований, которыми богато первое.
«Претензия» - лексическое значение существительного в юриспруденции
Также рассматриваемое слово является юридическим термином, с которым каждый гражданин хоть раз в жизни сталкивался, но не всегда знал, что оно именно так называется.
Итак, что такое «претензия» в деловом мире? Этим термином юристы именуют жалобу покупателя или потребителя на качество продукции или оказанной услуги, оформленную в письменном виде. Также этим словом называют требование кредитора, направленное к должнику, не выплачивающему вовремя проценты по кредиту.
Фактически претензия – это документ, способствующий урегулированию спора между сторонами на досудебном этапе.
Какие обязательные атрибуты должен иметь такой документ, как претензия
Разобравшись с вопросом, что такое претензия в юриспруденции, стоит узнать больше об особенностях ее оформления.
Прежде всего, необходимо понимать, что к претензиям относятся даже те документы, в названии которых не стоит этот термин. Так, все жалобы, требования, обращения, открытые письма и заявления, содержащие уведомление о нарушении гарантированных законом прав ее автора и требования об устранении или выдачи компенсации, автоматически относятся к претензиям.
Составить такой документ согласно действующему законодательству может любое физическое или юридическое лицо, считающее, что услуга или товар, который они приобрели, не соответствуют заявленным свойствам. При этом, чтобы претензия имела силу, необходимо иметь возможность доказать, что изложенные в ней факты – не плод воображения ее автора, а суровая реальность.
Претензии адресуются особе, которая по закону несет ответственность за ненадлежащее качество товара или услуги. Так, жалобу на некачественный электрочайник из супермаркета, который отказываются заменить по гарантии (если случай действительно гарантийный или это заводской брак), нужно подавать не на продавца-консультанта, кассира или грузчика, курьера, а на генерального директора конкретного супермаркета или даже всей сети.
Составленный документ отправляется такому лицу по почте, лучше заказным письмом, с уведомлением о вручении и объявленной ценностью и описью всех вложенных документов.
Чек об отправлении такой претензии в перспективе сможет стать доказательством в суде, если до него дойдет дело.К форме документа особенных требований нет, при этом важно, чтобы он был составлен в двух экземплярах (один остается у отправителя). Кроме того, к претензии нужно приложить копии всех документов, подтверждающих правоту слов автора. Оригиналы всегда нужно оставлять у себя.
В каждой претензии должны быть обязательно указаны следующие моменты.
- От кого и кому направлен этот документ.
- В соответствии с каким законом составлена жалоба.
- При каких обстоятельствах произошло нарушение прав автора.
- Обоснованные требования.
- Свои данные для обратной связи (телефон, электронный и почтовый адрес).
- Информация о дальнейших действиях, если требования не будут выполнены.
Если по истечении тридцати календарных дней или срока, указанного в договоре, который является предметом претензии, требования не будут выполнены, это является поводом для обращения в суд. При подаче иска лучше сразу же дополнить свои требования оплатой судебных издержек проигравшей стороной.
Синонимы
Разобравшись с тем, что такое претензия, стоит узнать, какие же аналоги можно подобрать к этому слову.
Прежде всего, при подборе синонимов стоит учитывать, в каком значении употребляется существительное в данном случае, поскольку абсолютного аналога у него нет.
- К первому значению можно использовать слово-заменитель «требование».
- Во втором случае актуально будет употребить термин «жалоба».
- В третьем – «амбиция».
- Что касается использования рассматриваемого слова в юриспруденции, то в качестве синонима к нему можно использовать термин «рекламация».
Изучив в все значения рассматриваемого слова, остается лишь надеяться, что у каждого читателя в жизни будет как можно меньше поводов высказывать претензии в устной или письменной форме.