Очень часто начинающие художники не могут определиться с материалом. Зачастую выбор стоит между акварелью и маслом. Однако есть еще одна группа художественных материалов – «мягкие». К ней относится пастель. Этот материал приятный и простой в работе.
Рисунки пастелью
Натюрморт является наиболее искусственным жанром, как в живописи, так и в графике. В данном случае выбор и расположение всех объектов определяется не реальной обстановкой, а самой композицией и ее требованиями.
Однако натюрморт пастелью вовсе не должен передавать реальность, для этого существуют фотографии. Художник способен и имеет право на свои собственные фантазии и оригинальное изображение предметов, благодаря чему и создаются работы, похожие на сон. Мастер выстраивает тональность, пытаясь найти гармонию в своем рисунке.
История пастели
Историю пастели начинается в 15 века. Об этом материале есть упоминания в трудах Леонардо да Винчи. Однако само французское слово начали употреблять гораздо позже – в середине 17 века. В переводе с латинского оно обозначает «паста». Более светлые оттенки получились путем перетирания чистых пигментов с мелом. Именно отсюда пошло всем известное слово «пастельный».
Этот материал активно использовали художники эпохи Возрождения и представители Нового времени (Энгр, Джон Рассел и многие другие). Позже техника стала популярной и среди импрессионистов. Пастелью писали Пьер Боннар, Эдгар Дега и многие другие.
Какая бывает пастель для рисования
Существует три вида пастельных мелков:
- Масляные. Выбирать их лучше всего при наличии определенных навыков, ведь подкорректировать уже нарисованное достаточно проблематично.
- Сухие мелки являются наиболее оптимальным вариантом для начинающих художников. Их легко растушевывать, стирать ластиком и перекрывать другим цветом. С помощью этого материала у новичков получаются прекрасные натюрморты пастелью с фруктами.
- Восковые краски ложатся красивым глянцевым слоем, однако работать с ними не просто, поскольку они не растушевываются.
Сочетать в одной работе несколько видов мелков не принято. А новичкам, как и говорилось выше, лучше всего остановить свой выбор на сухих пастельных мелках.
В работе необходимо бережно относиться к готовому рисунку и самим мелкам. Сухая пастель прекрасно подходит для изображения этюдов, быстрых набросков или длительных постановок. Благодаря всем своим свойствам, сухие мелки прекрасно подходят для любителей экспрессии и длительных кропотливых прорисовок.
Единственным минусом данного материала является то, что он требует особых условий хранения готовых работ. Существуют правила, которые должен соблюдать каждый художник:
- Чтобы натюрморт пастелью со временем не осыпался, его необходимо вскрыть специальным фиксатором.
- Картины следует беречь от солнечных лучей.
- Готовые работы хранят в отдельной папке, прокладывая между ними кальку.
Необходимые материалы и инструменты
Мольберт
Перед созданием натюрморта пастелью, лист необходимо расположить вертикально или под наклоном. Именно в таком положении удобнее всего переносить линии с натуры и оценивать общую картину. Поэтому стоит обзавестись планшетом или мольбертом, который можно опереть о спинку стула или стол.
Бумага
Продемонстрировать максимальные возможности пастельных мелков можно лишь, используя специальную тонированную рифленую бумагу. Более того, в специализированных магазинах стоит приобрести специальные альбомы, в которых находится бумага нескольких оттенков, между листами которой помещены листы кальки.
Пастельные мелки
Качественная пастель никогда не будет дешевой. Но при рациональном использовании одного набора хватит надолго. При этом не стоит гнаться за большим количеством цветов: 12-14 будет достаточно.
Выбирая подходящий для себя материал, нужно обратить внимание на то, как он ложится на бумагу (слой должен быть бархатистым, при этом на бумаге не должны оставаться мелкие крошки).
Губки и кисти
В работе можно использовать плоские кисти или губку – все зависит от собственных предпочтений. Однако на начальном этапе стоит поработать пальцами. Благодаря такому приему удастся лучше прочувствовать материал и понять, как лучше всего добиться того или иного эффекта.
Фиксатор
Натюрморты, нарисованные пастелью, нужно обязательно вскрывать специальным лаком. Однако, при его отсутствии, альтернативой может служить лак для волос. Распылитель при нанесении располагают на расстоянии около 30-40 см от картины.
Особенности техники
Главное, что нужно уметь в такой работе - это видеть цвета. Выполняя рисунок с натуры, следует понимать, как одни предметы отбрасывают тени на другие. Необходимо использовать различные оттенки, а не слепо закрашивать предмет от одного края до другого одним цветом.
Отдельное внимание стоит уделить направлению штрихов. Их накладывают не произвольно, а по форме предмета. Так все элементы получается более объемным. Большие участки одного цвета удобнее всего покрывать, располагая мелки плашмя.
Над рисунком необходимо всегда работать равномерно. Не стоит браться за изображение какого-либо одного предмета. Первым делом покрывают все светлые места, затем – все темные, в конце выделяют блики и активные акценты.
Преимущества сухой пастели при выполнении натюрмортов
Зачастую сухую пастель выпускают в виде специальных карандашей или мелков. Она позволяет создавать достаточно толстые мазки. Натюрморт сухой пастелью получается с более изящной структурой. Более того, цвета можно достаточно быстро растушевать или разбавить другими оттенками.
Натюрморты масляной пастелью
Масляная пастель позволяет добиться особенно ярких цветов и акцентов. Этот материал отличается своей «мягкостью», он немного «жирноват». Работать им очень легко и приятно, однако можно увлечься, позабыв о форме предметов и их объеме. Поэтому знакомиться с масляной пастелью нужно после того, как будут освоены сухие пастельные мелки.
Натюрморт пастелью поэтапно
Рисуем натюрморт
Любую работу начинают рисовать так, будто все предметы прозрачны. Такой способ поможет получить представление о форме каждого предмета и об их расположении по отношению друг к другу.
Более того, лучше всего использовать дополнительные горизонтальные и вертикальные линии, которые помогут изображать симметричные предметы правильной формы.
Применение цветов и тонов
Данный этап работы подразумевает зарисовку фона. Выполняя это, необходимо смягчать текстуру пастели и смешивать цвета, делая переход более гладким. Для этих целей используют ткань или растушевку.
И хотя натюрморт начинают рисовать с ближних объектов, однако этот процесс можно начать с конца. Таким образом улучшаются точность и резкость работы. Изображая объекты на готовом фоне, можно избежать пробелов между фоном и объектом.
Проработка второстепенных объектов
После того как фон и основные объекты будут закрашены, нужно переходить к работе с второстепенными предметами. Нужно не забывать про белые блики и сглаживание грубой текстуры с помощью ткани и растушевки. Перед применением цвета нужно наметить участки теней на каждом из объектов.
Коррекция цветов
Когда все цвета, оттенки, тени и блики будут готовы, необходимо отдельно поработать над гармоничной сбалансированностью цветов и контрастов – таким образом удастся повысить выразительность восприятия натюрморта. Это можно сделать благодаря увеличению контрастности тонов фона и объектов на переднем плане. Все объекты должны быть на одном уровне контраста.
Завершающий этап
Завершая натюрморт пастелью, нужно увеличить тональные контрасты на более светлых предметах. Это можно сделать с помощью резких потемнений и теней, расположенных на этих объектах.
Для создания самых темных областей можно использовать всевозможные оттенки красного, синего, коричневого и темно-зеленого. В то время как для создания бликов используют небольшие участки белого цвета.
Помимо этого, на завершающем этапе нужно воспользоваться черным цветом, с его помощью можно углубить самые темные участки. Черный цвет используют на последнем этапе из-за того, что он всегда пересиливает яркость и свежесть других оттенков.
Создавая натюрморт пастелью, начинающие художники часто соврешют ошибку: занижают контраст оттенков. Это получается в результате смешивания нескольких цветов. Чтобы такого не произошло, перед смешиванием увеличивают различие светлых и темных тонов. Благодаря такому приему потери контраста после смешивания компенсируются.
Как хранить или перемещать готовую работу
Готовые работы можно хранить разными способами. Если картина не будет нигде зафиксирована, тогда необходимо подобрать скользящую бумагу и завернуть в нее рисунок. Однако нужно проверить, весь ли малярный скотч и изгибы оказались на обратной стороне картины.
Если есть желание поместить готовую работу под стекло, то сделать это не так просто, как другие картины. Прежде всего работу ограничивают рамкой. Это нужно для того, чтобы изображение никто не смог размазать пальцами. Более того, рамка и стекло уберегут работу от опадания лишней пастельной пыли.
Пастель является благородным материалом. Все недостатки мастерства можно с легкостью скрыть с помощью эффектной готовой работы. Каждый начинающий художник может с легкостью найти свой особый стиль и манеру изображения объектов, создавая натюрморт. Рисунки пастелью прекрасно вписываются в любой интерьер.