Как известно, любой двигатель нуждается в охлаждении. Но мало кто знает, что температурным нагрузкам подвергается не только мотор, но и коробка. Причем нагревается зачастую автомат. С этой целью на многих машинах устанавливается масляный радиатор АКПП. «Вольво» им оснащается с завода. Что это за элемент, как его установить и в чем его особенности? Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.
Особенности системы охлаждения АКПП
В любой коробке передач имеется масло. Однако в автоматической, в отличие от механики, оно предназначено для передачи крутящего момента. Смазка для АКПП более жидкая и имеет маркировку АТФ. В механике же залита практически желеобразная жижа с вязкостью 85W90 (или около того), в которой преобладает черный оттенок. Почему такие различия? Все дело в принципе работы коробки. Масло в механике залито лишь в поддон. Шестеренки при вращении окунаются в эту ванну и таким образом смазываются. В АКПП же все иначе. Здесь в качестве сцепления используется гидротрансформатор (или «бублик»). Внутри него есть две крыльчатки. Они взаимодействуют между собой благодаря направленному потоку масла. То есть смазка выполняет функцию передачи крутящего момента.
Соответственно, жидкость находится постоянно в движении и нагревается. Но перегретое масло может навредить коробке. Необходимо, чтобы АТФ-жидкость была нагрета до 75-80 градусов. Уже при 100 начинаются изменения в вязкости и прочих характеристиках. В результате ресурс АКПП уменьшается в 2-3 раза.Зачем нужен масляный радиатор охлаждения АКПП?
Как мы уже сказали ранее, жидкость в коробке постоянно нагревается. И чтобы не допустить перегрев, нужен теплообменник. Именно радиатор держит рабочую температуру, предотвращая перегрев масла и коробки.
Где находится?
В зависимости от конструктивных особенностей радиатор масляный АКПП может находиться в самой коробке (в поддоне) либо быть интегрированным в основной теплообменник. Последняя схема является более продуманной и универсальной.
Однако у такого способа размещения есть и минусы. Например, если произойдет пробой одного из двух теплообменников в корпусе, антифриз и масло смешаются между собой. Да и сама цена такого радиатора на порядок выше. На разборке его можно купить за 5-10 тысяч рублей.Устройство
Радиатор масляный автомобильный для АКПП состоит из следующих элементов:
- Верхний бак.
- Сердцевина.
- Нижний бак.
- Крепежи.
Основное назначение элемента – охлаждение поступающей в него жидкости. Обычно баки и сердцевина изготавливаются из латуни. Как показывает практика, этот материал имеет отличную теплопроводность и, соответственно, обладает высоким КПД.
Сердцевина состоит из тонких пластин, расположенных поперечно. Через них проходят вертикальные трубки. Они припаяны к пластинам и являются неразборными. Масло, проходящее сквозь сердцевину, расходится на множество потоков. Таким образом обеспечивается быстрое охлаждение большого объема жидкости. Радиатор масляный с АКПП соединяется при помощи патрубков. Обычно они изготавливаются из резины.Дополнительный масляный радиатор АКПП: стоит ли устанавливать?
Все автомобили, что идут с АКПП, уже оснащены теплообменником для АТФ-жидкости. Но практика показывает, что подобные радиаторы не всегда справляются со своей задачей. Особенно часто с перегревами коробки сталкиваются владельцы турбированных автомобилей – «Субару», «Тойота» и т. д. Поэтому возникает вопрос об установке масляного радиатора АКПП поверх основного.
Приступаем к монтажу
Что нам для этого понадобится? Помимо самого теплообменника, стоит приобрести крепежные элементы и маслостойкие армированные шланги длиной в 1,5 метра.
Также нам понадобится масляный термостат. Он нам нужен для того, чтобы зимой жидкость не переохлаждалась. Масло в АКПП должно работать в режиме от 75 до 90 градусов Цельсия. Все, что будет ниже или выше этих значений, является недопустимым. Обращаем внимание на то, что при установке дополнительного масляного радиатора АКПП (универсальный он будет или нет, не имеет значения), стоит включить в цепь термостат. Он будет перекрывать холодные потоки масла. Таким образом, жидкость быстрее прогреется до рабочих температур зимой, и вы будете ездить на работоспособной теплой коробке.Рассмотрим особенности установки на примере автомобиля «Субару Форестер». Итак, сперва нам нужно определиться со схемой монтажа. Опытные автомобилисты не рекомендуют устанавливать дополнительный теплообменник в приемную магистраль заводского охладителя. Это решение является бесполезным, поскольку на выходе из заводского радиатора мы получим горячую АТФ-жидкость, нагретую до 95-100 градусов. Но каким способом его устанавливать? Наиболее верный вариант – установка элемента в возвратную магистраль, которая находится на пути из заводского радиатора в автоматическую коробку.
Разобравшись со схемой установки, приступаем к демонтажу облицовки кузова. Сперва необходимо снять фару с водительской стороны и бампер. Далее следует вынуть из расширительного бачка трубку и снять крепления основного радиатора. Он установлен на передней панели.Поскольку рядом у нас находится и радиатор кондиционера, нельзя допустить, чтобы оба охладителя были рядом между собой. Для этого используем 3-мм проставки и наклеиваем тефлоновые пластины на крепежные элементы дополнительного радиатора АКПП. При установке элемент может встать с перекосом. Чтобы избежать этого, необходимо подрезать пластиковые клипсы стяжек. При установке последние должны пройти через соты охладителя кондиционера и штатного теплообменника. На выходе стяжки фиксируются шляпкой. Такой крепеж осуществляется в четырех точках.
Но на этом установка радиатора масляного АКПП не заканчивается. Далее необходимо извлечь бачок радиатора. Он крепится на двух болтах. Затем следует открутить три винта крепления планки с вентиляторами. Так мы получим свободное место для подтяжки шляпок изнутри радиатора. В правой части бампера видим две масляные магистрали. Нам нужна возвратная. Распознать ее легко – она находится дальше от «кормы». Снимая патрубок, будьте готовы к разбрызгиванию АТФ-жидкости. Ее лучше заткнуть самодельной пробкой либо подставить под шланг чистую емкость. Далее подключаем масляный термостат. Необязательно сверлить крепления – достаточно закрепить его на двух строительных стяжках.
Финал работ
После того как радиатор масляный АКПП был подключен, проверяем надежность всех соединений. Не стоит заводить машину до тех пор, пока не будет проверен уровень масла в коробке. Поскольку в системе появился еще один охладитель, уровень АТФ-жидкости может упасть. Итак, доливаем масло в трансмиссию и заводим двигатель. Сборку облицовки следует продолжать, убедившись в правильности работы системы.
Проверьте температуру во всех четырех шлангах (для этого лучше воспользоваться пирометром). Если все верно, глушим мотор и собираем облицовку в обратном порядке.Профилактика
Чтобы дополнительный радиатор прослужил максимально долго, следует знать меры профилактики. Периодически рекомендуется производить механическую очистку теплообменника. Со временем на поверхности пластин скапливается грязь, листва, мошки и тополиный пух. Все это ухудшает теплообмен. Механическую очистку можно производить без снятия охладителя с автомобиля – достаточно простись по поверхности «Керхером». Но обратите внимание, что пластины радиатора достаточно хрупкие. Если неправильно выбрать давление, можно их повредить.
Радиатор может забиваться и внутри. Чтобы этого не допустить, следует производить замену фильтра и масла точно в срок. Обычно ресурс АТФ-жидкости составляет 60-70 тысяч километров. Если на вашем автомобиле разборный поддон, следует его открутить и снять также стружку с магнитов. Обратно крышка устанавливается на новую прокладку.Итак, мы выяснили, что собой представляет масляный радиатор, как он устроен и как его установить в автомобиль своими руками.