Жигулевская ГЭС была мечтой советского правительства на самой заре становления страны. Реализация планов началась в 30-х годах, а масштабная стройка уместилась в рекордные сроки уже после Великой Отечественной войны. История Жигулевской ГЭС - это одна из страниц индустриализации СССР и энергобезопасности России.
От идеи к старту
Идею строительства Жигулевской ГЭС в 1910 году подал на рассмотрение царскому правительству самарский инженер Г. М. Кржижановский. Воплотить ее получилось лишь после революции, когда был утвержден план ГОЭЛРО, инициатором которого выступил все тот же инженер, но уже в статусе председателя комиссии по электрификации.
В начале 30-х в местности, расположенной недалеко от села Красные Луки, начались изыскательские работы по освоению энергетического потенциала Волги. Итогом стало предложение строительства Куйбышевской ГЭС, где можно было оборудовать три точки для старта работ. Первая строительная площадка появилась возле поселка Красные Луки. Для обеспечения крупномасштабного проекта Жигулевской ГЭС был построен штаб. Но уже в 1940 году на месте предполагаемого размещения станции обнаружились залежи нефти, и стройка была заморожена.
После войны
В послевоенное время были проведены дополнительные геологоразведочные работы силами института «Гидропроект». Подходящая площадка нашлась недалеко от города Жигулевска. Согласно проекту, утвержденному в 1949 году, мощность ГЭС Жигулевской закладывалась на уровне 2,1 миллиона кВт⋅ч.
Строительство началось в 1950 году и сразу приобрело большой размах. Для реализации планов были задействованы около 50 строительно-монтажных предприятий, относящихся к почти всем министерствам страны. В проектировании узлов и помещений принимали участие около 130 институтов и проектных бюро, поставкой техники и комплектующих занимались более 1300 заводов. Начальником строительства объекта был назначен И. В. Комзин, получивший за разработку и реализацию масштабного проекта звание Героя социалистического труда.
Этапы строительства
ГЭС Жигулевская - крупный послевоенный объект, который требовал от ослабленной экономики мобилизации большого количества рабочей силы и ресурсов. Вопрос с человеческими ресурсами был решен довольно жестко – в основной массе строителями были заключенные, для их содержания учредили Кунеевский ИТЛ, подчинявшийся Главгидрострою МВД СССР.
Отсыпка камня с правого берега Волги для возведения дамбы была начата зимой 1950 года. Официальной датой начала строительства считается 18 февраля 1951 года, когда был вынут первый грунт из зоны будущего котлована. ГЭС Жигулевская была показательной стройкой. Для реализации и ускорения темпов работ на площадку стянули всю передовую на тот момент технику.
В июле 1951 года на левом берегу реки началось возведение нижних шлюзов и мощного бетонного завода. Весной 1952 года стартовало возведение водосливной перемычки длиной восемь километров, а летом пришло время строительства верхних шлюзов гидроузла для судоходства. В декабре того же года был введен в эксплуатацию больничный комплекс.
Ударные темпы
ГЭС Жигулевская строилась ударными темпами, иногда за сутки работы укладывалось до 20 тысяч кубометров бетона, что было рекордом даже по мировым стандартам. В декабре 1952 года начались работы по бетонированию днища нижних шлюзов, через два месяца получила наполнение культурная жизнь строителей – был сдан в эксплуатацию новый клуб нефтяников в поселке Солнечная Поляна.
В апреле 1953 года начал работу камнещебеночный завод, продукция которого с 30 июля стала применяться в строительстве здания гидростанции. Фундамент всей плиты Жигулевской ГЭС был готов в июле 1954 года. В истории строительства наступил самый важный момент – создание плотины. Старт был дан 15 августа 1955 года, перекрытие началось с левого берега Волги, земляная дамба была намыта в течение 2 месяцев. В октябре воды реки были заведены в котлован.
Перекрытие реки с правого берега было завершено в рекордные сроки, специалистам понадобилось чуть более 19 часов для сложнейшей операции. В течение последующих двух недель шли работы по устранению мелких недочетов в теле плотины. В ноябре 1955 года вода начала заполнять Куйбышевское водохранилище.
Проектный уровень воды в нем был достигнут лишь в июне 1957 года. На момент достижения эксплуатационной мощности Куйбышевское водохранилище было крупнейшим в мире – площадь занимала около 6 тысяч квадратных километров, длина – 510 метров, ширина в некоторых местах достигала 27 километров.
Рекорды
История Жигулевской ГЭС в июле 1955 года ознаменовалась проходом первого судна через нижние судовые шлюзы. В ноябре произошло перекрытие основного русла Волги, в декабре закончен монтаж первого гидроагрегата и началась его промышленная эксплуатация. В течение 1956-1957 годов были запущены остальные одиннадцать гидроагрегатов. Первый миллиард киловатт-часов был получен в октябре 1956 года. Датой завершения основного этапа строительства считается 14 октября 1957 года, когда все турбины ГЭС уже выдавали промышленный ток.
Установка каждой турбины мощностью 150 тысяч МВт занимала около месяца, после введения их в эксплуатацию выяснилось, что развиваемая турбинами мощность достигает 115 МВт. В результате была проведена перемаркировка агрегатов, а установленная мощность ГЭС увеличилась до 2,3 ГВт.
Все дальнейшие усилия были направлены на возведение административных, хозяйственных зданий инфраструктуры станции и социальных объектов Жигулевска и Ставрополя. ГЭС Жигулевская – уникальное сооружение, весь гидроузел был выстроен в течение семи лет. За этот период было проделано почти 200 миллионов кубических метров земляных работ, уложено около 8 миллионов кубометров бетона, смонтировано 200 тысяч тонн металлических конструкций и оборудования.
Эксплуатация
Жигулевская ГЭС была официально открыта 9 августа 1958 года в торжественной обстановке и в присутствии первых лиц СССР. На следующий день станцию переименовали в Волжскую ГЭС с присвоением имени В. И. Ленина. Многие участники строительства получили правительственные награды. Трудившиеся на строительстве заключенные были отпущены на волю по амнистии, некоторым оставшимся сократили сроки отбывания наказания.
К началу августа 1966 года ГЭС Жигулевская выработала юбилейные 100 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. В этот же период происходила планомерная автоматизация всех процессов управления на станции, до конца 70-х годов была проведена масштабная модернизация оборудования.
С переменой экономического строя в 1993 году изменился и статус станции: в результате реорганизации компания стала открытым акционерным обществом. В 2001 году ГЭС Жигулевская стала частью компании «Волжский гидроэнергетический каскад». С 2003 года гидростанция является поставщиком электроэнергии на оптовый рынок, где продает до 15 % всей выработанной энергии, остальные ресурсы поставляется на регулируемый федеральный рынок.
Современность
На сегодняшний день собственником станции является холдинг «Русгидро». Жигулевская ГЭС - это русловая гидроэлектростанция, все сооружения которой относятся к первому классу капитальности. В состав инфраструктуры входит:
- Земляная дамба высотой 52 метра (ширина – 750 м, длина – 2800 м).
- Здание станции ГЭС длиной 700 метров.
- Водосбросная плотина длиной 980 метров.
- Судоходные шлюзы.
Высота Жигулевской ГЭС в плотинной части составляет 40,15 метра, здание ГЭС имеет высоту 81,1 метра. По верхней части плотины проложено железнодорожное и автомагистральное полотно сообщением Москва – Самара. Мощность станции составляет 2 320 МВт, среднегодовая выработка электроэнергии держится на уровне 10,5 миллиарда кВт⋅ч. Машинный зал оборудован 20 гидроагрегатами поворотно-лопастного типа, 14 из которых имеют мощность 115 МВт⋅ч, и 4 машины мощностью 120 МВт⋅ч.
Модернизация
В 2010 году компания «Русгидро» заключила контракт с ОАО «Силовые машины» на модернизацию гидроагрегатов. К июню 2017 года обновление получили 19 машин, завершение всего комплекса мероприятий запланировано на ноябрь 2017 года. Предпринятые меры по обновлению фондов позволят увеличить мощность станции до 2488 МВт.
Как вначале строительства, так и сегодня поражает воображение мощность сооружений Жигулевской ГЭС. Фото станции, плотины и всего комплекса гидроузла внушают уважение к гению проектировщиков и строителей.