Современному рынку необходимо денежно-кредитное регулирование со стороны внешних регуляторов. Это вызвано потребностями развития рыночной системы, так как ей самой неподвластно решение многих социально-экономических проблем. Концепция «невидимой руки рынка», согласно которой последний должен без чьей-либо помощи справляться со всеми вызовами, провалилась во многих странах. И Россия хорошо помнит «шоковую терапию» девяностых годов прошлого столетия. Осознание того, что сам по себе рынок не может существовать, пришло слишком поздно. Денежно-кредитное регулирование экономики – один из инструментов внешнего контроля рыночной системы. По мнению многих экономистов, это самый важный инструмент. В статье мы подробнее разберем денежно-кредитную политику, цели, инструменты, виды. И начнем с базового определения.
Понятие
Денежно-кредитное регулирование экономики – это комплекс мероприятий, проводимых Центральным банком (ЦБ), направленных на изменение параметров денежной массы.
Это значит, что Центральный банк влияет на денежную массу в экономике. И эта мера воздействует на динамику денежного оборота. Чуть ниже мы подробнее разберем методы денежно-кредитного регулирования.
Цели
На макроэкономическом уровне выделяются следующие цели регулирования:
- Создание условий для экономического роста.
- Поддержание стабильных цен.
- Обеспечение устойчивости процентных ставок на внутреннем денежном рынке, курса валют.
- Достижение максимального уровня занятости населения.
Главная цель денежно-кредитного регулирования – поддержание стабильных цен. Всё остальное является производными от них. В условиях российской экономики поддержание стабильных цен зависит от последовательного снижения уровня инфляции. Именно она влияет на инвестиционный климат в стране и укрепление долгосрочного экономического роста.
Понятие инфляции
Инфляция – это снижение покупательной способности валюты вследствие ее обесценивания. Например, годовая инфляция зафиксирована на уровне 10%. Из этого следует то, что на 1000 рублей сегодня можно будет купить столько же товара, что и на 1100 через год.
Денежно-кредитное регулирование ЦБ направлено в первую очередь на снижение уровня инфляции. Не стоит удивляться тому, что российские банки предоставляют дорогие кредиты. Это происходит по причине высокой инфляции. Также невозможно концентрировать в своих руках крупные суммы, так как с каждым днем капитал будут «съедать» невидимые законы рынка.
Ограниченные возможности Центрального банка
У ЦБ отсутствуют законодательные функции, поэтому его задача сводится лишь к сглаживанию конъюнктурных колебаний на отдельных сегментах финансового рынка.
Несмотря на ограниченность, ЦБ может проводить денежно-кредитное регулирование, которое призвано:
- Повышать эффективность деятельности участников денежного оборота.
- Защищать интересы баланса участников рынка.
- Ограждать от искусственного увеличения их издержек.
- Создавать условия для инвестиций.
- Развивать конкурентную среду на рынке.
- Расширять рынок банковских услуг и улучшать их качество.
Роль денежно-кредитного регулирования огромна как для макроэкономики в целом, так и для каждого отдельного гражданина в частности. Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда инфляция снижена. Это привело к уменьшению ставок по банковским депозитам, которые сегодня редко превышают 8% годовых. Однако в то же самое время экономические регуляторы искусственно снижают реальный баланс участников рынке через другие методы, например через девальвацию национальной валюты. Т.е. искусственное снижение стоимости рубля приводит к снижению его покупательской способности на мировых рынках. Учитывая тот факт, что наша страна все товары конечного потребления импортирует, мы наблюдаем значительный рост цен. Отсюда понятно, что денежно-кредитное регулирование в России имеет свою специфическую особенность, в отличие от других стран. Поэтому нельзя говорить о том, что для каждой страны есть универсальный рецепты правильной стратегии. Эффективные для одной страны методы могут привести к полному финансовому краху в другой.
Объекты
Денежно-кредитное регулирование направлено на следующие объекты:
- Скорость оборота денег.
- Объем кредитов.
- Курс национальной валюты.
- Спрос и предложение национальной валюты.
- Объем денежной массы в экономике.
- Коэффициенты денежной мультипликации.
Денежно-кредитное регулирование каждого из этих показателей имеет временные рамки. Они устанавливаются на различных уровнях государственной власти. Поэтому нельзя говорить о том, что регулирование денежно-кредитной системы якобы не зависит от государства лишь по той простой причине, что именно ЦБ, который не подчиняется государственным органам власти, проводит регулирование самостоятельно. Именно от согласованных действий государства и Центрального банка зависит эффективность действий последнего.
Механизм
Механизм денежно-кредитного регулирирования включает в себя:
- Прогнозирование.
- Планирование
- Методы и инструменты воздействия.
Мотивы потребности денег
Регулирование кредитно-денежной политики зависит и от мотива потребности денег.
Первый вид – это трансакционный мотив. Он обеспечивает текущее хозяйственное функционирование участника рынка. Для обычного человека трансакционный мотив означает запас денег на ежемесячные траты до следующей заработной платы: продукты, коммунальные платежи, оплату сотовой связи и др.
Для предприятий трансакционный мотив означает денежные средства, которые предназначены для поддержания текущей хозяйственной деятельности (расчет с поставщиками, оплата аренды и др.).
Для государства это запас валюты, позволяющий обеспечивать расчеты на внешнем рынке.
Второй вид – мотив предосторожности. Он позволяет участнику рынка создавать резерв. Для обычных граждан это откладывание на черный день, вклады на депозит с целью сохранения средств и др. Предприятия и государства создают резервный и стабилизационные фонды.
Третий вид – спекулятивный мотив. Современные деньги сами по себе не являются источником сохранения стоимости. Поэтому часть средств используется для приобретения нематериальных (финансовых) активов, приносящих доход в виде различных процентов. К таковым следует отнести облигации, акции, производственные финансовые инструменты.
Спрос и предложение денег
Спрос и предложение денег являются наиболее труднопрогнозируемыми величинами. Невозможно предугадать будущий поведенческий фактор, так как он зависит не только от макроэкономических факторов, но и от развития мировой экономики. Например, развитие криптовалют и электронной коммерции приводит к снижению спроса на национальные валюты. Увеличение спроса на деньги зависит от следующих факторов:
- Снижение инфляции и инфляционных ожиданий.
- Рост доверия к банковской системе.
- Рост экономики.
Можно привести удачный пример денежно-кредитного регулирования РФ после кризиса 2008 года: государство приняло закон, по которому в обязательном порядке застраховывались все банковские вклады до определенной суммы. И можно было не бояться того, что банк разориться, так как государство через страховые компании возместит потерю. Это привело к тому, что у населения повысилось доверие к банковской системе.
Спрос на деньги – ключевой индикатор. Эффективные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования зависят от высокого спроса на деньги. Стоит также учитывать то, что желание иметь деньги и возможность их получения не совпадают. Здесь мы сталкиваемся с таким понятием, как ликвидность – наличные и безналичные средства на счетах в банках. Спрос на деньги определяются как пропорциональная часть ликвидности.
Скорость обращения денег
Денежно-кредитная политика регулирования экономики зависит и от такого показателя, как скорость обращения денег. Рост долгосрочных депозитов банков способствуют снижение скорости денег, и наоборот, сохранение в экономике большого количества наличных денег увеличивает скорость движения денег.
Денежное предложение
Рыночный регулятор должен правильно рассчитать уровень насыщенности денег в экономике. Способна ли она эффективно использовать увеличение денежной массы? Каковы уровень инфляции, инфляционные ожидания и уровни рисков в экономике? Точные ответы на эти вопросы влияют на поведение регулятора. Можно привести в пример начало двухтысячных годов в России. Огромный приток в страну денег, связанный со сверхприбылью от продажи углеводородов, оказал негативное влияние на экономику в целом. Она не могла «переварить» всю денежную массу без ущерба для производства. Инфляция разогналась до 10-12% годовых. В этой связи произошло значительное удорожание кредитов. Сильно пострадали те отрасли экономики, которые не были связаны с нефтегазовым сектором: сельское хозяйство, перевозки, транспорт, бюджетная сфера. Инвестиции в эти отрасли были ничтожно малы по сравнению с инвестициями в другие сферы. Также произошел дисбаланс в доходах обычных граждан. Например, средняя заработная плата учителя была в районе 6-7 тыс. рублей в месяц, а разнорабочий на строительных объектах зарабатывал по несколько тысяч рублей в день. Сегодня мы видим, что диспропорция в отраслях не так заметна, однако теперь у нас совсем иные проблемы в экономике.
Денежное предложение определяется:
- Денежной базой (активами) ЦБ. Сюда относят кредиты банкам, ценные бумаги – обычно это облигации в казначейские билеты ведущих экономик мира, - золотовалютные резервы.
- Ставкой процента на внутреннем денежном рынке. Ее еще называют ключевой ставкой рефинансирования. Этот тот процент, под который ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Естественно, он ниже тех процентов, под которые последние выдают кредиты физическим лицам и хозяйственным субъектам, так как на него накладывается будущая прибыль банка и процент риска и невозвратов. Например, если ключевая ставка рефинансирования составляет 7 %, то процент по банковскому кредиту для физического лица не может быть ниже, так как в убыток никто кредитовать не будет. Ставка процента на краткосрочном рынке формируется исходя из соотношения резервов банковской системы к ее депозитам. Сегодня мы наблюдаем интересную ситуацию, которую невозможно было представить за всю новейшую историю нашей страны: люди положили в банковские депозиты огромные средства, которые к тому же почти все застрахованы. В этой связи финансовые регуляторы выдавливают деньги граждан из банков, создавая условия для низких процентов по депозитам.
- Созданием постоянного резерва.
Банковская система как важнейший фактор влияния на предложение денег
Наибольшее влияние на предложение денег оказывает банковская система. Перечислим методы и инструменты денежно-кредитного регулирования:
- Сокращение или увеличение эмиссии денег.
- Создание устойчивого денежного оборота.
- Проведение операций на финансовом рынке для регулирования денежного оборота.
Методы денежно-кредитного регулирования в экономически развитых странах и развивающихся кардинально различаются.
Центральный банк – ключевой игрок в регулировании. Для этого он применяет следующие инструменты регулирования кредитно-денежной политики:
- Эмиссия наличных денег.
- Рефинансирование банков, т. е. ЦБ становится «банком для банков» и выдает коммерческим банкам кредиты по установленной им же ставкам. Последние эти средства перекредитовывают на внутреннем рынке под более высокий процент.
- Операции на открытом рынке по купле-продаже ценных бумаг и валюты для расчетов на международной арене.
Благодаря перечисленным выше операциям и формируется единый механизм денежно-кредитного регулирования.
Итак, важнейшая роль в макроэкономике принадлежит Центральному банку страны. Подробнее осветим этот экономический субъект далее в статье.
Статус ЦБР
В российской банковской системе ЦБР – главный банк страны. Он находится на вершине всей финансовой системы страны и призван корректировать курс всех остальных банков в соответствие общей экономической стратегией. Это происходит за счет рефинансирования и контроля. В качестве последней функции ЦБ имеет право приостановить деятельность любой кредитной организации, отозвав у нее лицензию. За последнее время уже набрался довольно внушительный список подобных несчастливчиков. У многих сложилось даже мнение о том, что ЦБ полностью расчищает площадку для крупных банков с государственным участием.
ЦБ является и ключевым агентом денежно-кредитной политики государства. Однако он использует не директивные методы для достижения своих целей, а экономические методы управления.
Кому подчиняется ЦБ России?
Несмотря на то что Центральный банк России – главный банк страны, который единственный, кто имеет право печатать рубли, он не подчиняется ни правительству РФ, ни какому-либо другому государственному органу. Если нашему государству не будет хватать денег для выплаты заработных плат, пенсий и пособий, то ЦБ России не будет кредитовать правительство. Эта парадоксальная система была выстроена еще с самого начала образования независимой России. Именно это обстоятельство дает основание многим политологам называть Б. Н. Ельцина – первого президент России – предателем Родины. Кому подчиняется Банк России? Одни с уверенностью заявляют о том, что ЦБ нашей страны – отделение Федеральной резервной системы, другие приписывают его к Международному валютному фонду, что более справедливо, так как есть прямое упоминание о нем в Законе. Однако и те и другие уверены, что нами управляют Ротшильды и Рокфеллеры.
Но стоит проанализировать Федеральный закон о «Центральном Банке РФ», всё становится на свои места: ЦБ состоит из главы и членов совета директоров в количестве 14 человек. Все они избираются Государственной думой в согласовании с президентом РФ. Теперь необходимо ответить на логический вопрос: является ли ЦБ России такой уж проамериканской организацией? Утвердительный ответ будет только в том случае, если сам парламент страны также будет проамериканским.
Также любителям приписывать ЦБ России США поясним, что с 2014 года 75% всей прибыли ЦБ РФ перечисляет в бюджет РФ, а остальные 15% идут Внешэкономбанку.
Как бы то ни было, но закон действительно жестко отделяет ЦБ России от правительства РФ. И если они поссорятся между собой, то верховенство будет за Центральным банком, так как спорные моменты решаются в Международных судах, решения которых по Конституции выше решений внутренних судов. Такая у нас Конституция, которая действует в стране с 1993 года.
Функции ЦБ России
Банк России выполняет следующие функции:
- Является кредитором для кредитных организаций внутри страны.
- Разрабатывает совместно с Правительством РФ единую кредитно-денежную политику.
- Имеет монополию на осуществление эмиссии национальной валюты.
- Устанавливает валютный контроль.
- Устанавливает правила проведения банковских операций, отчетности для банковской системы и бухгалтерского учета.
Из списка можно заметить то, что Центральный банк работает совместно с правительством. Т. е. они выступают как партнеры, и отсутствует любой намек на субординацию. Именно этот факт позволяет говорить многим о том, что Россия – колония финансовой системы Запада. Однако защитники такой системы уверены, что она позволяет обуздать произвол местных российских чиновников от бесконтрольной эмиссии денег и от постоянного внутреннего кредитования. Достаточно проанализировать тот объем коррупции, который уже и не скрывают, чтобы задать вопрос: действительно ли внешний контроль над печатным станком является негативным фактором? Возможно, лишь этот факт хоть как-то спасает страну от тотальной инфляции.
Попытки вернуть «независимость»
В нашей стране есть ряд депутатов и политиков, которые открыто выступают за национализацию Центрального банка. Они постоянно вносят в Государственную думу проект закона, однако против него сразу поднимается негативная волна общественной критики. Почему это происходит? Возможно, что наши граждане не доверяют нашему же государству, которое много раз их обманывало. Для многих вариант независимости ЦБ России от правительства придает больше уверенности в завтрашнем дне, чем передача его в руки государства, где будет отсутствовать любой контроль за денежной массой. Вспомним времена СССР: деньги были у всех, но никто не хотел продавать товар за никому не нужные бумажки, так как государство всё время вмешивалось в кредитно-денежную и монетарную политику Банка ради сиюминутной политической выгоды в ущерб развитию. Поэтому и сложилась ситуация, когда производители хранили товар на складах, невольно создавая дефицит, и обменивали его на «черных рынках» по справедливой цене. Никакие административные меры не помогали заставить кооператоров выйти на легальный рынок. Именно поэтому наши граждане остались без своих вкладов, так как для оздоровления экономики необходимо было полностью их уничтожить за счет заморозки счетов и разгона гиперинфляции.
Государственный банк СССР
В Советском Союзе Государственный банк полностью подчинялся Совету Министров СССР. Количество денег определялось директивными методами. Совет Министров СССР давал распоряжение, а Банк производил эмиссию на его основе. Это привело к ситуации, которая в экономической науке получило название "подавленная инфляция". Другими словами ее можно охарактеризовать так: деньги есть у всех, но купить на них ничего нельзя. Это и понятно: производители предпочитали держать товар на складах и не продавать его, так как деньги не имели той ценность, к которой мы привыкли сегодня. Фактически расцвел натуральный обмен, который сравним с феодальной системой. Подобная ситуация может повториться, если национализировать Банк России.