Ромодановский вокзал (Казанский вокзал): история, причины закрытия

Среди великого множества достопримечательностей памятники архитектуры всегда представляют большую ценность. И чем богаче история объекта, тем выше его значимость для потомков. Одним из таковых является здание на железнодорожной станции Нижнего Новгорода.

Местоположение

На территории города в непосредственной близости от метромоста находится Ромодановский вокзал, который на сегодняшний день утратил свою первоначальную функциональность. Он расположен по адресу Казанская площадь, д. 1, что в конце ул. Черниговской на правом берегу Оки.

Добраться до бывшей станции можно как на общественном, так и на личном транспорте, двигаясь от Канавинского моста вправо вдоль нижней набережной. В современном городе эти улицы слабо оживлены, преимущественно здесь встречаются жители близлежащих районов, а уж потом приезжающие туристы. Однако в годы активной работы вокзала и порта движение по маршруту было постоянным.

В настоящий момент оценить здание с иных ракурсов, кроме фасада, не удастся, поскольку оно имеет статус частной собственности. Но благодаря сохраненному облику интерес не иссякает даже с таковым условием.

Идея создания

История Ромодановского вокзала берет свое начало с промышленно-художественной выставки, прошедшей накануне ХХ века, после которой был разработан проект создания железнодорожной линии, соединяющей Нижний Новгород с Казанью. По задуманному плану пути пролегали вдоль Оки, не пересекая реку, а станция располагалась возле пристани, здесь же находились мельницы купцов Башкировых и Дегтяревых.

ромодановский вокзал

Строительство здания Ромодановского вокзала датируется 1900-1904 годами, при этом первый поезд прошел по рельсам линии уже в 1901 г. Свое название объект получил от поселка, где и проложили новый участок железной дороги. В те времена населенный пункт считался довольно крупным, что очень быстро отразилось на значимости нового участка. Еще до официального завершения строительства Казанского вокзала, в 1903 г., станция приобрела статус транспортного узла.

Внешний вид

Архитектура здания с первого дня сильно отличалась, а потому выделялась среди привычных фасадов. Имя автора Ромодановского вокзала Нижнего Новгорода в истории не сохранилось, в источниках значится лишь фамилия инженера, представившего проект, - Толмачев. Контролировал возведение станции человек, чьи имя и регалии также не зафиксированы в архивах. Фамилия его Воронов. Строение выполнено в стиле классицизма и на сегодняшний день входит в число самых красивых.

ромодановский вокзал нижний новгород

Современный внешний вид полностью повторяет первоначальную задумку архитектора, при реконструкции были восстановлены мельчайшие детали, которые уточнялись по дошедшим до наших дней фотографиям. Соблюдение точности при воссоздании куполов стало наиболее сложным процессом, их корректировали трижды. За выполненную работу по обновлению Казанского вокзала авторы удостоились награды на фестивале «Зодчество 2005».

Основные направления

Географическое расположение станции между рекой и горой, изобилующей оползнями, не позволяло проложить достаточное количество железнодорожных путей для реализации всех задумок по пассажирским и грузовым перевозкам. Поэтому в первые годы поезда отправлялись лишь до Харькова, Тимирязева, расположенного в Мордовии, и областного Лукоянова.

казанский вокзал

Постепенно появлялись новые составы и маршруты. Так, в 30-е годы добавились поезда в направлении Арзамаса и Рузаевки, а затем в пригородную Кудьму и Павлово. До Казани поезда с Ромодановского вокзала начали ездить со второй половины ХХ столетия.

ромодановский вокзал нижний новгород история

Увеличение количества составов и направлений обусловлено, кроме того, присутствием здесь целого мельничного комплекса. В годы активной работы станции функционировали одно грузовое и одно вагонное депо, с причала осуществлялась также перевалка на речные суда.

Особенности железнодорожной линии

Местность, через которую пролегли рельсы, не отличается спокойствием. Подземные воды провоцировали частые оползни задолго до строительства железной дороги. Для решения данной проблемы на протяжении всего участка "Ромодановский вокзал – Мыза" были пробиты в горе дренажные штольни, предназначенные для высвобождения опасных вод. Сооружения можно обнаружить на своем месте и сегодня.

здание ромодановского вокзала

Такая система сдерживания оползней в свое время была оценена серебряной медалью Парижской всемирной выставки. Работа проводилась вручную, длина самой глубокой штольни превышает 1,5 км. Гораздо позже обсуждался проект, предполагавший соединение двух городских вокзалов туннелем, который должен был проходить под Окой, но дальше стадии идеи он не продвинулся. А события, произошедшие спустя некоторое время, внесли окончательные коррективы.

Завершение истории

Еще в дни первых пассажирских перевозок местные жители с опаской и недоверием относились к данному участку дороги, однако постепенно дренажно-штольневая система доказала свою действенность. За время существования Ромодановского вокзала в Нижнем Новгороде оползни происходили неоднократно, но они не оказывали существенных проблем для функционирования станции.

При всем этом постепенное подмывание берегов водами и крутизна склона сыграли свою роль, и стихия все же взяла верх. В феврале 1974 года сильный оползень перекрыл железнодорожную линию, опрокинув трамвай, что и стало причиной закрытия вокзала. На тот момент уже был построен мост, соединяющий две городские станции, поэтому приняли решение дальнейшее сообщение осуществлять без участия опасного отрезка путей.

Рельсы между пунктами «Мыза» и «Горький-Казанский» демонтировали, а прежде людное здание вокзала вскоре пришло в запустение.

Слава о Казанском вокзале

Железнодорожная линия "Тимирязево - Нижний Новгород" с необыкновенно красивым строением в конечной точке следования просуществовало 70 лет со дня официального открытия до завершения прямой деятельности. Однако слава о нем запечатлена не только в архивных данных.

причины закрытия вокзала

Впервые Ромодановский вокзал Нижнего Новгорода был упомянут в очерке «Волга и Кама» Л. Н. Андреева в 1902 г., где он описывал свое путешествие, начавшееся как раз отсюда. К 110-летнему юбилею выпущена книга об истории памятника архитектуры, авторами которой являются В. Семилетов и И. Савина. О бизнесе и связи его со станцией, ее главным строением рассказывал не раз и Владимир Крупнов, нынешний владелец.

Помимо литературы, здание вокзала попало и в кинематограф, здесь проводились съемки сериала, снятого по произведению А. Толстого «Хождение по мукам». На момент создания фильма станция уже не работала, но в кадре железная дорога вновь оживает.

Новая жизнь

Остановка работы всей станции отрицательно сказалась и на прилегающих строениях, они очень быстро пришли в запустение. Спустя 19 лет зданию официально присвоили статус памятника архитектуры, но вернуть его былой вид удалось лишь к 2003 году. Поспособствовал этому Владимир Крупнов, создатель бизнеса по производству пластиковых карт. Он выбрал бывший вокзал в качестве офиса для своей компании в 2001 году и приступил к его восстановлению.

Реставрацией занимался Виктор Зубков, инициатор детального сохранения внешнего вида здания. Его стараниями есть возможность прочувствовать дух истории более чем столетней давности. На сегодняшний день на территории бывшего Ромодановского вокзала располагается офис компании «НоваКарт», являющийся частной собственностью. Здесь не проводятся экскурсии, поэтому за исключением фасада, познакомиться с внутренней частью памятника архитектуры не представляется возможным.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.