Особая маркировка на товарах в виде штрих-кода знакома каждому, но не все умеют извлекать из него информацию. Между тем, он служит носителем всех важных сведений о продукции и является главным помощником в учёте товаров, реализуемых любым торговым предприятием.
Кто придумал штрих-код
Идея создания кода, содержащего основную информацию о товаре, принадлежит Бернарду Сильверу, аспиранту Дрексельского Университета Филадельфии.
Испробовав всевозможные методы маркировки, он остановился на способе, подразумевающем применение ультрафиолетовых чернил. Технология оказалась несовершенной – применение таких чернил было финансово затратным, а они с течением времени бледнели и вскоре исчезали полностью.
Толчком к созданию штрих-кода стала Азбука Морзе, Сильвер преобразовал точки и тире в линии, получив более качественный метод маркировки.
Штрих-код появился в 1949 г., но отсутствие специального оборудования для считывания информации помешало своевременному внедрению разработки в различные отрасли производства. Для кодирования информации о товаре он стал применяться спустя 10 лет, когда появились компьютеры и лазерное оборудование.
Изначально штрих-код имел овальную форму, а первым товаром, проданным посредством сканирования информации с него, стала жевательная резинка «Ригли» (1974 г.).
Информация, зашифрованная в штрих-коде
На сегодняшний день практически вся продукция имеет свой уникальный код. Производитель оставляет за собой право не наносить его на товары, но в этом случае их реализация будет затруднена или вовсе не возможна – подавляющее большинство торговых точек не принимает продукцию без штрих-кода.
В нём зашифрована следующая информация:
- страна-производитель;
- предприятие-изготовитель;
- код товара.
Как расшифровать штрих-код
Штрих-код европейского стандарта (EAN) имеет 13 цифр, реже – 8 (наносится на упаковки очень маленьких размеров), 14 цифр имеет система ITF. Каждая цифра кодируется штрихами и пробелами для считывания информации устройством.
Первые 2 или 3 цифры – код страны, где была изготовлена продукция. Самые распространённые коды:
- 30 – 37 – Франция;
- 45 - 49 – Япония;
- 50 – Великобритания;
- 84 – Испания;
- 400 – 440 – Германия;
- 460 – 469 – Россия;
- 690 – Китай;
- 481 – Беларусь;
- 890 – Индия.
Следующие за ними 5 цифр присваивает уполномоченный орган каждой страны предприятию-изготовителю.
Цифры, за исключением последней, являются кодом товара, который устанавливается предприятием-изготовителем. В этих цифрах содержатся идентификационные данные – наименование, артикул, сорт, размер, цвет, масса и пр.
Последняя цифра кода – контрольная, с её помощью проверяется подлинность нанесения и, соответственно, продукции.
Как проверить подлинность товара с помощью штрих-кода
Штрихкодирование товаров и продукции значительно упрощает работу производителям, логистическим компаниям, торговым точкам. Помимо этого, каждый человек может проверить товар на подлинность путём арифметических подсчётов, используя цифры, нанесённые на штрих-код.
Важно понимать, что данный способ не имеет 100%-ной гарантии, так как существует вероятность поместить поддельное изделие или продукт питания в оригинальную первичную упаковку.
Последовательность расчёта следующая (контрольная цифра никогда не берётся в расчёт):
- сложить между собой все цифры, находящиеся на чётных местах;
- результат умножить на 3;
- сложить цифры на нечётных местах;
- сложить между собой результаты, полученные в двух предыдущих действиях;
- из суммы вычеркнуть первую цифру;
- вычесть из 10 последний результат.
Продукция считается оригинальной, если результат вычислений соответствует контрольной цифре.
Пример - товар со штрих-кодом 8904091116621:
- 9 + 4 + 9 + 1 + 6 + 2 = 31;
- 31 х 3 = 93;
- 8 + 0 + 0 + 1 + 1 + 6 = 16;
- 93 + 16 = 109;
- из результата убирается первая цифра, получается 09, т. е. 9;
- 10 – 9 = 1.
Цифра 1 соответствует контрольной цифре, это даёт основания предполагать, что товар оригинальный.
Как происходит считывание информации
На сегодняшний день технология штрихкодирования товаров позволяет шифровать большой объём информации, а штрих-коды всё чаще наносятся на продукцию в виде матриц меньшего размера.
Организации, участвующие в перевозке, приёмке и реализации продукции, ставят её на учёт в программе штрихкодирования товаров. Для максимального контроля их перемещения, вплоть до продажи конечному потребителю, используются компьютер и лазерный сканер.
Лазерные лучи, попадая на штрих-код, фиксируют изменения в отражаемом свете. Информация об этих изменениях поступает в компьютер в виде символов, зашифрованных в штриховом коде. Запускается сравнение полученных символов с имеющимися в базе данных. При обнаружении точного совпадения информация отображается на экране.
Штрихкодирование товаров позволяет получить нужные сведения за доли секунды, что значительно упрощает процесс их перемещения.
Штрихкодирование товаров в 1С
Некоторые организации предпочитают использовать собственную систему штрихкодирования товаров для удобства отслеживания их внутреннего перемещения. Кроме того, при приёмке целостность упаковки может быть нарушена, что сделает невозможным процесс сканирования. В этом случае создание собственного штрих-кода является необходимостью.
Чтобы процесс считывания не замедлялся, целесообразно использовать уникальные коды.
В программе 1С: 8.2 штрихкодирование товаров осуществляется в карточках номенклатуры. Штрих-коды отображаются во всех табличных частях во вкладке «Товары», в списке номенклатуры.
Если по каким-то причинам информация со штрих-кода не считывается сканером, существует возможность ввести его вручную посредством команд «Ввести штрих-код» или «Поиск штрих-кода».
Штрихкодирование товаров в розничной торговле
Использование штрихкодирования товаров в магазинах розничной торговли окажет помощь во многих направлениях:
- реализация;
- учёт перемещения внутри торговой точки (например, со склада в торговый зал);
- ценообразование;
- установление скидочной системы.
Для успешного внедрения автоматического процесса считывания информации нужно настроить нужные параметры в системе 1С и приобрести оборудование.
Настройки программы изменяются во вкладках: «Магазин», «Склады», «Товары», «Цены», «Скидки», «Права доступа».
Необходимым оборудованием для работы являются:
- сканер - проводной или беспроводной, для небольшого розничного магазина потребуется один ручной сканер;
- фискальный регистратор - хранит информацию в памяти и печатает чеки, управление его работой осуществляется программным обеспечением, установленным на компьютер;
- принтер для печати этикеток - для точки, в которой часто печатаются новые ценники, подойдут небольшие термопринтеры.
На сегодняшний день использование штрих-кодов позволяет в сжатые сроки получить всю важную информацию о любой продукции и осуществлять процесс её перемещения максимально быстро.