Пермское Прикамье - уникальный регион в этнокультурном отношении. Население Пермского края на протяжении всей его истории складывалось полиэтнически, поскольку осваивали его народы абсолютно разные и по языку, и по происхождению, и по традициям, и по укладу. В результате получился исключительно интересный этнокультурный комплекс, аналогов в России и её регионах не имеющий. Население Пермского края за время своего существования выстроило взаимоотношения сугубо мирным путём, здесь не было этнических конфликтов.
Национальности
Взаимодействие народов в этом регионе всегда происходило активно, среди характерных особенностей - множество межэтнических заимствований как результат тесных контактов с соседями. Население Пермского края использовало многие формы и различные степени влияния - вплоть до абсолютной ассимиляции. На этих обширных территориях и теперь проживают более ста двадцати национальностей, принадлежащих к трём языковым группам: финно-угорской, тюркской, славянской. Этому способствовали свои причины, которые и будут рассмотрены в данной статье. Почему население Пермского края имеет такой этнически разнообразный состав? Прежде всего потому, что Прикамье всегда являлось историческим перекрёстком для народов, которые либо продвигались по берегам Камы, либо собирались перевалить Уральский хребет по пути в Сибирь из Европы, а также и наоборот - из Сибири к цивилизации.
Здесь и теперь проходят важнейшие пути для связи русской равнины и Западной Европы с таёжными и степными районами Азии, а также с восточными государствами. Население Пермского района Пермского края обживало берега Камы ещё в те далёкие времена, когда только по реке и притокам её могли идти старинные пути торговли. Конечно же, это всё оказывало своё влияние на формирование такого сложного национального состава. Уже в девятнадцатом веке здесь постоянно жили русские, башкиры, татары, марийцы, удмурты, коми-пермяки и манси. Самыми древними летописи называют тех, кто составлял первое население Пермского района Пермского края - это племена пермь, иначе - зыряне, являющиеся предками коми-пермяков и коми-зырян, а также здесь изначально проживало племя югра - предки теперешних ханты и манси. Тогда же, в девятнадцатом веке, драматическая история нашей страны привела сюда и представителей множества других народов.
Русские и украинцы
Самым многочисленным народом здесь в последние сто лет были русские, их в данный момент более двух с половиной миллионов, или 85,2 % от общего количества населения Пермского края. Расселяются они равномерно, на большей части территорий преобладают. Исключениями являются только Бардымский и пять районов в Коми-Пермяцком автономном округе, там русских только 38,2 %. Подавляющим большинством русские населяют города Пермского края. По численности населения городское преобладает - 75,74 %, по данным 2017 года. Всего в Пермском крае проживает 2 632 097 человек плотностью 16,43 человека на квадратный километр. Русские в этом регионе - народ пришлый, начали селиться они здесь с пятнадцатого века, когда верхнекамские земли вошли в состав Государства Российского. Более всего шли они с севера, и были они крестьянами. По мере расширения границ на восток русские первыми осваивали все новые земли. В семнадцатом веке образовалась здесь компактная и зрелая в национальном отношении группа, ставшая частью русской нации.
В девятнадцатом веке ещё более выросли города Пермского края. По численности населения край стал многолюднее, а по этническому составу значительно сложнее. Сюда начали прибывать поселенцы с очень отдалённых территорий. Например, в 1897 году здесь уже компактно поселились сто девяносто пять украинцев, а к двадцатому году прошлого века их уже было значительно больше - почти тысяча. Они расселились в Оханском и Осинском уездах, а приехали сюда в результате земельной реформы Столыпина. Сейчас количество населения Пермского края украинской национальности составляет более шестнадцати тысяч человек. Проживают они практически все в городах: Кизеле, Губахе, Гремячинске, Березниках, Александровске, также есть немного таких поселенцев и в Коми-Пермяцком автономном округе.
Белорусы и поляки
Первые белорусы пришли сюда вслед за русскими в конце восемнадцатого века. Сначала их было чуть менее восьмидесяти человек, из них большая часть - в Пермском уезде. Во время земельной реформы они значительно приросли числом, в начале двадцатого века их насчитывалось уже более трёх тысяч. Большинство белорусов - селяне, проживали всегда компактно, сохраняя язык и все традиции быта. Сейчас их в Пермском крае шесть с половиной тысяч, причём в Оханском и Осинском районах их осталось мало, все переселились на север края, в места индустриальные и денежные. А промышленность здесь развивалась очень интенсивно, и сколько населения Пермского края ни было бы, всё было мало для участия в этом процессе. Развито и машиностроение, и нефтехимическая, химическая, нефтеперерабатывающая, лесная, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, полиграфическая промышленность.
Главной здесь являются чёрная и цветная металлургия, а также добыча нефти, каменного угля, калийной и поваренной соли. Работы всегда было много, да и сейчас трудоспособное население Пермского края в этом отношении не бедствует. До революции Пермь была известным городом для политических ссыльных. Особенно много среди сосланных сюда оказалось поляков, которые ещё в конце восемнадцатого века, когда Польша была в составе Российской империи, участвовали в национально-освободительном движении. Перепись 1897 года говорит о количестве в тысячу с небольшим жителей польского происхождения. Пермский край стал для них второй родиной. Нужно сказать, что их количество на прикамской земле за все эти столетия практически не увеличилось. В 1989 году поляков в Пермском крае было 1183 человека.
Коми
Коми-пермяки, относящиеся к финно-угорским народам, заселяли с двенадцатого века обширные земли верховьев Камы. Их язык и происхождение близки к коми-зырянам и удмуртам. В пятнадцатом веке коми-пермяки первыми из народов Урала присоединились к Государству Российскому. Плотность населения Пермского края в те времена была не столь высока. Если в 1869 году перепись показала 62 130 коми-пермяков, проживающих в бассейне Камы, то в 1989-м их было уже 123 371 человек. Именно этот народ составил этническое ядро национального округа, образованного в 1925 году (с 1977-го он стал автономным). Население городов Пермского края они пополняли не так охотно, как другие народности. Так получилось, что они первыми переняли опыт ведения хозяйства и культуру русских переселенцев, а потому большая их часть живёт в сельской местности. Среди автономий России финно-угорского состава коми-пермяки имеют самую высокую долю численности населения Пермского края - в 1989 году в округе они составляли более шестидесяти процентов. Сейчас их численность значительно снижается, как, впрочем, и любого народа России. В 2002 году было 103 500 коми-пермяков, а в 2010-м - всего 81 000.
Считавшиеся частью этноса коми-пермяков коми-язьвинцы - на самом деле совершенно другая народность. Их представители поселились в Соликамском и Красновишерском районах, там, где начинается река Язьва. У них нет своей письменности, но язык они собственный сохранили, а также и своё этническое самосознание. Культурно-бытовая специфика тоже отличает их от соседей. Какое население Пермского края не гордилось бы собственными корнями, собственными истоками? Конечно, и здесь происходит ассимиляция, иногда вплоть до полного исчезновения характерных этнических черт, но далеко не все народности прошли этот путь до конца. Несмотря на то что в данный момент их осталось всего около двух тысяч человек, происхождением коми-язьвинцы очень дорожат.
Манси и удмурты
Мансийская народность сформировалась в десятом веке чуть восточнее Прикамья - в Зауралье. После двенадцатого века они расселились несколькими ареалами по Прикамью - Чердынскому и Кунгурскому уездам. Так же компактно жили манси в верховьях реки Вишеры и по реке Чусовой. Численность же народа манси прослеживается только от конца восемнадцатого века, поскольку первая перепись в этих краях была в 1795 году. Тогда их было чуть более двухсот человек. В девятнадцатом веке большая их часть перекочевала в Зауралье, в Верхотурский уезд, на реку Лозьву. Сейчас в Пермском крае манси почти исчезли. По разным районам их в 1989 году насчитали только двадцать шесть человек, а в 2002-м их стало чуть больше - тридцать один.
Удмурты пришли в Закамье в конце шестнадцатого века и поселились на реке Буй. Поскольку они всегда были язычниками, в Прикамье им пришлось несладко. Началось воцерковление, усиление феодального гнёта. Однако верования свои и обряды предков удмурты сохранили. Язык их отличается многими анахронизмами, а вот на этническую культуру наложились многие влияния, появилось гораздо больше заимствований. Многонациональная среда не могла не повлиять, тем более если русское население всегда преобладало. Удмурты считают, что процессы взаимовлияния не могут не взаимообогащать, однако на удивление много бытовых и обрядовых, культовых вещей им удалось сохранить буквально с древности. В 1989 году в Пермской области проживало почти тридцать три тысячи удмуртов, то есть чуть больше одного процента от общего числа населения. Компактно - в Куединском районе исторически сложившейся группой почти в шесть тысяч человек (семнадцать процентов населения района). В быту разговаривают на родном языке и изучают его в школах, культурные связи с Удмуртией - исторической родиной - поддерживают тесно. По переписи 2010 года, их в Пермском крае проживало более двадцати тысяч человек.
Марийцы
В конце шестнадцатого века на юге Пермского края, в Суксунском районе, на реке Сылве, поселились марийцы. В те времена Среднее Поволжье, где теперь находится Республика Марий Эл, ещё не присоединилось к России, но марийцы понемногу уже в Южное Прикамье переселялись. Эта народность относится к восточной группе марийского народа, и после переселения они стали называться пермскими марийцами. Представители их проживают не только здесь, но и в Свердловской области, и в Башкирии. Язык их по литературной норме от общего марийского не отличается, он таким же образом возник из лугового диалекта.
В Пермском крае число проживающих постоянно марийцев невелико, всего 0,2 % населения, то есть примерно шесть с половиной тысяч человек было в 1989 году. Теперь значительно меньше - всего чуть более четырёх тысяч. Компактно они поселились в Куединском, Чернушинском, Октябрьском, Кишертском и Суксунском районах. Они тоже хранят традиции марийского народа, что проявляется в манере одеваться, в проведении культовых праздников, в быту используют родной язык.
Тюркские народы
Татары образуют многочисленную группу коренного прикамского населения. Когда пало Казанское ханство, поволжские татары хлынули заселять Южное Прикамье. Самая большая концентрация их на реках Тулва, Сылва, Ирень и на всех прилегающих к ним территориях. К поволжским присоединялись и татары сибирские, которые мигрировали значительно раньше на эти земли. Пермские татары очень неоднородны. Исследователями выделено несколько территориальных этнических групп: башкиры, тулвинские, муллинские и сылвенско-иренские татары. На начало девяностых годов двадцатого века в Пермском крае проживало сто пятьдесят с половиной тысяч человек, то есть почти пять процентов от общего числа населения. Они расселились компактно на двенадцати территориях края. Прежде всего - в городах. Это Гремячинск, Кизел, Лысьва, Чусовой. Также проживают татары и в районах - Чернушинском, Уинском, Суксунском, Пермском, Ординском, Октябрьском, Кунгурском и Куединском. В Октябрьском районе, например, татары составляют почти тридцать три процента населения.
Башкиры пришли на эти земли в тринадцатом веке в составе нескольких родов и поселились в Осинском и Бардымском районах, сформировали компактную группу и активно ассимилировали местное финно-угорское древнее население. Районы Пермского края, где поселились тюркские народы, сохранились до сих пор с шестнадцатого века. Взаимодействие между разными народами было интенсивным, а потому чисто башкирское население всё более сокращалось. К началу двадцатого века очень многие башкиры потеряли ярко выраженное этническое самосознание. Татарское влияние посредством культуры и языка заставило их относить себя к татарам. Переписи прежних времён верной картины не показывают. Даже в 1989 году тридцать тысяч человек на переписи указали себя башкирами, а родным языком - татарский. Население России стремительно сокращается. В 1989 году башкир в Пермском крае было пятьдесят две тысячи человек, а перепись 2010-го показала только тридцать две тысячи.
Кроме того
Чуваши начали переселяться в Пермский край в начале двадцатого века из самых разных местечек Чувашии, поскольку там наблюдалось перенаселение с нехваткой земли, лесов и покосов. Вторая волна миграции пошла в пятидесятые годы. В конце восьмидесятых чувашей было почти одиннадцать тысяч, а в 2010-м - только четыре. Ещё больше проживало в Пермском крае немцев - более пятнадцати тысяч, причём поселялись они здесь ещё в девятнадцатом веке. В начале двадцатого их насчитывалось порядка полутора тысяч, а депортация после Великой Отечественной войны прибавила ещё более сорока тысяч человек. Большая часть - с Поволжья. Да и в послевоенное время немцы почему-то охотно поселялись в этих северных местах. Сейчас, естественно, почти все уехали на историческую родину. На 2010 год их оставалось около шести тысяч.
Евреи приезжали в Прикамье из Белоруссии в середине девятнадцатого века, Николай Первый даровал им тут земли "за чертой оседлости". В 1864 году в Перми проживало около пятидесяти семейств. Это были ремесленники, медики, аптекари, инженеры, музыканты, составившие к началу двадцатого века пермскую интеллигенцию. Уже в 1896 году их только в Перми было около тысячи человек. В 1920-м - три с половиной тысячи. В 1989-м - пять с половиной тысяч. Потом, после волн эмиграции, к 2002 году перепись показала 2,6 тысячи евреев в Пермском крае. Также в девятнадцатом веке появились здесь и кавказцы. Тогда их было, естественно, немного. А вот итогам переписи 2002 года можно и удивиться. Сформированы новые диаспоры - Закавказья и Средней Азии. Численность таджиков, например, увеличилась в несколько раз. В 2002-м армян здесь было пять тысяч, азербайджанцев - 5,8 тысячи, грузин - 1,6. Таджиков и узбеков - по две тысячи, казахов - почти тысяча и, конечно, чуть менее киргизов. Это всё беженцы времён создания СНГ. А вот корейцы начали здесь селиться в конце девятнадцатого века, правда, в гораздо меньшем количестве.
Города Пермского края
Столицей Пермского края является замечательный город Пермь - крупный транспортный узел с портом и Транссибирской магистралью. Население - более миллиона человек - 1 041 876, по данным 2016 года. Славен город Чернушка, получивший свой статус в 1966 году. С 2006-го является центром городского поселения. В Чернушке, расположенной на юге Пермского края, проживают почти тридцать три тысячи человек. Это промышленный центр, где добывают и перерабатывают нефть, очень хорошо развита строительная отрасль.
Население слегка прирастает за счёт миграционного притока, также наблюдается и некоторый естественный прирост: в 2009 году, например, последний составил сто двадцать четыре человека. Проживают здесь пятнадцать с половиной тысяч мужчин и почти восемнадцать тысяч женщин. Вот и всё население Чернушки. Пермский край в целом тоже переживает высокую смертность мужского населения. Город это молодой, со средним возрастом тридцать четыре года. Национальный состав весьма неоднороден, практически все вышеперечисленные народности здесь присутствуют.
Березники
Это второй по величине (после Перми) город края со статусом городского округа краевого значения. Здесь проживает 146 626 человек. Естественный прирост в этом городе с отрицательным значением. Убывает население. Березники (Пермский край) - город, который в начале девяностых годов потерял целых три процента своих жителей. Мужчин здесь проживает больше, чем женщин, - 56,9 %. Женщины почти все здесь состарились - 74 % пожилых. В 2010 году проводилась перепись, и она показала, что русских в Березниках 92,6 %. Остальные национальности тоже присутствуют, но в очень малом количестве.
Этническая карта Прикамья значительно усложнилась в последние десятилетия за счёт трёх факторов. Первый - естественное движение населения, второй - миграция после распада СССР, третий - процесс, идущий уже много веков, и это смена этнического самосознания (смешанные браки, слияние культур). Всего в Прикамье поселились более ста двадцати народностей.