Санкционирование расходов - это что такое?

Санкционирование расходов бюджетных организаций предполагает установление и доведение лимитов обязательств, контроль и учет их принятия. Оно необходимо для того, чтобы предотвратить принятие обязательств, не обеспеченных назначениями, определенными бюджетным законодательством. Санкционирование расходов бюджетного учреждения проводится с учетом выполнения доходных статей бюджета.

санкционирование расходов это

Основные этапы

Порядок санкционирования расходов регламентируется бюджетным законодательством и прочими отраслевыми нормативными актами. Санкционирование осуществляется следующим образом:

  1. Составляется и утверждается сводная бюджетная роспись.
  2. Утверждаются бюджетные ассигнования и доводятся до распорядителей средств и получателей. Для них утверждаются расходно-доходные сметы.
  3. Согласовываются и доводятся лимиты обязательств, которые принимают получатели средств.
  4. Проводится подтверждение и выверка выполнения обязательств.

Сводная роспись

Финансирование получателей и распорядителей средств допускается строго в соответствии с назначениями. Они предусматриваются в годовой бюджетной росписи с обязательным поквартальным распределением.

Как указывается в 217 статье БК, роспись составляет орган, ответственный за формирование проекта бюджета (на соответствующем уровне). Она утверждается руководителем финансовой структуры (по федеральному бюджету – руководителем Минфина РФ, по региональному – министром финансов субъекта) и направляется в казначейство.

Основанием для составления являются росписи, сформированные главными распорядителями средств в соответствии с кодами экономической и функциональной классификации расходных статей бюджетов с поквартальной разбивкой.

Расходно-доходные сметы

Бюджетное учреждение получает право использовать средства только после утверждения документа, определяющего их объем, поквартальное распределение, целевое направление.

Расходно-доходная смета формируется на основании уведомления об ассигнованиях. Оно доводится до учреждения вышестоящим распорядителем.

Изменения в сводной росписи

Согласно положениям БК, корректировки могут быть внесены, если:

  1. Введен режим сокращения бюджетных расходов.
  2. Доходные статьи исполнены сверх сумм, предусмотренных в законодательстве или решении о соответствующем бюджете.
  3. Главный распорядитель переместил ассигнования между получателями.

Лимиты

Внедрение казначейской системы выполнения статей бюджета привело к возникновению новых процедур. В банковской схеме многие из них отсутствуют. Новые процедуры в рамках санкционирования расходов - это установление лимитов, принятие и подтверждение обязательств.

санкционирование расходов бюджета

Лимиты выступают основанием для финансирования затрат. Они отражают максимальный объем прав получателя на принятие финансовых обязательств. Лимиты устанавливают на основании показателей, присутствующих в сводной росписи. При этом во внимание принимается прогноз поступлений и источников средств на покрытие дефицита бюджета.

Казначейство через свои органы доводит лимиты до главных распорядителей. Они, в свою очередь, доводят их до получателей.

Один из ключевых этапов санкционирования расходов - это контроль. Утвержденные лимиты должны быть представлены в соответствующий орган казначейства. Он, в свою очередь, обеспечивает контроль расходования средств.

Принятие и подтверждение обязательств

Под принятием обязательств следует понимать заключение получателем средств договоров с организациями, предоставляющими ему услуги (исполняющими для него работы), в рамках лимитов.

Подтверждением называют проверку соответствия платежных документов лимитам и утвержденным расходно-доходным сметам. Ее проводит орган, уполномоченный Казначейством. Проверка предшествует списанию средств со счета.

Санкционирование расходов, таким образом, исключает вероятность принятия к финансированию платежей и затрат, не предусмотренных бюджетом либо не обеспеченных доходами и источниками финансирования бюджетного дефицита.

Учет

Правила его ведения определяются в разд. 5 ч. III Инструкции № 148 (утв. приказом Минфина от 30.12.2008). Учет санкционирования расходов включает в себя учет операций:

  • с лимитами обязательств;
  • со сметными назначениями по деятельности, приносящей прибыль, и принятым обязательствам.

Учет ведут на основании первичной документации, установленных финансовой структурой соответствующего бюджета. Учет ведут с отражением корреспонденций по статьям санкционирования расходов. Это правило закреплено в п. 239 Инструкции.

порядок санкционирования расходов

Счета КРБ

Учет утвержденных лимитов обязательств осуществляется на сч. 050100000. Об этом говорится в п. 241 Инструкции. Учет обязательств, принятых в текущем году, осуществляется по кодам расходов бюджета с использованием счетов:

  • 150201000;
  • 250202000.

Первый счет используется для обобщения сумм обязательств, принятых в рамках ассигнований/лимитов, утвержденных для него на соответствующий финансовый период (год).

На сч. 250202000 получатель учитывает суммы обязательств, которые были приняты в рамках расходно-доходной сметы по деятельности, приносящей прибыль, объемов назначений на текущий/очередной год, изменений, внесенных в обязательства. Соответствующее положение содержится в п. 251 Инструкции.

Аналитика

Аналитический учет по принятым учреждением обязательствам ведется в соответствии с документами, подтверждающими их принятие согласно перечню, утвержденному финансовым органом, администратором источников покрытия дефицита или получателем средств. Показатели отражаются в Журнале (ф. 0504064).

Бухгалтерские записи

При санкционировании расходов проводки по доведению лимитов и принятию обязательств в их пределах оформляются записями:

  • Дб КРБ 150115000 Кд КРБ 150113000 – показаны суммы лимитов обязательств, доведенных до получателя в установленном порядке, суммы корректировок, внесенных в течение отчетного (финансового) года, в соответствии с уведомлением о лимитах.
  • Дб КРБ 150113000 Кд КРБ 150113000 – показана детализация показателей, доведенных до получателя лимитов по кодам подстатей, статей КОСГУ. Если лимиты были доведены без разбивки по КОСГУ, отражаются также суммы корректировок, внесенных в течение года.
  • Дб КРБ 150113000 Кд КРБ 150211000 – учтены суммы принятых получателем обязательств в пределах лимитов и изменений, внесенных в течение года.

Проводки по санкционированию расходов в рамках деятельности, приносящей прибыль, выглядят следующим образом:

  • Дб КРБ 250411000 Кд КРБ 250412000 – учтены суммы назначений (внесенных корректировок) по затратам учреждения, утвержденных расходно-доходной сметой.
  • Дб КРБ 250412000 Кд КРБ 250212000 – показаны суммы обязательств учреждения, принятые в пределах назначений, утвержденных на соответствующий отчетный период.

В случае уменьшения лимитов обязательств записи делаются по принципу "красное сторно" со знаком "-". Соответствующее правило предусмотрено в п. 239 Инструкции.

казенные учреждения санкционирование расходов

КВР

В 2015 г. произошли существенные изменения в процедурах санкционирования расходов. Это в первую очередь выразилось в том, что исполнение бюджета с этого года начало осуществляться без использования кодов КОСГУ по КВР (кодам вида расходов) бюджета. Эти коды приводятся в Указаниях № 65н. Они разделены на следующие группы:

  • 100 – затраты на выплаты работникам;
  • 200 – закупка услуг, товаров, работ для муниципальных/госнужд;
  • 300 – соцобеспечение и прочие выплаты населению;
  • 400 – капвложения в недвижимые объекты муниципальной/госсобственности;
  • 500 – межбюджетные трансфертные операции;
  • 700 – обслуживание муниципального/госдолга;
  • 800 – прочие ассигнования.

Казенные учреждения

Переход к исполнению статей бюджета по КВР означает, что у учредителей таких организаций нет детализации выделяемых лимитов обязательств по КОСГУ.

В 2016 г. были откорректированы положения Инструкции № 162н. В первую очередь изменения затронули счета санкционирования расходов.

В соответствии с действующей редакцией Инструкции, на большей части 500-х счетов учет осуществляется в разрезе соответствующих аналитических статей. Последние, в свою очередь, должны утверждаться в составе финансовой политики учреждения.

Отражение операций

При санкционировании расходов казенного учреждения в проводках на 500-х счетах указываются:

  • Принимаемые обязательства. К ним относят обязательства, установленные законодательным (другим правовым документом), по предоставлению в финансовом году средств из соответствующего бюджета. Размеры сумм определяются на основании извещений о проведении закупок с применением конкурентных методов определения поставщика, размещаемых в ЕИС (единой информсистеме), в размере максимальной (начальной) стоимости контракта.

санкционирование расходов бюджетного учреждения

  • Обязанности участника бюджетных отношений. Эти обусловленные законом, другим нормативным актом, соглашением/договором обязательства несет публично-правовое образование (учреждение, действующее от его имени). Оно обязуется предоставить физлицу или организации, субъектам международного права, другому публично-правовому образованию бюджетные средства в соответствующем году.
  • Денежные обязательства. К ним относят обязанность казенного учреждения уплатить определенную сумму средств по условиям гражданско-правовых сделок, соглашения/договора, оформленных в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Санкционирование контрактуемых затрат

На порядок отражения соответствующих операций существенно влияет законодательство о закупках. Планирование производится посредством создания, утверждения и ведения планов-графиков и планов закупок.

При санкционировании расходов казенного учреждения суммы обязательств, которые приняты в размере максимальной (начальной) стоимости контракта с исполнителем (подрядчиком/поставщиком), выбранного с применением конкурентных методов, отражаются следующим образом:

  • Дб сч. 0 50113 000 Кд сч. 0 50217 000 – учтены принимаемые обязательства в соответствии с извещением.
  • Дб сч. 0 50113 000 (0 50217 000) Кд сч. 0 50211 000 – отражены обязательства по заключенному контракту.

Санкционирование расходов в 2017 году

Порядок обобщения сведений по операциям был изменен приказом Минфина № 209н от 16.11.2016 г. В частности, был дополнен Единый план счетов. Изменения вступили в действие с 1 янв. 2017. Санкционирование расходов включает в себя операции, связанные с авансовыми денежными обязательствами. План дополнен следующими статьями:

  • 050203000 – на ней обобщаются сведения о принятых авансовых денежных обязательствах;
  • 050204000 – здесь отражают информацию об обязательствах к исполнению;
  • 050205000 – на этом счете обобщаются данные об исполненных обязательствах.

Завершение текущего года в рамках санкционирования расходов бюджета

По окончании года остатки по аналитическим счетам исполненных обязательств и плановых назначений по поступлениям, выплатам на следующий год не переносят.

санкционирование расходов бюджетных организаций

В 312 пункт Инструкции № 157н включен абзац, в соответствии с которым показатели обязательств текущего периода должны быть перерегистрированы в году, идущем за отчетным. Исключение предусмотрено для исполненных обязанностей.

Изменения в аналитике

Согласно корректировкам пункта 313 указанной выше Инструкции, учет обязательств, проведенных по счетам санкционирования, ведется в разрезе:

  • кредиторов (их групп), подрядчиков, исполнителей, продавцов/поставщиков и прочих контрагентов, в отношении которых приняты обязанности;
  • договоров/контрактов;
  • прочей аналитики, предусмотренной учетной политикой.

Регистрация операций производится в Журнале в соответствии с первичной документацией, утвержденной учреждением.

Применение сч. 050200000

Общие правила предусмотрены в Инструкции № 157н, в п. 318. Приказом Минфина № 209н данный пункт был изменен.

Как указано в новой редакции, сч. 050200000 предназначается для отражения показателей обязательств в текущем (очередном) финансовом году, 1-го и 2-го годов планового периода и прочих очередных годов за его рамками, изменений, внесенных в показатели не только непосредственно учреждениями, но и органами Казначейства.

Учет производится на основании документации, подтверждающей возникновение (принятие) обязательств. При этом используются данные перечня, установленного учреждением в рамках финансовой политики, исходя из требований к документации, определенных финансовым органом или Казначейством.

Пример

Рассмотрим правила отражения операций при следующих исходных данных:

  • Бюджетное учреждение, используя конкурентные методы определения поставщика, подписало контракт на поставку оборудования, стоимость которого 800 тыс. р.
  • Максимальная (начальная) стоимость закупки – 900 тыс. р.
  • По условиям контракта, учреждение должно отчислить аванс в размере 30% от цены контракта – 240 тыс. р.
  • После заключения договора от исполнителя поступил счет на сумму аванса, уплаченного заказчиком.
  • При отгрузке оборудования была выставлена счет-фактура и оформлена накладная ТОРГ-12. В них отражена стоимость поставки – 800 тыс. р.
  • Заказчик оплатил контракт с учетом внесенного аванса. Окончательная сумма платежа составила 560 тыс. р.

Операции учреждения совершались в рамках деятельности, которая финансировалась за счет субсидий на исполнение заданий учредителя. Отражение действий будет следующим.

Содержание

Дб

Кд

Сумма (в тыс. руб.)

Размещение извещения о закупке в ЕИС

450610310

450217340

900

Принятие расходных обязательств при оформлении договора

450217310

450211310

800

Уточнение сумм расходных обязательств при оформлении контракта по итогам конкурсных мероприятий

450217310

450610310

1000

Принятие авансовых обязательств к учету

450211310

450213310

240

Принятие к исполнению обязательств

450213310

450212310

240

Исполнение денежных обязательств

450212310

450215310

240

Принятие обязательств в сумме итоговой оплаты за поставку

450211310

450212310

560

Исполнение обязательств по сделке

450212310

450215310

560

Дополнительно

Необходимо отметить, что Инструкция № 174н была дополнена корреспонденцией счетов для учета операций по суммам отложенных обязательств, принятых учреждениями.

санкционирование расходов в 2017

Так, были обновлены положения пунктов 166 и 167. Кредитовый показатель сч. 050299000 отражает величину отложенных обязательств, которая определяется на момент условного (расчетного) принятия, либо время исполнения которых не установлено. При этом в учреждении должен быть создан резерв будущих расходов.

Утвержденный объем обеспечения

Учет сумм, которые утверждены планом финансово-хозяйственных операций организации на соответствующие годы, сметных назначений по поступлениям осуществляется на сч. 050700000. Аналитику по нему ведут в разрезе видов доходов (или кодов при наличии).

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.