Водоснабжение - это важнейший элемент в любом цивилизованном обществе. В Российской Федерации снабжение населения водой регламентируется законодательно. В этой статье будут представлены комментарии к 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Общая характеристика закона
Для начала стоит расскрыть понятия, закрепленные в представленном нормативном акте. Что представляет собой водоснабжение? Согласно закону, это проведение работ по подготовке, транспортировке и подаче питьевой или технической воды людям, находящимся на территории страны. Неважно, является ли человек гражданином России, иностранцем или лицом без гражданства: если он получает воду, то автоматически приобретает статус абонента. Абонентом в рассматриваем законе именуют лиц, заключивших договор на поставку воды.
Второе немаловажное понятие, закрепленное в статье 2 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", - это как раз отведение воды. Процедура обработки жидкости, которая помогла бы обеспечить оптимальное качество технической или питьевой воды, называется водоотведением. Надо сказать, это довольно важная и сложная процедура, регулируемая не иначе, как законодательно. Как снабжение, так и отведение реализуются на водопроводной сети.
О принципах и целях закона
Для чего вообще нужен 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"? Положения нормативного акта указывают на достижение следующих целей, закрепленных законодательно:
- работа по повышению энергетической эффективности водопроводной сети;
- охрана здоровья и жизни российских граждан путем снабжения их только качественной водой - как холодной, так и горячей;
- поддержка принципа доступности водоснабжения;
- своевременный осмотр и ремонт центральных систем водоснабжения и т. д.
Стоит также рассказать о принципах, на которых должна базироваться вся рассматриваемая система. Это приоритетность обеспечения населения водой, обеспечение технологического единства, достижение и соблюдение баланса финансовых интересов, открытость деятельности предприятий по водоснабжению и многое другое.
Роль исполнительной власти
Как известно, именно исполнительная ветвь власти обязана обеспечивать в Российской Федерации достойный уровень жизни людей. В главе 2 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" речь идет об основных полномочиях российских исполнительных органов в рассматриваемой области. В частности, стоит обратить внимание на функции правительства:
- утверждение правил и требований к водопроводным предприятиям и сетям;
- утверждение правил коммерческого учета поставляемого продукта;
- осуществление качественной контрольно-оценочной деятельности в рассматриваемой области;
- закрепление правил регулирования тарифов;
- расчет норм доходности капитала;
- утверждение специальных стандартов и т. д.
Таким образом, российское правительство обладает наиболее важными и общими функциями. Субъектные же исполнительные органы содержат более простые обязанности, важные лишь в границах того или иного региона.
Требования к реализации водоснабжения
Общие правила к функционированию всей рассматриваемой системы закреплены в статье 7 Федерального закона № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Самое главное и важное правило - это реализация профессиональных обязанностей органами водопроводной системы только в строгом соответствии с законом. Также должны быть заключены соглашения с лицами, которые эксплуатируют систему. Поставка воды без регистрации специальных документов будет расцениваться как нарушение закона, ведь за продукт должна взиматься плата. Поставщики воды должны вести список абонентов, который позволил бы определять время взимания платы и проведения контрольной деятельности.
Немалое количество требований установлено и в отношении абонентов. Здесь стоит отметить своевременную плату за пользование продуктом, установку специального оборудования для водопотребления, позволение осуществлять проверку систем отдельным государственным инстанциям и т. д.
Обеспечение качества
В главе 4 Федерального закона 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" речь идет о параметрах обеспечения качественного снабжения и потребления воды. Так, управляющие компании должны подавать абонентам продукт, строго соответствующий установленным в законодательстве требованиям. Источниками воды должны быть только согласованные скважины, а сам продукт не должен содержать примеси свыше установленной нормы. Обеспечивать контроль за производством и снабжением должны государственные органы и местные самоуправленческие инстанции.
Еще более строгие требования закрепляются к обеспечению качества горячей воды. Здесь стоит отметить температуру, которая не должна выходить за рамки установленных отметок, максимальное количество примесей и прочие особенности. В случае если санитарно-эпидемиологические инстанции выявили нарушения, на производителей и поставщиков будет возложена ответственность с соответствующими санкциями. Такая норма закрепляется в статье 25 Закона РФ 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
О регулировании тарифов
В главе 6 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" закрепляются основные виды деятельности в области водоснабжения. Вот на что указывает нормативный акт:
- транспортировка, распределение и подвоз воды;
- подключение водоснабжающей системы к централизованным инстанциям.
Существует ряд тарифов, законодательно подлежащих государственному регулированию. Вот на что здесь стоит обратить внимание:
- питьевая вода - холодная и горячая;
- вода как технический продукт;
- транспортировка и подвоз воды.
На все вышеперечисленные элементы законодательно устанавливается ряд отдельных тарифов. Тариф - это денежное обложение граждан за пользование товарами или за реализацию какой-то услуги. В системе водоснабжения существует отдельная инстанция, относящаяся к исполнительной российской власти. Инстанция эта именуется органом регулирования тарифов. Здесь устанавливаются соответствующие нормам цены за пользование водой или специальными услугами, рассматриваются вопросы о повышении или понижении тарифов, о льготах, скидках и т. д.
Техническое обеспечение
В статьях 37-38 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" говорится о процедуре технического обследования поставляемого продукта. В каких целях реализуется эта процедура? Нужно отметить:
- создание экономической эффективности технических решений;
- модернизационные работы с имеющимися системами;
- определение технических характеристик в рассматриваемой системе;
- реализацию технического обследования и многое другое.
Обследование проводят специальные органы, работающие строго в соответствии с законом.