На протяжении многих веков ученые-правоведы задавались вопросом о том, что собой представляет государство. Долгое время не существовало единого взгляда на проблематику существования этой категории. В зависимости от верований и этнической принадлежности разных людей выдвигались самые невероятные понятия государства. Однако с течением времени большинство ученых пришли к выводу о том, что любая страна – это социально-правовая структура, представляющая собой большую общность людей. Таким образом, именно население государства, а точнее, его непосредственная деятельность, есть основой каждой державы.
Однако далеко не всегда люди действуют правильно. Довольно часто их активность порождает большое количество различных проблем. Поэтому в государстве функционируют специальные органы, которые координируют деятельность людей, а также фактически реализуют основные задачи всей страны в целом. К числу подобных ведомств можно отнести исполнительные. Их работа, структура и другие особенности регулируются законодательством РФ, если мы говорим конкретно о нашей стране. При этом исполнительные органы не являются новеллой для правовых систем иных государств.
Принцип разделения власти
Государственное управление далеко не всегда было таким, каким мы его привыкли видеть сегодня. Изначально практически в каждой стране власть была сосредоточена в руках одного человека или правящей верхушки. Однако период Нового времени положил начало изменениям в понимании самой сути государственной власти. Люди поняли, что данный атрибут исходит от людей, а не короля, царя, императора и т. п. Разработкой этой теории занимались такие именитые деятели того времени, как Шарль Луи де Монтескье и Джон Локк.
В процессе своих научных изысканий они выработали принцип разделения власти. Согласно ему, государственное управление в любой стране должно быть разделено между законодательной, судебной и исполнительной ветвью. Именно благодаря данной теории сегодня в России эффективно и удачно функционируют исполнительные органы. Но их деятельность в нашем государстве имеет собственную специфику, о чем пойдет речь далее в статье.Понятие органов исполнительной власти
Упомянутые в статье ведомства занимаются фактической реализацией государственной политики. Помимо этого, в число их функций входит реальное управление аппаратом страны и его населением. Другими словами, исполнительные органы РФ – это буфер между существующей властью и непосредственно гражданами нашего государства. Следует отметить, что подобные ведомства существуют и функционируют на основе целого пакета правовых норм. Это говорит о законности их деятельности. При этом штат исполнительных органов набирается на выборной основе, за исключением специфических ведомств, например ФСБ, МВД и т. д. Кроме этого, нормативный регламент представленных ведомств дает возможность выделить их ключевые признаки и функции.
Признаки исполнительных органов
Большинство официальных структур являются похожими. Чтобы отличить исполнительные органы РФ от иных подобных ведомств, необходимо знать их основные признаки. К таковым на сегодняшний день относится:
- самостоятельность исполнительных органов;
- наличие исключительного права реализации политической программы государства в жизнь;
- качественно организованная система органов исполнительной власти;
- подчинение деятельности ведомств федеральному законодательству;
- наличие материального обеспечения и другого типа «льгот», которые помогают реализовать специфические полномочия.
Конечно, представленные особенности являются сугубо доктринальными. Тем не менее некоторые отличительные моменты исполнительных органов власти можно выделить в нормативной базе, регулирующей их функционирование.
Функции ведомств
Анализируя любого рода официальную структуру, необходимо обратить внимание на специфику её работы. Деятельность исполнительных органов направлена на исполнение ряда функций. Последний элемент, в свою очередь, показывает особенности каждого в отдельности ведомства. Конечно, существуют наиболее общие функции, присущие всем без исключения органам представленного типа. Таким образом, исполнительные органы осуществляют:
- законодательное регулирование деятельности поднадзорных объектов;
- управление, направленное на фактическую реализацию федеральных законов и норм других актов;
- административный контроль над определенными субъектами;
- охрану правопорядка и законности;
- обеспечение информационного характера и т. п.
При этом действующее законодательство может возложить на исполнительные органы иные функциональные задачи, если того требует реальное положение дел в государстве.
Система исполнительных органов
Одной достаточно важной чертой государственного управления является его структурированность. Это проявляется в том, что реализация любого рода задач происходит максимально системно. Но данный принцип существует не только в рамках организации структуры работы официальных ведомств. Он также проявляется в факте наличия системы исполнительных органов. Последняя категория представляет собой иерархичную структуру различных ведомств, которая обусловлена функциями и традициями конкретного государства. В нашем случае учитываются особенности Российской Федерации. Система исполнительных органов играет большую роль в процессе организации государственного управления в целом. Благодаря её существованию повышается уровень качества взаимодействия представленных ведомств со структурами иной целевой направленности в государстве. Помимо этого, система влияет на полномочия исполнительных органов, рамки которых варьируются в зависимости от иерархичной принадлежности конкретной структуры.
Виды государственных ведомств
Исполнительные органы делятся на несколько основных видов. При этом их классификация обусловлена как теоретическими или же доктринальными нормами, так и законодательными. Согласно легальной «трактовке», исполнительные органы делятся на министерства, федеральные агентства и службы. Существует также иной взгляд на классификационную проблематику. Например, выделяют общефедеральные структуры и местные исполнительные органы, то есть ведомства, которые относятся к субъектам РФ.
Рамки полномочий исполнительных органов также зависят от занимаемого в иерархии места. К примеру, наиболее обширным функционалом обладают министерства. Они являются наибольшими структурами. В их систему могут входить более мелкие службы, имеющие собственные целевые задачи.
Взаимодействие исполнительных органов с иными ведомствами РФ
Государственное управление является комплексной деятельностью державы, хотя оно и разделено на нескольких ветвей. Тем не менее наличие обособленности не исключает взаимодействие разных по своей сути структур. Например, исполнительные и законодательные органы – это взаимодополняющие ведомства. Другими словами, они не могут функционировать по отдельности. Законодательная власть является «синтезатором» высших по своей юридической силе нормативных актов – законов. В свою очередь, исполнительные ведомства – это структуры, приводящие положения официальных документов в действие. Таким образом, функционирование представленных органов, по сути, является необходимым.
Кто является работниками представленных ведомств?
Функции любого органа должен кто-то осуществлять. Когда мы говорим об исполнительных ведомствах, то подобная ситуация не является исключением. Работниками данных органов являются государственные служащие. От работников вольного найма их отличает особый правовой статус, который включает в себя исключительные права, обязанности и, конечно же, определенные льготы. К тому же государственным служащим может стать далеко не каждый человек. Для этого необходимо наличие специального образования, соответствующих психологических качеств и других аспектов.
Заключение
Итак, мы рассмотрели понятие, виды и особенности структуры органов исполнительной власти Российской Федерации. На сегодняшний день эти официальные структуры довольно неплохо справляются со своими задачами, невзирая не некоторые нюансы. Будем надеяться, что в будущем данная тенденция не изменится и будет только лишь улучшаться.