Подвесной лодочный мотор «Нептун-23»: технические характеристики, эксплуатация и ремонт

Мотор для лодки «Нептун-23», технические характеристики которого рассмотрим далее, относится к линейке двигателей, выпускаемых Московским машиностроительным комбинатом с 60-х годов прошлого века до 2008 года. В серию входило четыре модификации: «Нептун», «М», 23 и 25. Они имеют похожие параметры, отличаются в настройках силового агрегата и системах зажигания. Рабочий объем большинства моделей составляет 346,6 кубических сантиметра. 25-я модель имеет размер в 410 куб. см.

нептун 23 технические характеристики

Описание

Лодочные агрегаты «Нептун-23», характеристики которых превосходят другие аналогичные модели – это классические отечественные двигатели. Рассматриваемая модель считается одной из самых надежных и тихих модификаций. Далее изучим подробнее характеристики и особенности этой установки.

По сути, силовой агрегат представляет собой карбюраторный двигатель с парой цилиндров и водяным охлаждением. Последние модификации выпускались на Московском машиностроительном комбинате имени Чернышева.

Кольца и поршни идентичны аналогам с байка «ИЖ-Юпитер». Оборотистость рассматриваемого агрегата составляет 5 тысяч вращений в минуту при максимальной мощности в 23 конских силы. Рабочий объем цилиндров – 350 кубических сантиметров, стандартный гребной винт имеет в диаметре 28 сантиметров при шаге 230 мм. При массе в 44 килограмма мотор расходует не выше 8,7 кг/ч. В качестве горючего используется смесь бензина типа А-76 и подходящего масла.

Особенности

К особенностям можно отнести следующие технические характеристики «Нептуна-23»:

  • Наличие контактного зажигания с выносными трансформаторами типа ТЛМ.
  • Унифицированный топливный насос с моделями «Вихрь» и «Привет».
  • Оснащение трехканальной схемой продувки цилиндров возвратно-петлевого действия.
  • Разъемная тяга реверса, дающая возможность упрощенного обслуживания редуктора.

Рассматриваемый мотор считается самым тихим среди отечественных аналогов. Это достигается за счет резиновых амортизаторов на креплении подвески, что исключает прямой контакт металлического корпуса двигателя с лодкой. Таким образом, обеспечивается дополнительная звукоизоляция.

мотор нептун 23

Мотор «Нептун-23»: устройство

Рассматриваемый агрегат оснащен двухтактным карбюраторным блоком с жидкостным охлаждением. Он рассчитан на эксплуатацию плавательных средств массой не менее 130 килограмм, высота транца у которых не превышает 405 мм. Минимальная глубина водоема должна составлять минимум 80 сантиметров. Транец и сам двигатель от случайной поломки защищает специальное откидывающееся приспособление. Винт «Нептуна-23» имеет реверсивную систему, что обеспечивает передний, задний ход плавсредства, а также работу в холостом режиме.

Топливный переносной резервуар для мотора имеет быстроснимающуюся крышку, может размещаться в различных частях судна. Охлаждается силовая установка при помощи водяного насоса. В конструкции агрегата предусмотрено крепление дистанционного контроля, регулировки газа и управления лодкой. Освещение и габаритные огни получают питание от штепсельного разъема с катушками магнето. Облегчает управление и снижает вибрацию система резиновых амортизаторов с шестью точками крепления.

«Нептун-23»: технические характеристики

Ниже приведены параметры технического плана рассматриваемого двигателя:

  1. Тип – карбюраторный двухтактный мотор.
  2. Рабочий объем пары цилиндров – 346 куб. см.
  3. Цилиндр в диаметре – 61,7 мм.
  4. Перемещение поршня – 58 мм.
  5. Предел мощности – 23 конских сил.
  6. Компрессия – 6,5.
  7. Оборотистость по максимуму – 5500 вращений в минуту.
  8. Расход горючего – порядка 8.5 кг/час.
  9. Вместимость бензобака – 20 л.
  10. Сухой вес – 44 кг.
  11. Зажигание – МН-1 с двумя искрами.
  12. Тип карбюратора – К-65Д.
  13. Диаметр винта – 23 см.
  14. Шаг пропеллера – 28 см.

лодочный мотор нептун 23

Недостатки

Невзирая на все преимущества, лодочный мотор «Нептун-23» имеет ряд минусов. Среди них:

  1. Наличие зазора между дейдвудом и поддоном. Это приводит к заливанию свечей при большой волне. Как вариант, можно закрыть этот промежуток самодельной резиновой накладкой.
  2. Втулка из латуни на узле охлаждения имеет абсолютно гладкую цилиндрическую поверхность, что способствует проворачиванию крыльчатки при чрезмерном ее затягивании. В таком случае происходит сбой работы системы охлаждения. Устранить недостаток можно путем проделывания трех отверстий под резьбу для дополнительной фиксации резины на втулке.
  3. Мотор «Нептун-23» оборудован нижней цапфой коленчатого вала с уплотнительными манжетами, которые плохо защищены от воздействия воды и отработанных газов. Это приводит к возникновению коррозии отдельных элементов и ухудшению запуска. Устранить проблему доступно посредством монтажа перегородок в дейдвуде или защитной резьбовой втулки.

Модификации

Последнее серийное производство данных двигателей выполнялось в двух модификациях: со стандартным и электронным типом зажигания. Второй вариант несколько дороже, однако, имеет ряд преимуществ. Во-первых, бесконтактное зажигание не подвержено намоканию контактов. Во-вторых, такие модели более практичны и надежны. Лодочный мотор «Нептун-23», судя по отзывам пользователей, существенно выигрывает у своего конкурента «Вихря». Кроме того, агрегат не сложно доработать и перебрать.

 ремонт лодочных моторов

Неисправности

Самыми частыми поломками этого двигателя считаются неисправности, вызванные длительной эксплуатацией агрегата на обедненной смеси либо перегрев по причине нарушения работы охлаждающей системы.

Стоит отметить, что функционирование на бедной смеси приводит к снижению скорости сгорания топлива, из-за чего догорание выполняется на расширительном такте. Это обуславливает возрастание температуры элементов поршня. В результате отложения лаковых налетов усиливается прорыв газов в камеру картера, а это чревато прогоранием днища поршня и колец.

Кроме того, возрастание температуры ухудшает подвижность колец, отвод тепла. В итоге размягчается материал данных элементов, происходит их завальцовка, падает мощность силового агрегата. Поскольку появляется разность в подаче топлива на цилиндры, они работают не синхронно.

Нарушение охлаждения

Ремонт лодочных моторов «Нептун-23» может потребоваться, если нарушается охлаждения двигателя. При наличии двухмоторной установки падение мощности часто не ощущается, однако после глушения, агрегат не заводится. Это происходит из-за разницы в степени компрессии цилиндров.

Если возникает вспышка в поврежденных цилиндрах, отработанные газы поступают в картер, до входного трубопровода или вплоть до карбюратора. Это вызывает сбои в работе силового агрегата. После нескольких потуг ситуация повторяется повторно, хотя изначально выхлопы из картера уходят. Если снять свечу из проблемного цилиндра, ПЛМ «Нептун-23» будет функционировать на рабочем элементе. А если замкнуть высоковольтный провод на массу, силовой агрегат может работать на одном цилиндре продолжительное время.

запчасти нептун 23

В случае нарушения подачи хладагента, сначала понижается количество оборотов, затем звук работы агрегата становится глухим. При резком сбрасывании газа мотор глохнет. Повреждений обычно не случается, однако при игнорировании или затягивании проблемы, может произойти заклинивание поршней, о чем будет свидетельствовать запах горелой краски. Температура на глушителе и в районе прокладки головки поднимается до 100 и выше градусов.

Восстановление

Ремонт лодочных моторов «Нептун» в результате вышеуказанных проблем, требует замены или восстановления деталей. Это при условии, если не возникли серьезные поломки (обрыв шатуна или поршня). После охлаждения силового агрегата и замены нужных элементов системы охлаждения, следует удалить прихваты, образующиеся в результате реакции между алюминиевым корпусом и зеркалом цилиндра. Если этого не сделать, существенно ухудшится компрессия, а также снизится мощность, затруднится пуск. Первым делом, при остановке мотора в результате перегрева, внимательно проверяйте цилиндры на предмет засорения рабочих канавок и образования прихватов.

Подобные дефекты ликвидируют при помощи соляной кислоты и мелкозернистой шкурки либо шабером. Наслоение в районе колец поршней может спровоцировать их вальцевание, способствующее механическому нарушению подвижности элементов. Во избежание этого, нужно аккуратно демонтировать кольца и выправить рабочие канавки. Стоит отметить, что при критическом износе поршневой и цилиндровой группы, наблюдается затруднение пуска двигателя и снижение его мощности.

нептун 23 зажигание

Разборка

Перед разборкой мотора, необходимо приобрести подходящие на «Нептун-23» запчасти. Кроме того, потребуется проверить состояние узла питания, удостовериться в том, что проблемы работы агрегата связаны с износом элементов мотора. После разборки целесообразно изучить состояние всех деталей на предмет работоспособности. Возможно, полная разборка не потребуется.

Для оценки степени износа, мотор отсоединяют от дейдвуда, демонтируют карбюратор, магнето, головку блока, патрубки и выхлопные экраны. Сначала проверяется зажигание «Нептуна-23» посредством контроля плотности прилегания золотников к картеру. Этот процесс выполняется путем поворота коленчатого вала до момента полного перекрытия золотниками впускного окна. При попытке отжима элемента пальцем, должно ощущаться усилие прижимных пружин.

Что еще проверяют после разборки?

Обратить внимание следует на такие элементы мотора Нептун-23", технические характеристики которого указаны выше:

  • Состояние верхней и нижней манжеты.
  • Целостность зеркала цилиндров и подвижность колец.
  • Определяется износ цилиндра при помощи нутромера. Контроль начинают от верхней части детали.
  • Измеряют зазоры между гильзой и юбкой поршня. Для этого используют узкий щуп, вставляемый через выхлопные хода.
  • Проверяют степень износа коренных подшипников коленчатого вала и их посадочных мест.

плм нептун 23

Полная разборка

Такую манипуляцию по отношению к двигателю «Нептун-23», цена которого стартует от 40 тысяч рублей (за бывшую в употреблении модель), рекомендуется выполнять в соответствии с инструкцией. Демонтаж картеров производится при помощи специального приспособления в виде стальной или дюралевой пластины диаметром 8 миллиметров с отверстием под болт типа М8-10. Он упирается в торец коленвала. В пластине должны быть гнезда идентичные отверстиям фиксации магнето, а также аналогичным гнездам крепежа силового агрегата к дейдвуду. Поршневой палец снимают методом нагрева его до 70-80 градусов и использования специального приспособления. При сборке заменяют все элементы, износ которых превышает допустимые нормы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.