Средне-специальное образование в России

В России, в связи с переменами в экономике, появлением новых форм собственности и структурными изменениями в обществе, средне специальное образование тоже претерпевает кардинальные изменения. Здесь наблюдаются две взаимоисключающие тенденции. Первая – это ликвидация старой системы профессионального образования, включающего: плановый набор студентов, централизованное программирование, обязательное распределение и обязательная отработка. Связано это, прежде всего с тем, что федеральное финансирование резко сократилось и было передано субъектам Федерации.

Вторая тенденция связана с созданием новой системы среднего профессионального образования для реализации которой потребуются учебные заведения нового типа, новые учебные программы и так далее, но самое главное – средне-специальное образование получит новый статус и станет полноправной частью всего образования страны.

Сейчас среднее-профессиональное образование в России переживает трудные времена, можно сказать, что оно попросту выживает. Поэтому в рамках среднего специального заведения одновременно идет подготовка специалистов разного уровня, то есть колледжи открывают общеобразовательные отделения и выполняют таким образом роль общеобразовательной школы, то есть в одном учебном заведении можно получить и начальное образование, и средне-специальное образование. Для подготовки специалистов разного уровня применяются дифференцированные сроки обучения.

Во многих странах мира высшее образование можно получить двумя путями: престижное – в университете, и менее престижное – в колледже. Некоторые российские престижные средние профессиональные заведения тоже пошли по этому пути, получив лицензию, дающую право на осуществление программ уровня бакалавра, то есть происходит интеграция ВУЗов и колледжей.

Таким образом, средне-специальное образование теряет налет неполноценности и получает новый статус. Предполагается, что в будущем это будет самая массовая и перспективная часть системы образования в России. Это направление считается наиболее перспективным, так как в ближайшее время ожидается увеличение спроса на высшее образование среди молодежи, с которым государственные ВУЗы вряд ли справятся. Но все эти изменения не всегда способствуют качественной подготовке специалистов. Исправить это положение должна помочь педагогика среднего профессионального образования, которой в настоящее время не уделяется должного внимания.

В связи с уменьшением федерального финансирования образовательные учреждения для привлечения дополнительных средств вводят платные услуги, без которых повышение качества выпускаемых специалистов невозможно. Повышающийся интерес молодежи и родителей как к бюджетной, так и к платной форме обучения говорит о все возрастающей популярности высшего образования.

В России имеется два уровня среднего профессионального образования — базовый и повышенный. Образовательные программы, соответствующие базовому уровню, реализуются в техникумах или училищах, а в колледжах выполняются образовательные программы как базового, так и повышенного уровня. Высшие учебные заведения также могут реализовывать образовательные программы среднего профессионального образования.

Образовательные программы среднего профессионального образования включают как федеральный компонент, который определяет государственные требования к минимуму уровня подготовки выпускников учебного заведения, так и национально-региональный компонент.

Поступают абитуриенты в средние-специальные учебные заведения на основе вступительных испытаний и по их результатам.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
почему у молодых людей заканчивающих проф техникумы на того же электрика или механика мало имеют шансов поступить в вуз по сокращенной программе по своему профилю , в то время как те которые закончили экономический техникум или колледж имеют такую возможность практически в любом вузе по своему профилю !!!???
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.