Московскому Театру сатиры исполняется 93 года! Весьма внушительная дата…
Сейчас в его распоряжении солидное помещение на Триумфальной площади, 2. Для постановок есть две сцены – Большая и Малая. Фото схем залов Театра сатиры вы найдете в нашей статье.
А в 1924 году, 1 октября, когда состоялась первая постановка - «Москва с точки зрения», - в распоряжении театра было подвальное помещение по адресу: Большой Гнездниковский переулок, 10. И называлось то заведение, где прошла премьера, "Первый дом Нирнзее" - до этого там был театр «Летучая мышь», а сейчас Учебный театр ГИТИСа.
Но именно в тот день и родился Московский академический театр сатиры!
А что потом?..
Уже в тридцатые годы новоиспеченный театр перебрался в другое помещение, которое располагалось на Садово-Триумфальной улице. Раньше здесь было варьете, а чуть позже обосновался другой московский театр - «Современник».
И ни о какой схеме зала Театра сатиры в то время и речи быть не могло. Поскольку залы были очень просты и скромны по своей вместительности. Главным было то, что было место, где можно проводить репетиции и играть спектакли - пусть не перед многочисленной, но публикой!
Но когда театр в 1965 году перебрался в новое помещение, в котором некогда находился цирк Никитиных, с огромной сценой и залом вместимостью 1250 человек – вот тогда он зажил поистине новой жизнью!
По схеме зала Театра сатиры видно, что это просторное театральное помещение с амфитеатром, партером, ложами.
Под куполом помещения расположился «Чердак сатиры», на который ведут очень крутые лестницы.
Немного истории…
В самой первой постановке – «Москва с точки зрения» - играли молодые писатели, драматурги:
- Ардов Виктор Ефимович;
- Волин Борис Михайлович;
- Эрдман Николай Робертович;
- Никулин Лев Вениаминович и другие.
Художественным руководителем театра на тот момент был Гутман Давид Григорьевич.
Поначалу в репертуаре Театра сатиры (его еще называли «Теревсат») ставились небольшие пьески агитационного характера и обозреватели («Москва с точки зрения»). Темы этих постановок, как правило, касались насущных проблем политики, жизни народа, города. На сцене их можно было увидеть с другой стороны, под другим углом.
Руководитель театра Гутман Д. Г. был очень талантливым режиссером, который умел найти подход к каждому актеру, расшевелить, вдохновить, раскрыть любую творческую идею, подкидываемую ему молодежью, доведя ее до сценки-миниатюры, которую потом и показывали на сцене театра.
Новая эпоха
Широкую популярность Театру сатиры принесли пьесы Маяковского «Баня», «Мистерия Буфф», «Клоп» и другие, которые ставились уже в послевоенные годы. Именно этими постановками Театр по-настоящему заявил о себе как о серьезном комедийном.
Эпохальным событием стал приход в 1957 году нового режиссера - Валентина Плучека. Именно при нем создалась самая колоритная и популярная театральная труппа: А. Миронов, А. Папанов, Т. Пельтцер, В. Васильева, О. Аросева, М. Державин, А. Ширвиндт и другие.
Самые известные постановки нового режиссера: «А был ли Иван Иванович?», «Дамоклов меч», «Теркин на том свете».
Театр сегодня
«Нам все еще смешно» - слоган театра в настоящее время! И это правда, он все такой же комедийно-сатирический до сих пор. Тем более, что с 2000 года его художественным руководителем стал Ширвиндт Александр Анатольевич.
Схема залов Театра сатиры в настоящее время видна на фото, помещенных ниже.
1. "Чердак сатиры" на 150 человек.
2. "Большой зал" на 1250 человек.
Как схема Театра сатиры, так и его жизнь изменилась за последние 93 года! Пришло много новых молодых комедийных актеров, на сцене появились новые спектакли.
В репертуаре Большой сцены такие постановки: «Двенадцатая ночь», «Дороги, которые нас выбирают», «Кошмар на улице Лурсин», «Никогда не поздно», «Орнифль», «Свадьба в Малиновке», «Слишком женатый таксист», «Собака на сене» и другие.
Камерная сцена «Чердак сатиры» в своем репертуаре имеет следующие спектакли: «Бешеные деньги», «…И море», «Муж и жена снимут комнату», «Невидимые миру слезы», «Родненькие мои» и другие.
Но что-то осталось неизменным: качество игры, великолепный юмор, первоклассные актеры!