Казалось бы, что может быть проще, чем устройства для воспроизведения звука, более известные как колонки! Поломать их мудрено. Однако на форумах то и дело задается вопрос «почему не работают колонки на компьютере». Это позволяет утверждать, что проблема существует и требует решения. Вот об этом мы сегодня и поговорим, причем поможем обнаружить и устранить неисправности.
Так как речь идет о компьютерных колонках, то следует более подробно остановиться на теоретических основах. Существует два способа вывода звука: цифровой и аналоговый. Первый подразумевает подключение к компьютеру внешнего аппаратного декодера цифрового сигнала посредством разъема SPDIF или современного HDMI. Цифровые данные передаются в декодер, а он преобразует их в аналоговый сигнал, впоследствии идущий на колонки. Такой способ подключения обеспечивает более качественное и чистое звучание, однако требует финансовых затрат на покупку декодера. Удивительно, но многие видеоадаптеры могут выводить звук, но чтобы его услышать как раз требуется внешний аппаратный преобразователь.
Второй способ – классический. При его использовании работа по преобразованию цифра/аналог возложена на встроенную в звуковую карту логику – тот же декодер, но обладающий лишь базовыми функциями. Подключение колонок осуществляется в стандартный разъем 3,5 мм (почти все наушники поставляются именно с таким).
Хотя эти способы имеют много общего, тем не менее, в каждом есть свои особенности, определяющие, почему не работают колонки. Способ определения неисправности у систем с шестью и более колонками аналогичен способу для стерео (две).
Если не работает одна колонка, поиск повреждения следует начать с самого простого – проверки качества подключения провода. При использовании внешнего усилителя (он же, по совместительству, сабвуфер) колонки соединяются с ним подпружиненными зажимами. Недостаточно зачищенный провод или плохое прижатие – и звук пропадает. То же самое относится к цифровому подключению, только в этом случае проверяют соединения от декодера к колонкам и от компьютера к декодеру. Недорогие настольные колонки без сабвуфера (офисные) могут быть повреждены в двух местах: внутри провода под изоляцией и в 3,5 мм штекере (это самое настоящее «больное место»). Нужно включить музыку или другой постоянный звук и при этом пошатать провод, идущий к неработающей колонке. Часто это помогает. Поврежденный участок нужно вырезать и заменить. Банально, но иногда нормально не работают колонки, если штекер вставлен в гнездо не полностью. Следует вытащить его и вставить правильно.
Иногда на колонках есть регулятор, перенаправляющий звук на одну из них. Нужно убедиться, что он находится в нейтральном положении. Повреждение самого динамика или одного из каналов усилителя встречается крайне редко, поэтому причина, обычно, «на поверхности».
Также не работают колонки, если есть ошибки в программной части. Звуковая карта может воспроизводить звук только после установки драйвера для нее. Его можно скачать из Интернета или установить с диска, идущего с компьютером.
Владельцы систем с Realtek HDA и прочими встроенными звуковыми кодеками чаще других хотят узнать, почему не работают колонки. Беда в том, что хорошая идея разработчиков, позволяющая определять факт подключения воспроизводящего устройства (Jack Detect), обернулась для пользователей головной болью. Если при установке драйверов колонки были выключены, а разъем подключен, то включив их, долгожданного звука можно не услышать. Это решается довольно просто: при включенном компьютере и колонках (не забудьте убрать звук к минимуму) следует повторно подключить штекер к разъему. Сработает определение и автонастройка. Разумеется, не стоит путать разъемы: уже давно применяется система ССС (Color Coded Connector), когда разъемы и штекера раскрашиваются в соответствующие цвета, просто нужно быть внимательным при подключении и не нарушать цветовое соотношение.