Непрофильные активы: управление, реализация, продажа

Большинство крупных хозяйственных субъектов имеют непрофильные активы, которые могут приносить как убыток, так и значительную прибыль. Главное – правильно ими управлять.

Понятие непрофильных активов

Это такое имущество компании или предприятия, которое не задействовано в процессе производства и сбыта и не применяется для ремонта, обслуживания, учета основного процесса производства. Сюда же относят и незаконченное строительство, акции, ценные бумаги, части в уставном капитале другого предприятия, которое имеет иное направление деятельности. То есть это все то, что не задействовано в основной деятельности учреждения.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда предприятие имеет на балансе общежитие, детский сад, оздоровительный лагерь. Эти учреждения могут не приносить дохода, а затрачивать средства на них приходится всегда.

непрофильные активы

Управление непрофильными активами

Эти «спящие» активы часто требуют значительных средств на свое содержание, что увеличивает общие расходы. Существую два пути для того, что получить материальную отдачу от этого имущества, находящегося на балансе:

  1. Продажа непрофильных активов (реализация).
  2. Реструктуризация.

Реализация непрофильных активов позволит предприятию избавиться от собственности, в которую он не желает вкладывать средства. Руководство организации может не видеть для себя перспективы ее использования и придерживаться такой бизнес-стратегии, где данное имущество не будет задействовано. Тогда продажа непрофильных активов – лучший способ избавления от бремени. Реализация является предподчтительной, если существуют некоторые условия для этого:

  • слабая взаимосвязь непрофильного имущества с основным производством;
  • есть потенциальные покупатели;
  • это имущество пользуется спросом;
  • актив имеет высокую стоимость.

продажа непрофильных активов

В интернете часто можно встретить объявления крупных компаний о продаже имущества. Это всевозможные постройки, например мастерские, склады, квартиры, пансионаты, спортивные сооружения, земельные участки, автомобили, оборудование и многое другое.

Реструктуризация

Может осуществляться по-разному. Существуют следующие направления:

  1. Внедрение в основное производство – это является наиболее целесообразным, когда при ослаблении контроля существует риск получения низкокачественного либо дорогого полуфабриката, продукта, который используется в основной деятельности.
    непрофильные активы банка
  2. Передача местным властям – обычно социальные активы, такие как детские сады, поликлиники, оздоровительные комплексы.
  3. Списание – если имущество морально или фактически устарело, либо если невозможно найти покупателя для продажи данного непрофильного актива.
  4. Сдача в аренду или передача на управление. Используется, если есть значительная взаимосвязь основного производства и непрофильных активов организации, и могут возникнуть срывы поставки при полной потере контроля со стороны основного собственника. Сдача в аренду является предпочтительной, когда рыночная стоимость имущества является низкой либо если собственник планирует в дальнейшем использовать имущество в основном производстве.

Последовательность работы с непрофильным имуществом

Реструктуризации должен предшествовать тщательный анализ со стороны руководства. Она осуществляется следующим образом:

  1. Оценка непрофильности активов.
  2. Определение экономической эффективности имущества.
  3. Оценка рынка этой продукции.
  4. Анализ подходящих способов реструктуризации.
  5. Оценка рисков, связанных с выведением имущества.
  6. Продажа, передача в аренду на аукционе.
  7. Налаживание отношений с выделенными активами.

Приобретение непрофильной собственности

С одной стороны, такое имущество может в некоторой степени мешать, и от него желательно избавиться. С другой стороны оно может стать дополнительным бизнесом и его покупают с целью инвестирования средств. Крупные банки, холдинги, предприятия всегда стремятся иметь такие инвестиционные активы. Содержание по сути других компаний им не мешает, наоборот, приносит выгоду и доход.

К примеру, непрофильные активы ОАО «Газпром» собраны в холдинг медиа сферы «Газпром-медиа». Он включает в себя радиостанции:

  • Relax-FM.
  • «Сити-FM».
  • «Детское радио».
  • «Эхо Москвы».

реализация непрофильных активов

Еще «Газпром» является хозяином издательства «Семь дней», которое издает такие газеты и журналы как «Итоги», «Караван историй», «Трибуна», «Панорама TV». В сфере телевидения и кино «Газпром» руководит кинокомпанией «НТВ-кино», поддерживает кинотеатры «Кристалл-Палас» и «Октябрь», владеет интернет-ресурсом Rutube.

В сфере финансов «Газпром» владеет следующими компаниями:

Сбербанк и ВТБ

В банках часто складывается ситуация, когда на балансе появляются непрофильные активы. Это связано с тем, что клиенты банков берут кредиты под залог имущества, и при невозможности погашать кредит это имущество у них изымается.

В период кризиса у Сбербанка появилось большое количество такого имущества, среди них были разные строения, сеть торговых объектов и доля в нефтегазовом бизнесе. В связи с большими расходами на содержание непрофильных активов банка было решено их распродавать. Для этих целей был создан «Российский аукционный дом».

Еще один крупный банк страны «ВТБ» является владельцем компании «Галс-Девелопмент», которая специализируется на строительстве жилых и нежилых сооружений. Эта компания построила «Детский мир» на Лубянке, комплекс элитного жилья «Литератор», комплекс в зоне отдыха «Камелия» в Сочи. Кроме того, «ВТБ» имеет собственность в газовой отрасли.

управление непрофильными активами

ОАО «Российские железные дороги»

Крупнейшая транспортная организация страны инвестирует во многие проекты и является собственником нескольких различных компаний. Непрофильные активы «РЖД»:

  • акции «Кит Финанс» - это коммерческий банк;
  • доля собственности в «ТрансКредитБанк» - это финансовое учреждение обслуживает сферу транспорта и смежные области;
  • негосударственный фонд «Благосостояние» - работники отрасли отчисляют в его адрес денежные средства, а при достижении пенсионного возраста получают пенсию из него;
  • ОАО «Мостотрест» - организация, которая занимается возведением автомобильных и железнодорожных мостов, фундаментов, транспортных развязок, путепроводов и др.

Другие подводные камни непрофильного имущества

Инвесторы предпочитают отдавать свои деньги понятному и прозрачному бизнесу. Если у предприятия есть данное имущество, то в глазах инвесторов оно оценивается как менее привлекательное. Для этого многие банки создали отдельные управляющие компании, которые занимаются исключительно непрофильными активами, и полностью отделены от банковской сферы.

непрофильные активы оао

Как повысить стоимость и приступить к использованию?

Если руководство предприятия принимает решение продать непрофильные активы, то можно провести некоторые мероприятия, благодаря которым удастся повысить цену сделки. Сюда относятся:

  1. Общая оценка.
  2. Краткое описание активов, предлагаемых к продаже.
  3. Составление инвестиционного меморандума. Это такой документ, который описывает основную бизнес-идею или модель проекта, его преимущества, выгоду и все остальное, чтобы показать инвестиционную привлекательность актива.
  4. Выбор возможных покупателей.
  5. Непосредственное доведение информации до них.
  6. Проведение рекламы.
  7. Переговоры.
  8. Проведение аудита со стороны партнера.
  9. Заключение сделки и подписание документов.
    непрофильные активы организаций

Процесс отторжения довольно трудоемкий и сложный. Этапы выделения активов непрофильного характера:

  1. Определить, насколько имущество является профильным.
  2. Проанализировать эффективность его использования.
  3. Изучить рынок данной продукции.
  4. Определить возможные варианты реструктуризации.
  5. Провести оценку активов.
  6. Определить риски при выведении активов и возможные меры их снижения.
  7. Проведение сдачи в аренду либо продажи.
  8. Налаживание взаимосвязей с выделенными активами.

Непрофильные активы есть на балансе почти всех крупных организаций и субъектов бизнеса. Что-то из этого имущества досталось им в наследство со времен Советского Союза или в результате изменений в процессе деятельности. А с другой стороны, непрофильные активы зачастую используют для инвестирования средств в дополнительный бизнес, который приносит соответствующий доход.

В случае, если это имущество является просто бременем и балластом, которое «высасывает» деньги, то верным решением будет продать или реструктуризировать эти активы. Продавать его можно, если оно совсем не нужно и есть реальный покупатель. В остальных случаях лучше выбрать сдачу в аренду или перевод в основное производство. Ликвидация возможна, если имущество совершенно никак не может быть использовано и устарело.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Вопросы остались: извлечь непрофильные активы из организаций с государственным управлением-это напрасная трата времени,если,конечно,нет личных связей. Поведение конкурсов по продаже непрофильных активов организационно устроено так,что купит "свой",если кусок лакомый или отдадут тому,кто больше заплатит на лапу. Но бывают случаи,когда управляющие непрофильными активами -невменяемые люди с апломбом "эффективного менеджера".
Копировать ссылку
0
Привет, есть кто шарит в этом всем?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.