Электрификация – это важная составляющая жизни каждого современного человека. Трудно себе представить, что мы не можем включить телевизор, компьютер, даже простую лампочку. А ведь благом, зовущимся "электричеством", человечество пользуется чуть более сотни лет. До этого главным осветительным прибором в домах более-менее зажиточных граждан были свечи, а в домах бедноты хлипкие лучины. Все переменилось за очень короткий с позиций истории срок. Теперь электричество не только освещает дома и улицы, оно заставляет работать машины и приборы, тем самым облегчая людям жизнь.
Общие сведения
Электрификация – это повсеместное внедрение электрической энергии в различные отрасли народного хозяйства. При этом формируются энергосистемы, состоящие из электростанций, вырабатывающих электроэнергию централизованно, и линий электропередач.
Такая структура позволяет правильно и максимально эффективно использовать на благо человека энергетические ресурсы, созданные самой природой, а также автоматизировать и механизировать производство, тем самым наращивая производительность труда.
Начало эры электричества в России
Серьезные исследования в этой области велись сразу в нескольких странах. Появление освещения вызвало большой резонанс не только в научных кругах, но и в обществе в целом. Считается, что первые электрификация в России была осуществлена в 1879 году, когда в Петербурге засиял огнями Литейный мост.
Для внедрения и распространение новинки в конце января 1880 года был сформирован электротехнический отдел, вошедший в состав Русского технического общества. Целью его создания являлось курирование проблем, связанных с электрификацией Российской империи. В этом же году были проведены работы, результатом которых стало освещение нескольких улиц в Петербурге и Москве. Однако их объем оказался весьма незначительным – всего установили около двухсот фонарей. Чуть позже в Киеве лампами Яблочкова осветили мастерские, принадлежавшие Днепровскому пароходству.
Изначально на первых этапах электрификации для работы осветительных приборов использовался исключительно постоянный ток, который создавал определенные проблемы, связанные с передачей электроэнергии на большие расстояния. В связи с этим ее источник должен был располагаться довольно близко к потребителю. Например, если взять случай с Киевскими ж/д мастерскими, то каждый из немногочисленных фонарей должен был работать только от собственной электромагнитной машины Грамма.
В мае 1883 года была осуществлена грандиозная по тем временам иллюминация Московского кремля, осуществленная по случаю торжеств, посвященных второй годовщине со дня коронации Александра III в Санкт-Петербурге. Чтобы осуществить данный проект, пришлось построить специальную электростанцию прямо на Софийской набережной.
В этом же году в столице Российской империи сделали освещение центральной улицы города и осуществили электрификацию Зимнего Дворца. Работа была выполнена фирмой «Сименс и Гальске», которая для этих целей построила первую крупную электростанцию в стране, мощность которой составляла 35 кВт. Стоит отметить, что она была довольно необычной, поскольку располагалась на барже, пришвартованной неподалеку от Полицейского моста.
В 1895 году ввели в строй первые электростанции в стране. Одна из них была построена в Санкт-Петербурге на р. Большая Охта. Ее мощность по тем временам была довольно внушительной – 300 кВт. Тогда же заработала и построенная Управлением Владикавказской ж/д новая ГЭС под названием «Белый уголь» на р. Подкумок. Она располагалась между Ессентуками и Кисловодском, и давала электроэнергию, освещавшую эти курорты.
Электрификация Москвы
Не секрет, что внедрение какого-либо нововведения почти всегда сопровождается трудностями. Впервые электрические лампы зажглись в Москве в 1883 году. Их было всего 32 штуки, и они осветили Кремль, Большой Каменный мост и террасу, находившуюся рядом с храмом Христа Спасителя. Источником их питания являлась небольшая станция, расположившаяся на Винно-соляном дворе, что на Болотной набережной. Однако из-за ее небольшой мощности в последующие годы электрическое освещение осталось практически на том же уровне, потому что в 1891 году в городе горело не более 50 дуговых фонарей.
С 1910 года начинается постепенное развитие электрификации. Новые лампы были установлены на площадях и бульварах, в переулках и на улицах. Кроме того, освещались и участки трамвайных путей. Уже спустя три года в городе горели около 450 дуговых фонарей и более 1250 ламп накаливания. До 1917 года электрификация Москвы развивалась бурными темпами, но Октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война внесли свои коррективы: большинство фонарей были попросту уничтожены. Только к концу 30-х годов прошлого столетия, когда началась усиленная индустриализация СССР, на улицах города их насчитывалось уже более 35 тысяч.
Электрификация в домах москвичей
Стоит ли говорить о том, что появление электричества в быту произвело небывалый фурор. Электрификация – это наступление новой эпохи, когда жители города стали в прямом смысле атаковать московского оберполицмейстера своими прошениями о разрешении провести электричество в их дома.
В 1904 году известный фабрикант Зимин произвел электроснабжение собственной усадьбы, располагавшейся на Большой Алексеевской улице. По вечерам ее освещали около 70 электрических ламп накаливания, каждая мощностью 3,5 Вт.
К 1913 году освещение было проведено и в целый ряд муниципальных учреждений, в число которых входили больницы, Бутырская амбулатория, пятиэтажное здание ночлежного дома им. Ермакова, городская хлебопекарня и т. д.
Показатели в дореволюционной России
Из истории электрификации известно, что в 1913 году по производству электроэнергии страна находилась на 4-м месте после таких чрезвычайно развитых государств, как Великобритания, Соединенные Штаты и Германия. Однако существовал и иной аспект этих довольно высоких показателей. Если взять потребление электроэнергии на душу населения, то оно было чуть ли не самым низким в сравнении со странами Америки и Европы.
Дело в том, что вырабатываемое электричество предназначалось в основном для освещения городских улиц и площадей, а также заводов, фабрик и многочисленных общественных учреждений. Что же касается домов среднестатистических горожан, а тем более электрификации сельских жилищ, то об этом не могло быть и речи. Кроме того, большинство электростанций работали на низкокалорийном топливе, поэтому производимый ими постоянный ток часто затухал в кабелях ЛЭП.
План ГОЭЛРО
В конце 1917 года Глеб Кржижановский, который в свое время окончил Петербургский технологический институт и впоследствии ставший автором проекта ТЭС «Электродача» в Подмосковье, добился приема у Ленина двух членов так называемого Общества освещения Винтера и Радченко. Специалисты поведали вождю об уже существующих планах электрификации России, а также о том, что они почти полностью совпадают с большевистскими идеями по централизации народного хозяйства. Но вскоре грянула Гражданская война и об этом на время забыли.
Однако эта встреча запомнилась Ленину и спустя несколько лет, а именно 21 февраля 1920 года, он подписал особое распоряжение, которое касалось создания государственной комиссии по электрификации страны (ГОЭЛРО). Ее главой стал Глеб Кржижановский, который тут же привлек к работе около двух сотен человек, в число которых входили как инженеры-практики, так и ученые из академии наук. Интересно, что в состав той комиссии по электрификации советской России входил и достаточно известный философ, электротехник и священник Павел Флоренский, являвшийся на заседания в рясе.
Внедрение
План ГОЭЛРО рассчитывали осуществить за 10-15 лет. Он предусматривал строительство десяти гидроэлектростанций (ГЭС) и двадцати тепловых электростанций (ТЭС). Общая мощность всех должна была составить 1,75 млн кВт. В их числе намечали построить такие тепловые электростанции, как Горьковская, Челябинская, Штеровская, Шатурская и Каширская, а также гидроэлектростанции - Волховскую, Днепровскую, Нижегородскую и др. Тогда же возник и лозунг: «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны».
Этот проект предусматривал не только строительство электростанций, но и проведение экономического районирования, в ходе которого была обозначена транспортно-энергетическая основа территории нового государства. План должен был охватить восемь основных районов: Южный, Северный, Западно-Сибирский, Приволжский, Центрально-промышленный, Уральский, Туркестанский и Кавказский. Кроме того, параллельно производилось и формирование транспортной системы. Велось интенсивное строительство Волго-Донского канала, магистрализация старых, а также прокладывание новых ж/д линий.
Считается, что план ГОЭЛРО стал основой для индустриализации советской России. По ключевым пунктам он был перевыполнен уже к 1931 году. Планировалось, что количество электроэнергии увеличится в 4,5 раза, однако если сравнивать с 1913 годом, то она возросла почти что в 7 раз.
Предыстория плана ГОЭЛРО
Из учебников по истории известно, что данный проект был продуктом комиссии, созданной уже после Октябрьской революции. Однако по некоторым данным, одним из его авторов являлся профессор Вернадский. Но, к сожалению, в царской России этим проектом так никто и не заинтересовался. Если взять одно из самых известных достижений ГОЭЛРО, коим считается Днепрогэс – технологически усовершенствованная и мощная электростанция, то она была разработана Генрихом Графтио за два года до октябрьских событий, в корне изменивших страну.
Если внимательно присмотреться к программе электрификации Советского Союза, то не трудно будет заметить большое сходство с более ранними наработками, сделанными еще в дореволюционной стране. Большинство запланированных проектом ГОЭЛРО строек были разработаны учеными еще в царской России. Однако в те времена о благоустройстве жизни простых людей речи не велось, электрифицировались, в основном, дома богачей и власть имущих, кроме того, никто не проводил электрификацию планово и централизованно.
Электрификация сел
Для деревень начавшаяся электрификация – это, прежде всего, пропаганда достижений советского правительства. Наверное, многие помнят хрестоматийные фотографии, которые иллюстрировали поездку В. И. Ленина в село Кашино, состоявшуюся в середине ноября 1920 года. Напомним, что она была приурочена к торжествам, посвященным открытию местной электростанции. Ее строили на средства только что сформированного сельскохозяйственного товарищества сами жители в нерабочее время, причем, строили с большим энтузиазмом.
После этой поездки и появилось выражение «лампа Ильича». Изначально данное понятие ассоциировалось с электрификацией всей России, и в особенности, сельской местности. Позднее в СССР так называли бытовую лампу накаливания, обычно используемую без плафона. При этом патрон подвешивали за провод, который свободно свисал с потолка. Мощность таких лампочек или подаваемое напряжение были слишком малы, чтобы хорошо освещать пространство вокруг себя, но люди радовались и этому.
Стоит отметить, что поездка Ленина в Кашино оказала определенное влияние не только на развитие советской деревни, но и на культуру страны в целом. Вскоре об этом написали небольшой рассказ для детей, а в самом селе организовали музей, просуществовавший вплоть до 90-х годов прошлого века. А незадолго до этого выражение «лампа Ильича» стало употребляться в негативно-ироническом свете из-за того, что даже к 80-м годам некоторые населенные пункты, расположенные в сельской местности, все еще не имели электрического освещения.
Железные дороги
Впервые в СССР электровозы стали курсировать на перевальном Сурамском участке. Почему именно там? Потому что этот участок Закавказской ж/д использовали для доставки бакинской нефти прямо в грузинские порты. Дело в том, что здесь был необычайно трудный горный профиль, требовавший внедрения специальных видов паровозов, которые могли бы обеспечить быструю доставку сырья. Таким образом, возникла идея о необходимости электрификации железных дорог.
Первым отрезком, который был модифицирован в Советском Союзе, стал участок Баку-Сабунчи. Работы по монтажу высоковольтных линий, тяговых подстанций и контактной сети начались в 1928 году на Сурамском перевале. Здесь действовала система постоянного тока, номинальное напряжение которого в контактной сети составляло 3000 В. Было вынесено решение о закупке за границей первой партии электровозов для Сурамского участка. Впоследствии планировалось наладить их выпуск уже на территории СССР, что и было успешно осуществлено. Качество наших электровозов было высоким, благодаря чему они активно экспортировались.
Первые электровозы
Советское правительство обратилось сразу к нескольким иностранным фирмам с предложением заказа на строительство локомотивов для Сурамского участка. Положительный ответ был получен от целого ряда известных фирм. После изучения предоставленных ими материалов решили остановиться только на двух из них: итальянской Техномазио Броун Бовери и американской Дженерал Электрик (GE).
В начале лета 1932 года на Закавказскую ж/д в депо Хашури доставили два электровоза от фирмы GE: С10-01, а также С10-03. Они были оснащены тяговыми электродвигателями американского производства. Еще шесть электровозов той же фирмы, но без электродвигателей прибыли в конце года. Тем же летом закончили и все работы, связанные с электрификацией перевального участка железной дороги. Второго августа на нем была произведена обкатка первого в Советском Союзе магистрального электровоза. Пробная поездка длилась всего 1 ч 10 мин и проходила она по маршруту Хашури – Лихи и назад.
Спустя год в СССР начали поступать электровозы, произведенные итальянской фирмой. Они были оснащены несколькими новаторскими конструкторскими решениями, которые впоследствии были применены уже в советских серийных машинах. На основе электровоза класса С сделали целую группу Сурамских локомотивов, которые выпускали до 1956 года.