Весной 2017 года, 31 марта, на воду была спущена первая российская многоцелевая подводная лодка «Казань». Бутылку шампанского о ее борт разбил командир - капитан 1 ранга Бекетов Александр. Россия вышла на уровень допостсоветского количества ходовых суток в море для подводного флота. И новая подводная лодка «Казань» без дела не останется.
«Казань» - сестра «Северодвинска»
Эта лодка является «младшей сестренкой» атомной подлодки «Северодвинск» из проекта «Ясень». Последняя прошла целых 17 лет проектировки и строительства до спуска на воду в 2010 году. А вот подводная лодка «Казань» 855 родилась всего за восемь лет. И разница в возрасте значительна – такая гидроакустика и малошумность и не снились старшей сестре. Атомная подводная лодка «Казань» - гибрид подводного охотника проекта 971 типа «Гепард» и подводного крейсера с крылатыми ракетами проекта 949А типа «Курск» воистину многоцелевая и очень опасная.
«Казань» - история
С 1977 года в Советском Союзе над созданием подводных лодок четвертого поколения трудилось три конструкторских бюро со следующими фирменными цветами: красный «Рубин» (г. Санкт-Петербург), зеленый «Малахит» (г. Санкт-Петербург) и синий «Лазурит» (г. Горький). Первое специализировалось на лодках с противокорабельным вооружением, второе – разрабатывало многоцелевые лодки, а третье - работало над противолодочной системой. Но субмарины обходились государству все дороже, поэтому было принято решение объединить усилия всех бюро в «малахитовском» проекте «Ясень». Базовая подводная лодка проекта К-560 - «Северодвинск». А подводная лодка «Казань» К-561 первая в модернизированном проекте 855 «Ясень-М». В планах еще пять лодок – «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь» и «Ульяновск».
«Ясень» 855
Проект наследовал множество черт предшественников этих подводных лодок: каплевидная форма корпуса и уникальное ограждение рубки, присущее всем лодкам КБ «Малахит». Но внутренняя начинка корабля нарушила традиции советского кораблестроения и стала исключением из правил. Сегодня данный проект остается самым секретным во всем военно-промышленном комплексе. Информация об установленном оборудовании малочисленна, но основные тактические характеристики известны.
Характеристики подводной лодки «Казань»
Тип корабля | ПЛАРК |
Проект | «Ясень» 855 |
Надводная скорость | 16 узлов |
Подводная скорость | 31 узел |
Автономное плавание | 100 суток |
Экипаж | 64 человека |
Силовая установка | Водно-водяной реактор ОК-650В |
Глубина погружения | |
Рабочая | 520 метров |
Максимальная | 600 метров |
Размеры субмарины | |
Длина | 139,2 метра |
Ширина | 13 метров |
Осадка средняя | 9,4 метра |
Водоизмещение | |
Надводное | 8,6 тонн |
Подводное | 13,8 тонн |
Вооружение | |
Торпедно-минное | Десять 533-х миллиметровых торпедных аппарата, торпеды УСЭТ-80 |
Ракетное | 8/4 пусковых установок «Оникс» и «Калибр» |
Конструкторские решения
В отличии от подлодок третьего поколения, лодки четвертого имеют не двухкорпусную, а полуторакорпусную конструкцию. Легкий корпус закрывает только часть подводной лодки «Казань» - носовую часть и надстройки ракетных шахт. Корпус и винт с семью серповидными лопастями выполнены их маломагнитной стали. В носовой части располагается сферическая антенна гидроакустической станции «Амфора» комплекса нового поколения «Иртыш». Из-за такого размещения из носовой части убраны торпедные аппараты.
Силовая установка
Подводная лодка «Казань» оснащена водно-атомным реактором с интегральной компоновочной схемой и трубопроводами первого контура, расположенными в корпусе реактора. Эта конструкция существенно снижает вероятность возникновения аварий и нештатных ситуаций. Информационно-управляющая система постоянно мониторит уровень радиации. Кроме того, это существенно снижает уровень шума, даже при скорости в 25 узлов. Срок эксплуатации сопоставим со сроком службы субмарины, и составляет 30 лет. С целью снижения шумов все узлы и агрегаты подлодки снабжены системами его подавления. А на не больших скоростях лодка имеет возможность идти на электромоторах, что также делает ее малозаметной на радарах противника.
Отсеки корпуса
Корпус субмарины разделен на девять отсеков.
- Первый – центральный пост и выход на всплывающую спасательную камеру, где может поместиться весь экипаж.
- Второй – торпедный.
- Третий – технологический, где расположено оборудование общекорабельных систем.
- Четвертый – жилой.
- Пятый – ракетный.
- Шестой – тут находится реактор и уравнительная цистерна, которая удерживает лодку на глубине во время стрельб.
- Седьмой и восьмой – технологический, здесь расположены цистерны основного баланса.
- Девятый – крестообразное хвостовое оперение.
«Убийцы городов» - соперничество США и СССР
Подводное кораблестроение с середины прошлого века стало главным между двумя супердержавами. Именно атомные подлодки являются самой опасной частью ядерной триады любой армии. Обнаружить подводную субмарину с баллистическими ракетами на борту и сегодня не так просто. Подводную лодку «Казань» К-561 (по классификации НАТО Graney) ставят на одну ступень с американскими SeaWolf и Virginia, хотя наша лодка считается более многофункциональной. По уровню шума она не уступает американским соперницам, а по вооружению она их превосходит и больше схожа с субмаринами Ohio («Огайо» класс SSBN/SSGN).
Вторая «Казань»
Субмарина К-561 не первая с таким названием. Подводная лодка К-403 также называлась «Казань». Эта атомная лодка второго поколения, состоящая в Северном флоте ВМФ Союза Советских Социалистических Республик, а затем и Российской Федерации, прослужила верой и правдой с 1971 по 2005 годы и выполнила множество испытательных и боевых рейдов. Сегодня рубка К-403 установлена как мемориал в Парке Победы города Казани. Хочется пожелать и К-561 – первой модернизированной «Казани» четвертого поколения российских атомных подводных лодок - такой же длительной, почти безаварийной жизни и семь футов под килем!
Секретная, но известная
Несмотря на секретность проекта, атомная субмарина «Казань» уже стала популярной в массовой культуре. Она уничтожила два фрегата, но была потоплена в романе «Верховный главнокомандующий» Марка Грени. А вот в исторической саге Джона Шеттера «Киров» ее жизнь дольше – на протяжении трех томов она участвует в боях на Карибах, топит авианосец «Джордж Вашингтон» и гоняется за мятежным капитаном крейсера «Киров».