Стройные мачты, белоснежные паруса, соленые брызги... Кто из мальчишек не мечтал в детстве отправиться в кругосветку на паруснике?! Жажда приключений манила в дальние края и неизведанные дали. Произведения Жюля Верна, Даниэля Дефо, Роберта Стивенсона и Джонатана Свифта подстегивали воображение. А ведь парусники, совершающие кругосветки, существуют и поныне. Один из них - яхта «Апостол Андрей».
Рождение парусника
Николай Андреевич Литау за свою жизнь организовал и поучаствовал в немалом количестве путешествий. С детства он грезил морями, океанами и парусниками. Идея о кругосветном путешествии через четыре океана стала главным увлечением. Для ее осуществления требовалась максимально выносливая океанская яхта. Она должна была успешно преодолеть Северный морской путь сквозь ледяные заторы и непогоду. Цена яхты подобного рода очень высока, но оно стоило того.
Под руководством и по заказу Литау был разработан проект парусника, который должен был удовлетворить всем требуемым условиям. Строить его решили в Твери, а начало было положено в 1993 году. Строительство затянулось на целых три года, мешали то технические, то финансовые проблемы.
Обретение имени
Возведение уже было закончено, а парусник так и не обрел имя. Все помнят слова капитана Врунгеля из одноименного мультика:
«Имя вы не зря даёте,
Я скажу вам наперёд:
Как вы яхту назовёте,
Так она и поплывёт.
Как вы яхту назовёте,
Так она и поплывёт!»
(Автор текстового фрагмента – Чеповецкий Е.)
В свое первое плавание кораблик отправился еще безымянным. Благополучно он доплыл в Москву за благословением и освещением к Патриарху Алексию II. Именно от него он и получил свое имя. Яхта «Апостол Андрей» названа в честь святого апостола Андрея Первозванного, который считается покровителем моряков.
Технические характеристики и оснащение
Это океанская яхта, поэтому построена она с учетом всех требований по надежности и выносливости. Ее корпус является сварным, а обводы - гранеными. В качестве обшивки использованы стальные листы. В районе днища ее толщина достигает двух сантиметров.
Длина кораблика - 16,2 м, ширина - 4,8 м. Он имеет две мачты, 19- и 14-метровой высоты, способные нести 130 кв. м парусов. Яхта не только может идти под парусами, но имеет и двигатель на непредвиденные случаи. Это аппарат Iveco мощностью в 85 лошадок. Осадка парусника - 2,7 м, а водоизмещение - 25 т.
Максимальная скорость, на которой яхта может лететь под всеми парусами, - 12 узлов. Это чуть больше 22 км/час. Крейсерская скорость парусника – около 7 узлов, или около 13 км/час.
Обслуживать во время плавания яхту «Апостол Андрей» может экипаж в 5-7 человек. На борту есть все необходимое – современные навигационные системы и связь, спальные места и камбуз.
Сейчас цена яхты, даже совсем небольшой прогулочной, составляет около полутора миллионов рублей. Но это судно уже не так просто оценить. Оно теперь имеет и определенную историческую ценность, хоть и создано совсем недавно. За время своего существования оно поставило не один рекорд и преодолело водные пути, ранее недоступные судам такого класса.
Кругосветки
В первую свою кругосветку яхта «Апостол Андрей» отправилась в 1996-м году. Она смогла успешно обойти Восточное полушарие, при этом достигнув трех рекордных показателей:
- первая кругосветка в меридиональном направлении;
- первая кругосветка через все океаны, Северный Ледовитый – не исключение;
- первое прохождение по Северному морскому пути.
Вернулся корабль на место старта в 1999 году, а в 2001-м снова отправился в путешествие. Теперь уже вокруг Западного полушария. Третья кругосветка была осуществлена в 2004 году. Яхте пришлось обогнуть Антарктиду в пределах 60-й параллели.
Каждое путешествие выявляло несовершенства конструкции, поэтому время отдыха между кругосветками посвящалось модернизации и усовершенствованиям судна. На сегодняшний день это выносливая, маневренная и быстрая яхта, готовая вместе со своей командой бросить вызов любым экстремальным условиям.
Путешествия сегодня
Не стоит думать, что на кругосветках все завершилось. Практически ежегодно «Апостол Андрей» отправляется в новую экспедицию.
- 2007 год – Соловецкие острова.
- 2010 год. В планах было обогнуть Новую Землю. Выход был произведен из Твери. После посещения Соловецкого архипелага достигли острова Вайгач, где высадили группу пассажиров – экологов. Далее курс был взят на цель путешествия, яхте удалось обогнуть весь архипелаг целиком.
- 2011 год. Яхта достигла самого северного острова архипелага Земля Франца – Иосифа.
- 2012 год. Яхта отправилась по следам экспедиции Русанова и шхуны «Геркулес».
- 2013 год. Команда повторила путь Гидрографической экспедиции вековой давности. Кроме того, кораблю удалось пересечь 83-ю параллель, а это еще один градус в арктических достижениях яхты.
- 2014 год. Путешествие по следам Г. Брусилова и шхуны «Святая Анна».
- 2015 год – год, богатый на юбилеи. Капитану яхты 60, самому кораблю в тот же день 19. А через месяц судно отправилось в Диксон на 100-летие с момента, когда в Архангельск пришли первые ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», завершившие переход Северным морским путем.
- 2017 год. Одиннадцатое путешествие в Арктику, вновь посвященное Русанову и «Геркулесу».
Странствия яхты на этом не заканчиваются. У ее капитана имеется немало планов на будущее.