Довольно часто игроки слышат о так называемом сеттинге. В зависимости от жанра, а также привязки термина к определенному сегменту, меняется и значение слова. В переводе с английского оно значит «обстановка», но иногда сеттинг может иметь и другое значение.
Для геймеров этот термин уже стал обыденным и хорошо знакомым, а вот человека, крайне далекого от сферы игростроя, может невольно ввести в ступор. Что же такое сеттинг и почему эта терминология довольно часто фигурирует как в околоигровой и игровой индустрии, так и за пределами кибернетического мира геймеров?
Происхождение слова
Итак, сеттинг – это обстановка. Именно так вкратце можно объяснить значение данного слова. Обстановка игрового мира, в котором развивается сюжет и основной театр действий вокруг главного персонажа или же, к примеру, декорации в представлении. «Сеттинг» - это не только игровой термин, он характерен также и для театра, кино, литературы.
Изначально setting использовался в качестве художественного описания театра действий для настольных игр, в частности "Монополии". Так, к примеру, сеттингом можно было назвать биржи, заводы или же предприятия в СССР. Он был заранее оговорен между игроками и создавал предысторию, необходимую для завязки партии.
Современное значение
Со временем слово обзавелось дополнительными значениями. Сегодня сеттинг – это также и набор правил, определяющий границы дозволенного игрокам и описывающий законы, по которым живет игровая вселенная. Так, сеттинг определяет место и время повествования, будь то будущее или прошлое, наша реальность либо выдуманная.
Игровой процесс не просто зависит от сеттинга, он полностью продиктован им, даже ограничен. Геймер не может использовать порох или современные технологии, если сеттинг партии описан как «Средневековье» или «Каменный век».
Словарь Мерриама-Вебстера дает определение сеттинга как списка правил и отличительных характеристик мира, в котором развиваются события художественного, кинематографического или игрового произведения.
Особенности сеттинга
Сеттинг игры определяет буквально каждую мелочь. Географию, историю, описание возможностей и ограничений, накладываемых на игрока. Он обязан быть продуманным и детализированным, в противном случае партия рискует завершиться провалом обеих сторон. Это свойственно не только для настольных игр, но также и для компьютерных аналогов. По отношению к ним вопрос о том, что такое сеттинг, также актуален. Он призван разрешить другую дилемму – где и когда развиваются события? То есть сеттинг – это определение основного театра действий, расположение декораций повествования, описание климата, технологий, взаимоотношений в игровом социуме.
В зависимости от него формируется вся игровая вселенная. Классический пример – World of Warcraft и Warhammer 40000. В первом случае игрок имеет дело с традиционным фэнтези-сеттингом, разбавленным за счет примитивных технологий, работающих как на паре (исторический пример), так и на мане (выдуманном ресурсе, авторский пример). Во втором случае наоборот – игрок вступает в противостояние в обстановке отдаленного будущего, где человечество уже успело забыть гораздо больше технологий, чем те, на которые ученые в объективной реальности смеют рассчитывать. Оба проекта посвящены противостоянию фракций, но их отличает именно сеттинг.
Какими могут быть окружение и предыстория?
На вопрос о том, что такое сеттинг, можно ответить по-разному. В первую очередь, он может быть выдуманным и реальным. К примеру, Средневековье - это реально существующий в истории период, тогда как Азерот (WoW) выдуман сценаристами компании Blizzard.
Кроме того, сеттинг может быть детализированным и общим. Период СССР – пример общего направления в развитии обстановки, тогда как «СССР 1945 года» уже дает уточнение. В зависимости от выбранного периода или окружения, могут варьироваться основные законы игрового процесса и тенденции развития повествования.
Почему этот термин нужен?
Понятие "сеттинг" используется для того, чтобы детализировать такое определение, как «жанр». К примеру, игра может относится к жанру RPG (role playing game), но внутри сегмента происходит уже повторное деление, в зависимости от сеттинга:
- реального или выдуманного;
- в прошлом или будущем;
- с привязкой к литературному бэку или нет;
- примитивным или продвинутым технологическим уровнем;
- с магией либо без нее.
Вариантов эволюции сеттинга огромное множество. Некоторые игровые вселенные существуют уже несколько десятилетий, и их окружение эволюционировало по проложенному сценаристами пути развития.
Кроме того, не стоит забывать и о том, что сеттинг – это также перечень правил, накладывающих ограничения на игрока. Например, в настольных фэнтези-играх предыстория диктует правила использования магии или определенных персонажей. Окружение необходимо изучить именно для того, чтобы вести партию, легко ориентироваться в происходящем и при необходимости апеллировать к оппоненту, опираясь на знание истории игровой вселенной.