Лютня - струнный щипковый музыкальный инструмент. Многие считают ее предком гитары, это отчасти не так, ведь лютня сама является полноценным музыкальным инструментом и не теряет своей актуальности уже больше 2 тысяч лет.
На первых инструментах использовались кишковые струны. Их натягивали попарно. Назывались они "хорами". Таких парных струн было четыре, позже появился пятый хор. Играли на лютне с помощью медиатора, только спустя некоторое время была освоена пальцевая техника.
Раньше, как и сейчас, ее изготавливали из тонких деревянный пластин, которые в склеенном виде создавали полусферу, а иногда из цельного куска дерева. Но самым трудоемким процессом можно считать изготовление струн. Их делали из жил молодых быков. Обязательным критерием была их одинаковая плотность и толщина по всей длине.
Кто делал лютни?
Лучшими лютье были Л.Малер и Г. Фрей. Лютье - это мастера-изготовители лютни. Позже этим словом стали называть всех специалистов, которые трудились над созданием любого струнного музыкального инструмента.
В годы своего расцвета лютня была доступна только для знати и королей. Научиться играть на ней было не так уж и сложно, а вот на настройку тратилось много времени. Даже современные струнные инструменты тоже теряют правильность звучания после изменения влажности, температуры и сквозняков. А натуальные жыльные струны были еще более нежными, поэтому большую часть времени приходилось играть на расстроенном инструменте.
Разновидности лютен
Наверное ни один инструмент не имеет такого количества себе подобных. Лютню пытались совершенствовать на протяжении всего периода ее существования. Кто-то из мастеров добавлял басы, кто-то лады, кто-то изменял строй. Одни делали плоским корпус, другие увеличивали в размере. Лютня претерпела множество метаморфоз, и каждый этап ее развития зафиксирован в различных видах этого инструмента, которые через века дошли до наших дней.
- Индийская лютня - это ситар. Он имеет 7 основных струн и несколько дополнительных, которые резонируют и создают непередаваемое звучание. Играют на ситаре не пальцами, а мизрабом (специальный медиатор). Индийская лютня еще отличительна тем, что у нее есть две резонирующие полости: большая у основания и маленькая на конце грифа.
- Кобза - это лютня украинского народа. Она имеет 4 парных струны и 8 ладов. Ее воспевал в своих произведениях украинский поэт и художник Тарас Шевченко.
- Испанская лютня - это виуэла. Сначала на ней играли смычком. В XV-XVI веках она была популярна среди знати и даже имела свой репертуар. До нашего времени сохранились имена знаменитых виуэлистов, которые творили музыку на этом инструменте, среди них: Луис де Милан, Энрике де Вальдеррабано и другие.
- Мандолина - это одна из разновидностей лютни, который отличается меньшим количеством струн и более коротким грифом. Звук этого инструмента быстро гаснет, поэтому, чтобы продлить звучание, нужно использовать технику тремоло. Мандолина сама имеет много разновидностей: мандора, октавная мандолина, мандочелло, мандо-бас, ирландский бузуки, банджо и другие.
Домра - народный инструмент россиян, украинцев и белорусов. Ее корпус имеет полусферическую форму. Для игры используют медиатор. Домра - это родственный инструмент балалайкам и мандолинам, а мандолина - это лютня.
Интересные факты о лютне
В 70-х годах прошлого века Владимир Вавилов выпустил сборник лютневых произведений, якобы датированных XVI-XVII веками. Он приписал авторство многим музыкантам того периода, только после смерти оказалось, что Владимир сам сочинил все мелодии. Одна из них стала саундтреком к фильму "Асса", но автора в титрах указано не было. Какое-то время считали, что ее сочинителем был рок-музыкант Борис Гребенщиков. В сборнике лютневой музыки авторство этой композиции Вавилов приписал Франческо Канова де Милано. Песня "Город золотой" стала невероятно популярной после выхода фильма. Автор текста - Анри Волохонский. Изначально песня называлась "Над небом голубым".
Лютня в наши дни
Как уже говорилось, этот инструмент не утратил своей популярности до сегодня, однако претерпел апгрейд. Если раньше использовали жильные струны, то сейчас нейлоновые, а для басов - нейлоновые с медной обмоткой. Однако те, кому довелось услышать звучание старинных струн, говорят, что оно очень отличается.
В наши дни создаются коллективы, которые изучают аутентичное звучание инструментов и вокальных произведений. Это совершенно иная музыкальная культура, которая для нашего избалованного слуха звучит как монофония. Но есть в ней что-то непередаваемое. Эта тенденция распространена и на Западе, и в России. Для аутентичных концертов используют старинные инструменты: лютню, гитару и виолу.