В свое время Эдмонда Кеосаяна считали неспособным режиссером и даже неудачником. К счастью, ему удалось доказать, что снимать фильмы он может просто блестяще. Кеосаян обладал в действительности незаурядным талантом. Он умел с завидной быстротой менять тематику своих фильмов, мог с легкостью перейти от ленты с погонями к трогательной комедии. Однако во всех его работах была одна общая черта. Это доброта. Все фильмы Эдмонда Кеосаяна были пронизаны данным чувством.
Упорный студент
Эдмонд Гарегинович Кеосаян появился на свет в середине осени 1936 года. В свое время, в 1915-м, его предки покинули родину и жили в Сибири. Во время сталинских чисток отца будущего режиссера, бывшего царского офицера, арестовали, а позднее расстреляли. Поэтому маленький Эдмонд рос и воспитывался в одной из деревень Алтайского края. Именно туда его семейство было выслано после гибели отца.
В послевоенный период члены семьи перебрались в столицу Армении, в Ереван. Там юный Эдмонд окончил школу рабочей молодежи, и после этого отправился в Москву. На тот момент ему было всего лишь шестнадцать.
В столице будущий режиссер был намерен влиться в студенческую братию ВГИКа. Он хотел поступить на актерское отделение института. Однако экзаменационная комиссия решила не брать его в вуз. Причина была одна – армянский акцент Кеосаяна. При этом по-армянски он почти не разговаривал.
Несмотря на такую неудачу, Эдмонд не стал унывать. Чтобы не уезжать из города, он поступил в один из столичных экономических институтов. Спустя некоторое время он все-таки стал студентом и театрального вуза, но на этот раз - в Ереване. Одновременно он трудился в республиканском эстрадном оркестре. Кеосаян работал там конферансье.
Спустя несколько лет упорный молодой человек снова начал штурмовать приемную комиссию ВГИКа. И теперь все это ему удалось. Он стал студентом. Он учился тогда на режиссерском курсе Е. Дзигана. В 1964-м Кеосаян все-таки получил заветные корочки и стал дипломированным режиссером.
Дебют режиссера
Будучи еще студентом, Эдмонду удалось снять фильм, который назывался «Лестница». Картина была его курсовой работой. И несмотря на это лента попала на знаменитый кинофестиваль в Монте-Карло. Дебютанту вручили первый гран-при. Через год молодой начинающий режиссер закончил работу над своей второй картиной - «Три часа дороги». В Каннах этот фильм также был отмечен престижным призом. Благодаря этим международным премиям Кеосаяну предложили поработать в киностудии «Юность». Она функционировала при «Мосфильме». Разумеется, режиссер ответил согласием.
А через несколько лет, в канун полувекового юбилея Октябрьской революции, он получил предложение снять приключенческую картину по мотивам книги П. Бляхина «Красные дьяволята». Но эта история началась задолго до съемок.
Предыстория
В 30-х гг. советский кинематограф начал создавать приключенческие киноленты. Однако этим планам помешала Великая Отечественная война. Советскому Союзу тогда были нужны патриотические фильмы. После войны, в 1962-м, в отечественный прокат вышла знаменитая картина - вестерн «Великолепная семерка». Фильм ждал колоссальный успех. После этого глава государства Никита Хрущев также напомнил всем о том, что и в СССР уже пора начинать снимать хорошее, качественное приключенческое кино.
Для реализации замысла генерального секретаря Центральный комитет ВЛКСМ выбрал как раз произведение «Красные дьяволята». Напомним, эта повесть уже была экранизирована. Фильм появился еще в 1923-м. Режиссером был И. Перестиани. Аппаратчики решили, что сюжет более чем подходит для приключенческой картины и начали искать режиссера.
Сперва предложение экранизировать книгу получил Александр Митта. Однако по некоторым причинам он был вынужден отказаться. И именно тогда был приглашен Эдмонд Кеосаян. К этому времени режиссер уже снял картину «Где ты теперь, Максим?» и завершал фильм «Стряпуха», в котором были задействованы В. Высоцкий и С. Светличная.
Начало работы
Рабочее название нового фильма звучало как «Знак четырех». Во время съемок Кеосаян вносил колоссальное количество изменений в литературный материал. Так, в книге были три главных героя. К ним режиссер добавил гимназиста Валеру, который часто поправляет очки на переносице. А китаец у Бляхина, негр в фильме Перестиани, превратился вообще в цыгана Яшу.
Большой проблемой в картине было то, что главные роли должны были исполнять подростки. Актер Виктор Косых, сыгравший Даньку, был найден очень быстро. До проекта Кеосаяна он уже снялся в нескольких фильмах, среди которых - легендарная картина «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». С иными кандидатами на роли ленты дело, как выяснилось, обстояло гораздо сложнее.
Так, известный актер В. Носик пробовался на роль Валерки. Но режиссеру он показался чересчур взрослым. После этого Косых предложил Кеосаяну снять своего приятеля. Его звали Миша Метелкин. В результате тот прошел пробы. Кстати, именно эти два друга помогли режиссеру придумать новое название фильма. Теперь он назывался «Неуловимые мстители».
Поиски цыганенка длились очень долго. Кеосаяну пришлось посмотреть порядка 8000 детей по всему Советскому Союзу. И только после этого он увидел Васю Васильева. Он жил во Владимирской области, в настоящем цыганском таборе. У него было 13 братьев и сестер. Он нормально учился, танцевал, пел и занимался верховой ездой.
Ксанку также долго искали. Эдмонду Кеосаяну требовалась актриса, которая имела бы хорошую спортивную подготовку. Кроме этого, она должна быть похожа на мальчика. Валя Курдюкова на тот момент занималась гимнастикой, имела спортивный разряд. Также она любила мальчишеские игры. Собственно, именно поэтому режиссер выбрал именно ее.
Съемочный процесс
В фильме "Неуловимые мстители" Эдмондом Кеосаяном было запланировано почти 40 трюков. Причем актеры должны были исполнить их сами. На протяжении нескольких месяцев они усиленно занимались плаванием, эквилибристикой, автовождением, самбо, игрой в бильярд и, конечно же, верховой ездой. Однако без травм все-таки не обошлось. Так, Косых еще бы чуть-чуть и разбился во время эпизода спасения детей. Он останавливал повозку с несущимися лошадьми. В другой сцене машина с героями мчалась сквозь стеклянные аптечные витрины с очень большей скоростью. В итоге Васильев и Метелкин получили шрамы и порезы. А Курдюкова не хотела отставать от партнеров. Она много ныряла и в результате оказалась на больничной койке. У нее заболели уши.
Фурор
Как бы то ни было, фильм «Неуловимые мстители» вышел в отечественный прокат. Картина сумела произвести настоящий фурор. Почти пятьдесят миллионов кинозрителей посмотрели эту работу. Причем многие специально ходили в кинотеатр по нескольку раз.
После такого триумфа Эдмонд Гарегинович Кеосаян был намерен снять новый фильм. Он назывался «Антарктида - далекая страна». Сценаристами были А. Тарковский и А. Михалков-Кончаловский. Однако этим планам не было суждено сбыться. Дело в том, что «неуловимые» получили колоссальную прибыль. Именно поэтому Госкино в очередной раз обратилось к Кеосаяну. Он получил заказ на продолжение картины. И эта работа - «Новые приключения неуловимых» - снова имела огромный успех. Правда, после премьеры в СМИ появились довольно критические заметки. Режиссер всегда следил за этими новыми статьями и очень переживал. В результате он отправился на родину, в Армению.
Новые проекты
Приехав на родину, режиссер Эдмонд Кеосаян сразу же получил новое интересное предложение – снять армянский фильм. И режиссеру удалось экранизировать добрую, трогательную и ироничную картину. Она называлась «Мужчины». По большому счету, в его творчестве эта лента открыла совершенно новую страницу, которая раскрыла его талант кинозрителям с неожиданной стороны. Между прочим, в этом фильме свою роль получила и супруга Кеосаяна - Лаура. Кстати, как рассказывает биография Эдмонда Кеосаяна, личная жизнь режиссера сложилась просто замечательно. Они с любимой женой воспитали двоих сыновей - Давида и Тиграна, которые тоже смогли много чего достичь.
Через несколько лет, в 1978-м, вышла историческая кинодрама режиссера «Звезда надежды». Фильм рассказывал об освободительной войне армянского народа против турецких завоевателей. Последней работой Кеосаяна стала автобиографическая картина «Вознесение». Лента повествует о его детстве, которое он провел в ссылке в Сибири. А посвятил ее он женщине - бабе Нюре. Именно она в свое время приютила членов его семейства и помогла им выжить. Кеосаян считал ее второй мамой.
Последние годы
На протяжении последних лет жизни Кеосаян пытался воплотить еще два режиссерских замысла. Это фильм о народном армянском герое по имени Андраник и картина о его поколении. Он даже придумал называние - «Городские ребята». Эта лента должна была рассказывать о тех людях, с которыми он вырос, о его приятеле Днеприке, о трофейном автомобиле... Но режиссер не успел...
Кончина мастера
Эдмонд Кеосаян, фильмография которого довольно внушительная, слыл страстным курильщиком. Сначала он предпочитал сигареты и папиросы. Немногим позднее он начал курить трубку. С ней он уже вообще не расставался. Врачи поставили ему страшный диагноз – рак горла. К сожалению, они не смогли спасти его. Эдмонда Кеосаяна не стало в апреле 1994-го. Погребли его на Кунцевском погосте, что в Москве.