В средневековой литературе присутствуют разнообразные жанры, каждый из которых отличается своей формой, метрикой и назначением. Один из специфических жанров той эпохи – это канцона, о которой и пойдет речь в данной статье.
Что такое канцона в литературе?
Канцона или канцонетта – термин из среды трубадуров. Пожалуй, это самый универсальный и распространенный литературный жанр в их творчестве, позже разделившийся на множество дополнительных поджанров. Первоначально канцона – это песня, посвященная куртуазной любви. Она бытовала в среде рыцарско-феодальной лирике Прованса, оттуда перекочевав в Италию, где ей придали особенности, более подходящие для итальянского диалекта.
Значение слова
Что означает слово канцона? Оно происходит от существительного из провансальского диалекта - canso, что буквально переводится как «песня». Почти аналогично звучит это слово и на итальянском, и на каталонском языках, в которых жанр канцоны также широко использовался.
Провансальская канцона
Вероятно, изначально канцона – это хоровая песня, которая к XII веку перешла в литературное творчество трубадуров. Провансальская канцона состояла из пяти или семи строф и заканчивалась несколькими укороченными строфами - торнадами (от провансальского «поворот»). В них содержалось просьба, обращенная к посвященному в тайну человеку, передать послание-канцону и указание на лицо, которому, собственно, адресовалась канцона. Но имя последнего обычно не называлось для сохранения тайны, а использовалось прозвище.
Адресатом этой лирической песни могли быть прекрасная дама, либо покровитель трубадура, либо близкий друг, который посвящен в любовную тайну. Темами для канцон обычно служили следующие: воздаяние хвалы любви, рассказ о чувствах, которые расцветают на фоне весеннего обновления, холодность дамы или восхваление предмета любви, печаль от предстоящей разлуки с дамой.
Строение канцоны было достаточно ритмичным, поскольку, как и вся поэзия трубадуров, она была рассчитана на исполнение под инструментальную музыку. В остальном же, кроме темы и метрики, этот жанр очень разнороден. Рифмовка для каждой песни были сугубо индивидуальной. Кроме монолога, существует еще и канцона-диалог, построенная либо на разговоре между автором песни и Прекрасной дамой, либо же между двумя трубадурами. Также есть пасторальная разновидность канцоны, носящая название пастурель.
Итальянская канцона
Как уже было сказано, в Италии канцона – это трансформация канцоны провансальской, которую итальянцы переделали, сообразуясь с нормами своего языка. Среди известных авторов, работающих в этом жанре, можно вспомнить Данте, Гвиницелли, Петрарка, Кавальканти. Итальянские канцоны отличаются своим философским и отвлеченным характером.
Законы, по которым следовало выстраивать произведения данного жанра, впервые были сформулированы Данте, причем он рассматривал канцону именно как текстомузыкальный жанр. Этой теме посвящена вторая часть трактата «О народном красноречии». В ней поэт в основном рассуждает о специфике построения произведения – оно должно состоять из вводной и основной части, которые в свою очередь могут дробиться на более мелкие. Данте почти ничего не говорит о необходимых рифмах, числе строф и ритмике, поэтому в итальянской литературе можно встретить разнообразные варианты канцон, но наиболее распространены были песни с одиннадцатисложным размером. Строфы и в итальянском, и в провансальском варианте сменяют друг друга без использования рефренов и припева – эта черта свойственна для более древних песенных жанров.
В Италии появилось два ответвления жанра канцоны – это секстина, изобретателем которой считают трубадура Арнаута Даниэля, и сонет, появившийся на Сицилии в XIII веке и получивший развитие в творчестве Данте и особенно Петрарки.
Дальнейшая судьба канцоны
Жанр канцоны постепенно исчезает из употребления, когда начинают уходить традиции рыцарства, и тематика произведений становится неактуальной. Последнее свое возрождение канцона получает в творчестве петраркистов 16 века и после этого надолго замирает.
В 20 веке интерес к этому литературному жанру появляется вновь в связи с возникшим интересом к творчеству трубадуров. Тогда их поэзию перестали рассматривать сквозь призму романтизма, стараясь изучить дух куртуазной лирики. В этот период к стилизации канцон стали обращаться русские поэты Серебряного века, например, Валерий Брюсов и Вячеслав Иванов, но жанр не прижился из-за того, что слишком не соответствовал окружающей действительности.
Канцона в музыке
Кроме определения слова канцона в литературе, существует такой жанр и в музыке – он бытовал в Италии XVI века как полифоническая пьеса, предназначенная для ансамбля инструментов или соло. Изначально это были переложения французских многоголосых песен, затем стали появляться оригинальные итальянские произведения.