С тех пор как интернет стал общедоступным средством коммуникации, практически 100% соискателей стали искать работу через ресурсы мировой сети. Специализированные сайты предлагают множество различных инструментов для оптимизации процесса поиска вакансий и взаимодействия с потенциальным работодателем. Вы можете не только создать на сайте резюме по заданной форме, но и лично «пообщаться» с представителем компании-работодателя посредством сопроводительного письма. Здесь соискатели и допускают ошибки. Надо понимать, что сопроводительное письмо к резюме в компанию - это не личный чат с другом, при его составлении необходимо придерживаться ряда правил. В данной статье подробно разъяснены основные моменты, на которых необходимо заострить внимание при написании сообщения, а также представлен шаблон сопроводительного письма к резюме.
Зачем писать сопроводительное письмо
Этот вопрос возникает у большей части соискателей, и большинство из них не находит причин для написания письма и отправляют просто резюме. Действительно, в резюме основная информация и так указана, а ваши личные качества не должны волновать руководителя.
Все же специалисты по подбору персонала, согласно исследованиям, почти всегда видят в факте письма дополнительное преимущество кандидата.
Наличие сопроводительного письма свидетельствует о том, что:
- кандидат не боится вступать в коммуникацию и комфортно себя чувствует в деловой среде;
- персонализирует компанию и конкретно HR-отдел, т. е. он понимает важность налаживания личных контактов в бизнесе;
- у кандидата есть дополнительные сильные стороны, о которых он может рассказать.
Конечно, встречаются разные образцы сопроводительных писем к резюме, некоторые из них даже отталкивают работодателя. Ниже мы расскажем об основных правилах написания делового письма.
Длина сообщения
Письмо и отличается от резюме тем, что показывает реальную манеру общения конкретного кандидата на вакансию, демонстрирует его умение правильно передать информацию и вычленить главное.
А главным для сопроводительного письма являются ваши навыки (обычно 3-4 пункта) и факты из личного профессионального опыта, которые их демонстрируют. Эта информация вмещается в несколько предложений. Поэтому, начиная печатать послание работодателю, вспомните афоризм Чехова о том, что краткость – сестра таланта, и придерживайтесь его.
Образцы сопроводительных писем к резюме длиной в полстраницы, при этом полностью информативные, встречаются. Но чаще всего это касается топ-менеджеров и директоров, сложную деятельность которых бывает трудно описать в кратком резюме. Специалисту же среднего звена наполнить объемное письмо нечем, если он не собирается в нем «лить воду».
Что необходимо указать
Как правильно написать сопроводительное письмо к резюме? Прежде чем начать продумывать текс сопроводительного письма к резюме, давайте представим себя на месте работодателя. Сотрудник ему нужен для того, чтобы увеличить доход фирмы или справиться с конкретной целью компании. Поэтому в каждом отклике работодатель ищет ответы на вопросы о том, какие качества этого человека смогут принести дополнительную прибыль, за счет каких навыков он сможет справиться с поставленными задачами. А также каждая компания заинтересована в поиске лояльных сотрудников, т. е. тех, кто хочет работать именно здесь и не уйдет через год.
Поэтому образцы сопроводительных писем к резюме должны отражать:
- Вашу мотивацию. Объясните, почему вы хотите работать именно в этой сфере и именно в этой компании. Для этого необходимо хотя бы посетить сайт компании-работодателя.
- Ваши дополнительные навыки и преимущества, помимо тех, что указаны в резюме. Главное, чтобы они каким-то образом соотносились с конкретной должностью. К примеру, мерчендайзеру в магазине не нужно писать о навыках программирования, освоенных в 9 классе. Посмотрите, какие требования к аналогичной выбранной вами должности предъявляют остальные компании, и постарайтесь найти их в себе.
- Подтверждение навыков. Факты из вашей карьеры, ваши реальные достижения. Пример: «Взаимодействовала с руководителями компаний и ВИП-клиентами». Такая фраза будет подтверждать ваш навык коммуникации и общения с людьми разного уровня.
- Сведения о дополнительном образовании/стажировках. Сейчас стремление к самообразованию ценится очень высоко. В крупных городах проводят различные тренинги и семинары для специалистов разного профиля. Для студентов предоставляются возможности стажировок в крупных компаниях, реализуются различные федеральные образовательные и социальные проекты, в которых можно проявить свои лидерские качества.
Также важен в письме стиль изложения, текст сопроводительного письма к резюме должен быть написан с соблюдением правил русского языка и делового этикета. Если в письме нет приветствия, его могут сразу забраковать.
Чего писать не стоит
Теперь поговорим об ошибках.
Нередко образцы сопроводительных писем к резюме портят впечатление о резюме, т. к.:
- Изобилуют лишними фактами. К ним можно отнести факты из собственной биографии, которые никому не интересны: описание всего опыта работы, начиная со школьных лет, перечисление достижений и грамот, не относящихся к профессиональным качествам.
- Кандидат слишком хвалит себя без доказательств. Как правило, успешный специалист может вспомнить свои реальные достижения. Если на прошлом месте вы не совершили никаких громких достижений, лучше просто опустить этот момент.
- В письме не соблюден деловой стиль. Стоит понимать, что сопроводительное письмо - это формализованный документ, лишняя креативность здесь не уместна.
- Письмо слишком шаблонно. Скопированные письма вообще не имеют смысла. За ними не читается конкретная личность, они ничего не говорят о вас как о специалисте.
Особенности письма в зависимости от позиции
Кадровая политика разных компаний может отличаться друг от друга. Одни рекрутеры не обращают внимания на сопроводительные письма, а другие имеют к ним определенные требования. Очевидно, что сопроводительное письмо к резюме юриста и консультанта в магазин одежды будут сильно отличаться. Стоит отметить, что при подборе массового персонала (сотрудники магазинов, колл-центров и ресторанов) рекрутеры могут не обращать внимания на письмо. В то же время для соискателя на лидирующую позицию письмо является обязательным. Для топ-менеджера написание сопроводительного письма с пояснениями о предыдущем опыте, планами на будущую карьеру обязательно.
Если нет опыта работы
Каждый специалист с чего-то начинает. Как правило, работодатели, готовые принять студентов без опыта, открыто об этом пишут. Молодому специалисту нужно искать именно такие предложения.
Сопроводительное письмо к резюме без опыта работы даже более необходимо, чем в случае с опытным работником. Ведь письмо для начинающего карьеру – единственный способ рассказать о своих преимуществах перед конкурентами.
Правила написания сопроводительного письма к резюме без опыта:
- Напишите о вашем желании и умении учиться новому.
- Выразите свое стремление работать и учиться именно в этой фирме.
- Расскажите о своем участии в различных образовательных проектах, возможно, тренингах, об участии в общественных организациях, студенческих сообществах и пр. На подобных площадках можно научиться современным методам работы и получить хотя бы начальные навыки делового взаимодействия.
- Не пишите о желании много зарабатывать и больших карьерных ожиданиях. Вы можете быть очень способным от природы и даже предчувствовать свой успех, но пока этому нет доказательств, ваши заявления о собственных талантах не вызовут доверия.
- Главное в поиске работы для выпускников – реально оценивать себя как кандидата и не претендовать на высокооплачиваемые должности.
С чего брать пример
Сопроводительное письмо должно отражать вашу индивидуальность – это практически единственное его предназначение. Поэтому копировать или списывать письмо бессмысленно. Единого стандарта сопроводительного письма не существует, хотя бы потому, что читать его будет живой человек, с субъективным взглядом. Характеристика, которая зацепит одного менеджера, совершенно не понравится другому. Поэтому универсальное письмо придумать невозможно, лучше писать в каждую компанию отдельное сочинение, подстроенное под их запрос.
Образцы сопроводительных писем к резюме стоит почитать (примеры есть ниже), но попытайтесь создать уникальный вариант, который выделит вас среди остальных претендентов.
Уместен ли креатив
Большинство компаний ищут в своих сотрудниках исполнительность, высокий уровень компетенции, умение вести деловую переписку и т. д. Эти навыки можно продемонстрировать в письме.
Но есть ряд профессий, где креатив, чувство юмора и неординарный подход не только уместны, но и обязательны. Стиль общения с работодателем напрямую зависит от политики самой компании и особенностей позиции, на которую вы претендуете.
Смена сферы деятельности
Естественно, большинство работодателей стремятся найти человека с опытом, которого не придется долго обучать. Но многие из нас получают образование по указке родителей, а не по своему желанию, что оборачивается в дальнейшем стремлением поменять специальность, указанную в дипломе.
Желание сменить сферу деятельности сразу насторожит менеджера по подбору, и на собеседовании вам придется убедительно это желание аргументировать. Еще лучше сделать это сразу – в сопроводительном письме.
Прямо заявите, в какой сфере вы теперь желаете себя реализовать и почему, что вас привлекает. Какие из необходимых навыков и знаний у вас уже есть. Стоит обратить внимание, что прежде чем пытаться устроиться в успешную компанию нового для вас профиля, неплохо бы в течение нескольких месяцев осваивать (хотя бы в теории) новые компетенции. Это тоже необходимо указать.
Пример
Приведем пример сопроводительного письма, которое будет способствовать дальнейшему трудоустройству.
Плюсы:
- письмо написано вежливо и лаконично, к стилю придраться невозможно;
- соискатель похвалил компанию-работодателя, выразил свою лояльность;
- в качестве преимущества названо соответствующее специальности образование;
- выражена надежда на будущее сотрудничество;
- краткость.
Минусы:
- слова об опыте работы, соискатель не упомянул, каких успехов на прошлом месте ему удалось добиться.