Валентина Терешкова: полет в космос, биография, фото

Ее звали Чайкой. Это был ее позывной в космосе. А на Земле на крыше ее дома красуется флюгер в виде этой птицы. Ее особняк находится рядом со Звездным городком. В свое время она смогла в одиночку совершить космический полет. Она Валентина Терешкова. Подробности полета в космос этой хрупкой женщины читайте в статье.

Тяжелое военное детство

Биография Валентины Терешковой началась весной 1937-го в одной из деревень Ярославской губернии. Ее родители были выходцами из Беларуси. Мама космонавтки трудилась на текстильном предприятии, а отец был трактористом. К сожалению, ее папа погиб во время советско-финского конфликта. Соответственно, все хозяйство и воспитание троих детей легло на плечи матери. Тем более вскоре началась Великая Отечественная.

Несомненно, детство маленькой Вали оказалось очень тяжелым. В стране царствовали разруха и отчаяние.

Когда эта страшная война закончилась, будущая космонавтка пошла в первый класс. Она весьма неплохо училась. Кроме того, она имела хороший музыкальный слух. Именно поэтому она начала учиться играть на домре.

Однако когда она заканчивала седьмой класс, ей пришлось перейти в вечернюю школу. Она был вынуждена помогать матери и зарабатывать деньги. Таким образом, юная Валентина перебралась в Ярославль и устроилась там на шинный завод.

Когда она окончила среднюю школу, поступила в техникум легкой промышленности. Разумеется, в этих стенах постигала науку заочно, как и большинство молодых людей в те времена.

валентина терешкова полет в космос

Аэроклуб в Ярославле

Став учащейся, на выходных Валентина начала посещать городской аэроклуб. В этом заведении практиковались прыжки с парашютом. И эти занятия ей очень понравились.

В целом будущая космонавтка выполнила более 160 прыжков. По большому счету это был солидный показатель, в особенности для представительниц слабого пола. Валентине даже присвоили спортивный разряд.

По сути, она уже не представляла себя без парашютного спорта. И благодаря этому увлечению начался тернистый путь в команду покорителей космоса.

В отряде космонавтов

Окончив техникум, а это произошло в 1960-м, Валентина устроилась на завод под названием «Красный Перекоп». Кроме непосредственного рабочего процесса она возглавила там комсомольскую организацию.

Одним словом, её жизнь и карьера, казалось, развивались по стандартному сценарию для советского человека. Однако в эту историю вмешался случай. Дело в том, что в 1962-м академик Сергей Королёв был намерен отправить в космос женщину. Разумеется, эту идею одобрили и члены Центрального Комитета первого советского государства, включая генсека Никиту Хрущева.

Для реализации смелого замысла руководители проекта начали искать подходящую кандидатуру. Заметим сразу, желающих отправиться в космос было очень много. Работникам космической индустрии пришлось заниматься поиском претенденток из сотен возможных.

При этом ко всем участницам отбора предъявили строгие требования. Представительницы слабого пола должны весить не более 70 кг, рост – 170 см. Кроме того, эти девушки должны иметь в своем активе достойное количество прыжков с парашютом.

Было и немаловажное другое обстоятельство. При выборе руководители учитывали ряд аспектов идеологической и политической грамотности. Также они рассматривали у кандидаток способность к публичной деятельности. Как разрядница по парашютному спорту и руководитель фабричной комсомольской организации Терешкова, в принципе, была идеальной претенденткой. Она подходила по всем критериям. Одним словом, она считалась идеологически надежным человеком.

В результате для пилотируемого женщиной полета в космос выбрали пять девушек. Разумеется, Терешкова была в их числе. Все они были официально призваны на армейскую службу. Они стали рядовыми и начали усердно тренироваться. А условия на занятиях были довольно жесткими. Скажем, они должны были провести целых десять дней в сурдокамере.

Говорят, руководители проекта в результате выбрали Татьяну Морозычеву. Кстати, Валентина занималась с ней в ярославском клубе. И та больше совершила прыжков с парашютом, нежели Терешкова.

Как бы то ни было, члены последней медкомиссии узнали, что Татьяна беременна. Таким образом окончательно стало ясно, что в космос отправится все-таки Валентина.

валентина терешкова полет в космос дата

Полет

Когда она поняла, что вскоре окажется в космосе, попыталась скрыть от родных свои замыслы. Она говорила тогда, что собирается уехать на очередные соревнования по парашютному спорту.

Так в какому полетела Валентина Терешкова году? Событие состоялось в середине лета 1963-го. Ее позывной был Чайка. Старт «Востока-6» прошел без проблем. Первый полет в космос Валентины Терешковой продлился два дня с лишним. За это время аппарат совершил 48 витков вокруг Земли.

Космический вояж женщина перенесла довольно плохо. Длительность полета в космосе Валентины Терешковой - 70 часов. Но они оказались для нее буквально адом.

Как выяснилось, в автоматической программе «Востока-6» была неточность. Дело в том, что корабль сориентировался несколько иначе, чем должно было быть. И Терешкова вовсе не приближалась к планете, а удалялась от нее. Ее тошнило, кружилась голова. При этом скафандр не разрешали снимать. На второй день полета начала болеть голень.

Валентина Терешкова в космосе была вынуждена резко ограничить свои движения. Она сидела практически неподвижно. Однако она все-таки сумела заложить новые данные в компьютер. Кстати, об этом ЧП она никому не рассказывала, кроме руководителей полета. Собственно, сам Королёв тогда просил её хранить молчание.

Проблемы, которые возникли у космонавтки, имели объяснение в плане физиологии. Говорят, когда перед полетом медицинская комиссия обследовала ее, результаты оказались очень плохими. Однако по указанию Хрущева ей разрешили все-таки отправиться в полет.

Как бы то ни было, несмотря на ее физическое состояние в ходе полета в космос, Терешкова Валентина Владимировна смогла выдержать все испытания. Ей удавалось не только регулярно вести журнал на борту, но и фотографировать. Впоследствии эти снимки пригодились в дальнейших космических путешествиях. Одним словом, она держалась и высылала на Землю исключительно позитивные доклады.

валентина терешкова полет в космос год

Приземление

Космический аппарат приземлился на территории Алтая. Правда, когда после полета в космос Валентина Терешкова (год - 1963) катапультировалась, очень сильно ударилась о свой шлем. Она получила большой синяк на виске и щеке. В результате, когда ее нашли, она находилась практически в бессознательном состоянии.

В срочном порядке ее привезли в столицу и госпитализировали. И немногим позднее врачи сообщили, что жизнь и здоровье первой женщины-космонавта вне опасности.

Когда она окончательно пришла в себя, сотрудники кинохроники успели сделать постановочную съемку. Будто бы после полета в космос Валентина Терешкова (дата события - 16 июня 1963 года) находилась в аппарате. К нему бежали статисты. Затем открыли крышку и увидели веселую и улыбающуюся Терешкову. Эти кадры потом облетели всю планету.

Впоследствии в качестве награды Терешковой дали трехкомнатную квартиру на родине, в Ярославле. Здесь она прожила почти три года, после чего окончательно обосновалась в столице.

Женщина-символ

Чайка в действительности вернулась из космоса женщиной-символом. Представительницы слабого пола начали ей подражать. Они делали стрижки под Терешкову. В магазинах появились наручные часы с названием «Чайка».

Партийные деятели ее постоянно приглашали на кремлевские рауты. А ряд общественных организаций включал ее в состав заседаний.

Правительство вручило ей, кроме звезды Героя, престижные награды. Она стала единственной в Советской армии женщиной-генералом. Кроме того, она стала героем таких республик, как Монголия и Болгария.

Также она получила титул «Величайшей женщины двадцатого столетия». В ее честь назвали малую планету, улицы в городах, евпаторийскую набережную, площадь в Твери, городские школы, музей и планетарий. Кроме того, один из лунных кратеров назвали ее именем.

валентина терешкова в космосе

Общественный деятель

После полета в космос Валентина Терешкова (дата события вам уже известна) начала работать инструктором и испытателем космических аппаратов.

Через два года она начала учиться в военно-воздушной академии и через пять лет получила красный диплом.

На протяжении обучения она написала почти пятьдесят рабочих трудов по данной специализации. Но с 1966-го активно занялась общественной деятельностью. Она стала депутатом Верховного Совета Советского Союза. Также она была вторым человеком в Международной федерации женщин. Именно тогда ее начали называть Железной леди.

Честно говоря, Терешкова очень тяготилась этой партийной нагрузкой. Она рассказывала, что за свою общественную работу она не получала никаких денег. И всегда грезила о новом полете. Она даже пыталась пробиться в новый отряд космонавтов. Однако после смерти Гагарина советское правительство решило беречь «первых».

Валентина продолжала интересоваться космосом. Она мечтала отправиться в полет к Марсу. При этом она понимала, что этот рейс будет в один конец…

В 90-х она была главой Ассоциации международного сотрудничества и Совета по координации деятельности российских центров науки.

А в конце этого десятилетия она начала трудиться в Центре подготовки космонавтов. Она там получила пост старшего научного сотрудника.

валентина терешкова биография

Нынешнее время

С 2008-го Терешкова сотрудничала с партией «Единая Россия». Была депутатом Госдумы. Она всегда помогала своей ярославской школе и некоторым другим детским учреждениям. Благодаря ей в Ярославле открылся университет, планетарий и речной вокзал.

Весной 2008-го она оказалась факелоносцем отечественного этапа эстафеты огня Олимпийских игр в Пекине.

Через три года она снова стала народным избранником.

В 2014-м она несла российский флаг на Олимпиаде в Сочи.

А в 2015-м она возглавила некоммерческий благотворительный фонд, который назывался «Память поколений».

В 2016-м она в очередной раз выиграла предвыборную гонку, став депутатом Государственной думы.

Орбитальный брак

Спустя пять месяцев после эпохального полета в космос, Валентина Терешкова (год - 1963) вышла замуж. Ее избранником был космонавт Андриан Николаев. Этот поступок для многих оказался чересчур неожиданным. Как минимум жители Ярославля знали, что у нее якобы был жених. Правда, журналисты не смогли найти его.

Как бы то ни было, 35-летний космонавт Николаев в действительности ухаживал за молодой Валентиной. Ей тогда было двадцать шесть. Многие считали, что эти отношения не продлятся долго. Слишком они были разные – сильные и волевые. Говорят, глава советского государства Никита Хрущев сам сосватал их. Такой звездной, космической, орбитальной пары еще тогда не было. Но этот брак все-таки просуществовал целых девятнадцать лет.

У четы появился и первенец – дочь Лена. В свое время она отлично окончила и школу, и медицинский институт. Она трудится хирургом-ортопедом. У нее два сына – Алексей и Андрей.

В конце 70-х космическая чета начала появляться вместе реже. О том, чтобы развестись, не могло быть и речи. Ибо за «аморалку» Николаева с легкостью могли уволить из отряда космонавтов. Тем более на самом деле тогда двух претендентов в космонавты отчислили из-за разводов. Да и Терешковой, главе Комитета советских женщин, как-то неудобно быть в состоянии развода.

Говорят, ситуацию спас Брежнев. Он самолично дал согласие на этот развод. К этому времени Терешкова снова была влюблена.

в какому полетела валентина терешкова

Второй брак

С новым избранником Валентина Терешкова, фото которой вы имеете возможность увидеть в статье, встретилась еще в 1978-м. К этому моменту она снова была в отряде космонавтов и надеялась, что отправится в новое свое космическое путешествие. А Юлий Шапошников в те времена служил в медицинской академии. Он проверял здоровье космонавтов. Сотрудники называли его «тружеником» и «скромнягой». А сама Валентина всегда тоже отзывалась тепло о нем.

Тогда было видно, что они влюблены. Говорят, из-за нового романа Шапошников бросил свою семью.

Они прожили вместе два десятилетия без малого. За это время супруг Терешковой смог возглавить институт травматологии и ортопедии. Также он стал генерал-майором. Но в 1999-м он умер из-за рака.

полет валентины терешковой в космос подробности

Новейшая история

На данный момент близких людей у Терешковой практически не осталось. Было время, она очень любила своего родного младшего брата. Его звали Владимир. Он трудился кинооператором, что в Звездном городке. Несколько лет назад его не стало.

Мамы Валентины также уже давно нет. До последнего искала она и отца. Как говорилось раньше, он погиб, когда шла советско-финская война. Было известно, что он пал смертью храбрых на территории Карельского перешейка. Но его могилы, конечно, тогда не было. И лишь в конце 80-х глава оборонного ведомства Д. Язов помог ей найти его захоронение. Он смог выделить средства для облета данной местности. В результате в лесу было найдено братское захоронение. Терешкова даже смогла там поставить памятник. С этих пор она регулярно посещает это место.

Несмотря на возраст, она до сих пор может похвастаться своим крепким здоровьем. Хотя в 2004-м ей сделали операцию на сердце. В противном случае она перенесла бы инфаркт.

До последнего Чайка продолжает многое делать для родной области. А в 1996-м заболела руководитель школы, в которой она училась. В этот момент педагогу была необходима срочная операция. Благодаря Валентине ее прооперировали в столице. Причем бесплатно.

У женщины-символа большие связи. Правда, об этой стороне ее жизни довольно мало известно. В 80-х она «закрылась» от представителей СМИ из-за глупейших статей о ней. Ее молчание прервалось всего лишь несколько лет назад.