Гульбеддин Хекматияр – афганский политический деятель и полевой командир, начавший свою деятельность еще в семидесятых годах двадцатого века. Созданная им Исламская партия Афганистана была одним из главных движений, вокруг которых концентрировались моджахеды, воевавшие против СССР. Субъекта отличают крайняя жестокость и нетерпимость, за свои «подвиги» во время гражданских столкновений в Афганистане в девяностых годах он получил «говорящее» прозвище: Гульбеддин - Кровавый мясник. Хекматияр с годами стал больше склонен к компромиссам. Большой резонанс вызвало мирное соглашение с властями Афганистана, подписанное недавно.
Бунтарь
Гульбеддин Хекматияр, биография которого будет рассказана ниже, родился в 1947 году в кишлаке Вартапур провинции Кундуз, что на севере страны. В первое время он был довольно прилежным юношей, успешно учился в лицее «Имамсахиб», после окончания которого поступил на инженерный факультет Кабульского университета. Страсти к знаниям стало уже не хватать, и Гульбеддин почувствовал в себе жар трибуна, увлекшись политической деятельностью.
Учебу он оставил и полностью посвятил себя борьбе за справедливость. Еще в университете он стал лидером организации «Мусльманская молодежь», участвовал в открытых выступлениях против королевской власти и аристократии. Закономерным итогом деятельности Гульбеддина Хекматияра стало его заключение в тюрьму.
После антимонархического переворота Мохаммеда Дауда молодой политик сбежал в Пакистан, попутно спасаясь от преследований за подозрение в убийстве Сохандала – участника движения «Шоъла-ие джавид».
Создание ИПА
Гульбеддин Хекматияр происходил из пуштунов и придерживался крайне националистических позиций. Свидетели вспоминают его высказывание о том, что в первую очередь он пуштун, а затем уже мусульманин. По непроверенным данным, в юности он придерживался коммунистических взглядов, однако его мировоззрение крайне радикализировалось после прихода к власти Мохаммеда Дауда. Последний проводил самые настоящие репрессии против мусульманского духовенства Афганистана, против чего резко выступал Хекматияр.
Оставаться в стране было нельзя, и пуштун решил продолжить борьбу против Дауда в Пакистане. Здесь ему посильную поддержку оказывали пакистанские спецслужбы, которые стремились усилить свое влияние в соседней стране.
На базе экстремистской группировки «Братья мусульмане», а также своеобразного комсомольского движения «Мусульманская молодежь», диссидент создал собственную политическую партию – Хезб е-Исломи, более известную как Исламская партия Афганистана.В 1975 году Гульбеддин Хекматияр был одним из лидеров вооруженного выступления против Дауда в Пандшере, однако мятеж захлебнулся, и революционер отступил в Пакистан. Разочарованный поражением, он временно оставил борьбу, однако в 1979 году вновь был избран эмиром «Хезб е-Исломи».
Моджахед
С появлением на афганской авансцене ОКСВ, или попросту Ограниченного контингента советских войск, у Гульбеддина Хекматияра появилась новая, ясная цель в жизни. Его ИПА стала ядром одной из самых крупных группировок моджахедов, воюющих против советских войск. По словам самого "героя", численность его партии насчитывала около 100 000 человек. Эти данные вызывают сомнения, однако численность вооруженных отрядов Хекматияра во время боевых действий была высокой и приближалась к сорока тысячам.
Объективно говоря, лидера «Хезб е-Исломи» отличали выдающиеся личные качества: независимость, личная храбрость, жесткий стиль руководства партией. Это способствовало росту авторитета политика и военного руководителя среди рядовых душманов, однако личные амбиции их лидера зачастую становились препятствием для объединения сил антисоветской коалиции. Из-за трений Хекматияра с лидерами других группировок сорвались планы по созданию Исламского союза освобождения Афганистана, Союза моджахедов и других гуманитарных человеколюбивых организаций.
Раскол ИПА
Как это часто бывает, стремление лидера к неограниченной власти привело к расколу внутри партии. Недовольный амбициями Хекматияра, один из авторитетных лиц в ИПА, Бурхануддин Раббани, уводит своих сторонников и создает собственное движение - «Джамият е-Исломи».
Этот раскол не стал последним, в 1979 году Маулави Юнус Халес жестоко разругался с Гульбеддином и вышел из ИПА. Чтобы сильнее насолить бывшему соратнику, он организовал собственное движение с точно таким же названием – ИПА.
Не следует забывать о многочисленных межэтнических разборках, актуальность которых была неизменной для многонациональной страны.
Стратегия Хекматияра
Военные отряды Гульбеддина Хекматияра были многочисленными и действовали во многих районах Афганистана. Наибольшую активность орлы ИПА проявляли в Кабульской провинции, Бадахшане, Нуристане, Кундузе.
Сам Гульбеддин Хекматияр в качестве военного руководителя отличался прагматичным подходом к вопросам о методах ведения боя. Он предпочитал избегать открытых боевых столкновений с советскими и правительственными войсками, имеющими превосходство в тяжелой военной технике.
Авторитетный моджахед отлично наладил службу войсковой разведки, тем самым он прекрасно был осведомлен о положении дел внутри отрядов правительственных сил, а также групп заклятых друзей по моджахедской коалиции. Гульбеддин Хекматияр на высоком уровне организовал подрывную деятельность против противника, активно подкупая, переманивая отдельные отряды на свою сторону. Внезапные нападения на правительственные войска при активной поддержке своеобразной пятой колонны в тылу стали визитной карточкой успешного стратега.
Битва за власть
После ухода советских войск афганское правительство держалось недолго и вскоре пало под ударами моджахедов. Однако после военной победы над врагом главной проблемой для бывших союзников стало поделить власть между собой.
Старожилы Кабула с ужасом вспоминают начало девяностых годов, когда конкурирующие между собой полевые командиры устроили настоящую войну за контроль над городом, причем особо не волновались по поводу сохранности самого города и его жителей. Гульбеддин Хекматияр принимал активное участие в тех событиях, вырвав из рук конкурентов должность премьер-министра в правительстве Бурхануддина Раббани.
История прозвища
Счастье было недолгим, вскоре он потерял власть. Однако не таков был лидер ИПА, чтобы отступать перед трудностями. Недолго думая, он договорился о коалиции с многоликим Рашидом Дустумом, вместе с которым пошел на штурм Кабула, чтобы отбить его у Пандшерского льва Ахмад Шаха Масуда. Видимо, чтобы завоевать симпатии избирателей, политик не стеснялся использовать такие радикальные методы, как артиллерийский обстрел столицы Афганистана.
Более 4 тысяч мирных обывателей были убиты, а все неповрежденные здания в Кабуле окончательно разрушены. Неудивительно, что после этого многие афганцы называли его не иначе, как Гульбеддин Мясник Хекматияр.
Пакт о перемирии
В середине девяностых годов Пакистан сделал ставку в своей политической игре на Талибан, окончательно разочаровавшись в несговорчивом лидере ИПА. Тому пришлось бежать из страны, и он осел в Иране. После вторжения американских войск в Афганистан и свержения Талибана он стал громогласно поддерживать Аль-Каиду и своих бывших врагов талибов, что привело к его депортации из Ирана.
Тем не менее многие сторонники Гульбеддина Хекматияра, фото которого висело рядом с портретами Муллы Омара и Бен Ладена, не были столь непримиримыми и пошли на компромисс, согласившись участвовать в коалиционном правительстве Хамида Карзая.
Руководитель ИПА до последнего времени не признавал никакой возможности для переговоров с властями Афганистана, называя кабульских правителей марионетками в руках Америки. Однако старика видимо замучила ностальгия по родным краям, и в 2016 году мир узнал о том, что правительство Афганистана подписало мирное соглашение с Гульбеддином.
Ему и соратникам были обещаны полная амнистия, разморозка счетов, заблокированных ООН, снятие препятствий для передвижения по миру. Взамен Мясник Кабула пообещал признать конституцию республики и сложить оружие. При этом никто даже не знает, жив или нет Гульбеддин Хекматияр, который тщательно скрывает свое местоположение.