Практически в каждой стране существует антимонопольное законодательство. Правительства борются с недобросовестной конкуренцией, якобы стараясь защитить мелких предпринимателей. Безусловно, намеренье благородное, но ведь плюсы монополии тоже нельзя недооценивать. Почему же тогда борьба с монополистами является чуть ли не главной целью правительств? Может, дело вовсе не в защите мелкого и среднего бизнеса, а в том, что транснациональные корпорации представляют угрозу для существования государств?
Что такое монополия?
Монополия – это состояние рынка, при котором отсутствует конкуренция: существует один производитель, поставляющий уникальный продукт. Монополист устанавливает ту цену, которую захочет, ведь конкурировать ему не с кем.
По этой причине компании, имеющие бесспорное превосходство на рынке, зачастую предпочитают не слишком заботиться о качестве продукции, а преследуют цель получить как можно больше прибыли. Таким образом, к минусам монополии относятся:
- завышенная стоимость продукции;
- посредственное качество товара при высокой цене;
- недостаточное производство продукции с целью искусственного создания дефицита и повышения цены на него;
- нежелание компании улучшать свой продукт ввиду отсутствия конкуренции.
Негативное влияние монополизации на экономику
В условиях, когда одна компания контролирует рынок, у других производителей практически нет возможности занять нишу в данном секторе. На молодые фирмы оказывается давление посредством законных и незаконных методов, и в конечном счете им приходится уходить с рынка. Отсутствие развития малого и среднего бизнеса негативно сказывается на общем экономическом состоянии страны.
Плюсы монополии
Отсутствие конкуренции на рынке позволяет фирме-монополисту получать огромную прибыль, которую ее руководство может использовать не только для личного обогащения, но и в других, более благородных целях.
Кроме того, добросовестный производитель будет стремиться улучшить свой продукт и неизменно придерживаться высоких стандартов производства. Если монополист удерживает свое положение честным путем, для него это является необходимостью. Ведь всегда существует вероятность того, что появится компания, которая представит лучший аналог продукта. Таким образом, плюсы монополии включают:
- возможность проводить научные исследования и разработки с целью улучшения качества товара и поиска альтернативных продуктов;
- наличие единых стандартов производства;
- внедрение технологических новинок для оптимизации процессов производства продукции.
Таким образом, наличие одной крупной фирмы на рынке тоже может быть полезным как для научно-технического прогресса, так и для потребителей. Отсюда можно сделать вывод, что плюсы и минусы монополии зависят от добросовестности и целей руководства компании.
Государственные монополии
Так или иначе, но монополия присутствует во всех сферах жизни, а главными монополистами зачастую выступают сами государства. Но если в одних странах факт того, что основная доля крупнейших предприятий принадлежит государству, абсолютно не скрывается, то в других создается видимость свободного капиталистического общества.
Тем не менее все основные сферы экономики: водоснабжение, энергоресурсы, железная дорога и пр. - зачастую принадлежат государству или одной фирме, которая получила разрешение правительства на уникальное право предоставления этих продуктов или услуг. В экономике это явление называют естественной монополией.
В этом случае плюсы монополии преподносят во всей красе. Главными из них считаются бесперебойность поставки и доступность пользования жизненно необходимыми ресурсами для населения страны. Однако на практике государства так же манипулируют ценами, как и коммерческие фирмы-монополисты.
Естественная монополия плюсы и минусы имеет те же, что и любая другая. И здесь также все зависит от добросовестности и целей руководства. В этом случае – правительства страны. То же самое можно сказать и о фирмах, которые получили законное право единолично предоставлять услугу и товар на рынок: плюсы и минусы легальной монополии те же.
Чистая конкуренция – утопия!
В современном обществе чистая конкуренция встречается так же редко, как радужные единороги в реальном мире. Считается, что подобие этого явления можно встретить на валютном рынке. Но даже здесь цены на финансовые инструменты подвержены влиянию со стороны нескольких крупных игроков – центральных банков. Что уж говорить о прочих областях экономики.
Свободный рынок лишь на первый взгляд может показаться таковым. На самом же деле в каждой сфере есть кучка монополистов, которые двигают цены в выгодную для себя сторону, договариваются между собой. Чем цивилизованнее становится общество, тем больше в нем проявлений монополии.
Монополия – плохо, а конкуренция – хорошо?
Монополизация - это не всегда плохо. Плюсы и минусы монополии и конкуренции идут рука об руку, и лишь добросовестность участников рынка определяет, чего больше. Если подумать, то методы для конкурентной борьбы далеко не всегда легальные и честные, а многие фирмы-монополисты действительно делают мир лучше. Хорошим примером "доброго" монополиста является Amazon. Компания является бесспорным лидером на рынке ритейла, но в мире невозможно найти более клиентоориентированного подхода к работе.
Борьба за место на рынке рано или поздно приводит к появлению нескольких крупных производителей и исчезновению мелких предпринимателей. В больших городах это видно особенно отчетливо, где сети супермаркетов буквально сметают единичных поставщиков товаров, а мелкие стихийные рынки не выдерживают конкуренции с торговыми центрами.
Мир стремится к глобализации. Транснациональные корпорации способствуют ускорению этого процесса. Когда-нибудь понятие "монополия" перестанет восприниматься в негативном ключе, ведь глобализация экономики – это естественный этап развития человечества, который стартовал в конце прошлого века с появлением интернета.