Сутра – это в литературе Древней Индии короткая отрывочная фраза в виде афоризма. Позднее сутры собрали в специальные сборники – своды.
Язык этих высказываний характеризуется образностью, истинностью, мудростью. Часто сутры излагались в виде притч, имеющих глубинный характер.
В своды сутр были сведены афоризмы о смысле жизни философско-религиозной направленности. А также о разных отраслях знаний.
Сутры в брахманизме основаны на Ведах (древнеиндийских знаниях) и представляют собой руководство от Бога практического характера по культу и поведению в жизни, предназначенное для людей.
Описание
В переводе с санскрита или древнего языка пали понятие «сутра» означает «нить». Говоря образным языком, сутры - это знания, которые нанизаны на нить.
Их глубина, последовательность изложения и тематика имеют свою логику, в целом сутры действительно являются своего рода сказаниями о смысле жизни.
Ввиду того что на территории Древней Индии многие главные знания передавались из уст в уста, эти своды правил (особенно в брахманизме!) характеризовались краткостью и достаточной простотой изложения – для легкости запоминания.
Буддизм и брахманизм
Одной из трех мировых религий является буддизм. Как правило, более всего его исповедуют народы стран Востока и Юго-Востока Азии. Но представители европейских стран также приобщаются к данной религии.
Основоположником является Будда, что в переводе означает «просветленный, пробужденный» (имя при рождении Сиддхартха Гаутама).
Главными богами в брахманизме являются: творец Брахма, представитель природных сил бог Шива и творящий благость - Вишна.
Основными идеями брахманизма и буддизма являются:
- Карма (воздаяние за поступки, причинно-следственные явления в жизни, обусловленность рождения человека в том или другом месте).
- Сансара (мирская жизнь, круговорот жизней и смертей).
- Мокша (освобождение от желаний, нирвана).
Именно об этом и рассказывается в сутрах. Это в основном диалоги или разговоры между Буддой и учениками. Также описываются обстоятельства, при которых они были произнесены.
Их свитки часто используются в индийском учении как атрибут, обозначающий божественность.
Виды сутр
Всего насчитывается около ста сборников афоризмов. В каждом свои главы, разделы, части.
Например, первые сутры, именуемые «Кальпа-сутры», рассказывают о правилах проведения ритуалов и являются составной частью других ведийских текстов - «Веданта-сутры».
Есть также сутры «Аштадхьяи» (что значит «8 уроков»), которые стали образцом для создания философских сутр. Они описывают порядок и последовательность применения древнеиндийского языка – санскрита.
Вообще, каждая духовная школа в Древней Индии опиралась на свои сутры (кроме некоторых), которые являлись базой для изучения конкретного философско-религиозного учения, а также дополнялись новыми комментариями.
Некоторые из сборников:
- «Брахма-сутры» (или «Веданта-сутры»);
- «Шива-сутры о йоге»;
- сутра «Кувшин с золотом»;
- «Йога-сутры Патанджали»;
- «Праджня-парамита сутра» или «Алмазная сутра» (о запредельной Премудрости);
- «Праджня-парамита хридая сутра» (о сердце) и другие.
Веданта или Брахма-сутры
Это сутры в брахманизме об этом учении. Ведантисты (изучающие брахманизм) стремились закодировать текст, чтобы обособиться от других школ и быть уникальными.
В «Брахма-сутрах» насчитывается порядка 555 сутр – это 4 раздела, каждый из которых разделен на 2 главы и имеет свою тематику.
Язык текста очень образен и действительно напоминает притчи. Главное действующее лицо – Брахман (бог).
В первом разделе происходит «изыскание на предмет Брахмана - это то, из чего явились рождение и прочие состояния этого мира». Затем идет характеристика «предмета» веданты, определение источника познания, приоритетность, программа работы с ним.
Второй раздел включает в себя полемические разговоры. Описаны ответы на возражения учению (со стороны йогов, атеистов и других оппонентов).
Причины сансары (мирской жизни, чередование рождения и смерти души одного человека) помещены в третий раздел сутр.
Резюме описанной дискуссии изложено в последнем, четвертом, разделе.
Вообще «Веданта-сутры» - это учение, которое стало главным для лидера школы «Адвайта-веданты» - Шанкары. Время его жизни - VII-VIII века нашей эры.
Также для других похожих духовных школ (VIII-IX века) эти сборники афоризмов стали основополагающими источниками знаний о смысле жизни, о Боге.
Праджня-парамитские сутры
Особенно известными и почитаемыми во многих восточных странах были «Праджня-парамитские сутры».
Главные идеи этих текстов следующие:
- Личность, как и ее эмоции, не имеют сущности. А представление о самосущей личности является причиной заблуждений и основой мирского существования.
- Все люди – это Будды, пребывающие в нирване изначально, а мирская жизнь является иллюзией. Для просветленного нет отделенного «я», «личности», «души».
- Будда – это то же, что и подлинная реальность. Его нельзя познать лишь по физической оболочке.
- Все, что можно описать, не является реальностью, поскольку ее невозможно заключить в слова.
- Подлинная реальность постигается интуитивно, чем и является праджня-парамита.
Эти сутры помогают достигнуть человеку, изучающему их, определенного состояния. Но истинная реальность невыразима словами.