Ученик, освоивший программу средней школы, должен уметь анализировать строение предложения на родном языке. Грамотный синтаксический разбор – это очень полезный навык, являющийся залогом знания пунктуации и способности быстро осваивать грамматический строй иностранного языка, а также составлять на нем предложения. Именно поэтому к нему следует относиться не как к некоему формальному требованию, а как к одному из ключевых умений.
По программе курса «Русский язык» синтаксический разбор предполагает прежде всего характеристику предложения по таким параметрам, как цель высказывания, эмоциональная составляющая и количество основ. И если с первыми двумя проблем, как правило, не возникает, то уже на этапе характеристики основ у ребенка могут возникнуть сложности. Далее требуется выделить и охарактеризовать второстепенные члены предложения, и здесь очень часто ученики допускают множество ошибок, влекущих за собой и пунктуационные ошибки, и плохие оценки за разбор. Образец синтаксического разбора в этих случаях помогает мало, необходимо обучение четкой последовательности действий и пониманию сути задания.
Самые распространенные ошибки
Одной из самых распространенных ошибок является стремление выполнить синтаксический разбор предложения, анализируя слова по очереди – от первого к последнему. Как правило, если школьник так приступает к анализу предложения, то именно по этому пути он идет и при переводе иностранного текста на русский язык, что заведомо неверно. Это свидетельствует о том, что обучающийся не видит структуры предложения, не понимает его строения и связей между членами предложения, роли каждого из них в высказывании. Отсюда и ошибки при их идентификации и характеристиках.
Вторая ошибка – это пропуск одной из основ предложения. Можно найти подлежащее и сказуемое и остановиться в поиске основ, все остальные слова в предложении привязывая к найденной.
Третья распространенная ошибка заключается в неумении увидеть нестандартную грамматическую основу. Например, в предложении «Я так и не понял вчера, кто вы на самом деле», можно не найти подлежащее и сказуемое в придаточном предложении или вообще пропустить эту основу.
Наконец, еще одним затруднением, приводящим к сбою, часто становятся односоставные предложения, особенно в составе сложных. «Все мы заметили, как быстро сейчас вечереет». Если при анализе предложения «Вечереет» школьники нередко оказываются готовы увидеть сказуемое, то это же предложение, распространенное второстепенными членами и выступающее в роли придаточного, либо ставит в тупик, либо просто не замечается.
Стандартно в такого типа предложениях ошибочно находят подлежащее «сейчас» либо даже «быстро». Та же ошибка встречается, например, в предложении типа «Нам рассказали, как это место выглядело пять лет назад и как быстро здесь построили дом». Отсутствие запятой между основами из-за соподчинения придаточных провоцирует на ошибку и пропуск третьей – односоставной – основы.
Наконец, пятая большая группа ошибок заключается в нераспознавании осложненных предложений и приписывание, скажем, обособленным определениям и обстоятельствам, а также вводным словам роли грамматических основ либо в построении неверного пути распространения предложения.
Причины ошибок
Причина первой ошибки – невладение алгоритмом разбора, незнание того, как делать синтаксический разбор. Причина второй – отсутствие достаточного опыта, причина третьей, четвертой и пятой – недостаточная информированность и слабая база рассмотренных и проанализированных конструкций.
В этой статье мы остановимся на первой ошибке и сосредоточимся на сути синтаксического разбора, умении анализировать строение, механизм предложения.
Обучение и самообучение структурному подходу
Итак, синтаксический разбор – это прежде всего действия по четкому алгоритму и умение ясно видеть структуру предложения.
Начинать лучше не с анализа предложений, тем более сложных и запутанных – в этом случае обучающийся всегда будет действовать несколько вслепую и не будет уверен в правильности разбора. Одним из надежных и быстрых способов обучения умению анализировать структуру, чувствовать ее и уверенно составлять схему предложения является составление предложений с постепенным добавлением второстепенных членов и четким проговариванием того, что именно изменяется на каждом этапе, а также с вычерчиванием стрелок, показывающих зависимость слов, и поисков путей распространения предложения. Это задание подходит и при обучении ребенка, и при самообучении.
При таком постепенном «одевании» основы и ее распространении будет очевидно, как устроено предложение. Эта практика, к слову, обычно хорошо сказывается на умении не только переводить с иностранного языка, но и говорить на нем.
Простое предложение. Распространение подлежащего
«Щенок прибежал». Это грамматическая основа.
Распространяем подлежащее. Чей щенок? «Мой щенок прибежал». Какой щенок? «Мой рыжий щенок прибежал». Еще какой щенок? «Мой рыжий веселый щенок прибежал». Еще какой? «Мой рыжий веселый и лукавый щенок прибежал». Что еще можно сказать про то, какой он? «Мой рыжий веселый и лукавый щенок в кудряшках прибежал».
Сейчас мы распространили подлежащее пятью определениями.
Распространение сказуемого
Распространяем сказуемое. Прибежал откуда? С улицы. Куда? Домой. «Мой рыжий веселый и лукавый щенок в кудряшках прибежал домой с улицы».
Распространение второстепенных членов группы подлежащего
Распространяем второстепенные члены предложения группы подлежащего. Насколько веселый? Невероятно. В каких кудряшках? В крупных.
Разумеется, это простой пример. Чем неоднороднее и разнообразнее будут связи членов предложения, тем больший опыт приобретет обучающийся и тем выше будет процент вероятности, что далее он с легкостью «распутает» самые сложные на первый взгляд предложения, так как синтаксический разбор – это прежде всего умение «выпрямить», схематизировать любое высказывание, в независимости от порядка слов.
Распространение второстепенных членов группы сказуемого
Распространяем второстепенные члены предложения группы сказуемого. Как шлепая? Смешно. Как топая? Громко.
«Мой рыжий невероятно веселый и лукавый щенок в крупных кудряшках, смешно шлепая и громко топая, прибежал с улицы».
При самостоятельном составлении предложений по такому алгоритму очевидны связи слов, структура предложения, а следовательно, и его пунктуация.
Как можно увидеть, это задание чрезвычайно простое. Обычно оно выполняется обучающимися любых возрастов с большой охотой, и сложностей в построении схемы предложения не возникает, так как связи между словами очевидны, а между тем это основа обучения тому, как сделать синтаксический разбор грамотно и осознанно.
Инверсии и трансформации
После того как окончательное предложение разобрано, в нем идентифицированы все члены и установлены все связи, очень полезно трансформировать его, переставив местами слова, и снова сделать его анализ. «Смешно шлепая и громко топая, прибежал с улицы домой мой рыжий щенок в крупных кудряшках, невероятно веселый и лукавый». Анализ таких инверсий, а также упражение в трансформировании формируют привычку видеть в самых запутанных предложения их структуру и понимать, как устроены высказывания.
Переход к сложным предложениям
Выше был рассмотрен путь обучения умению видеть структуру простого предложения. Однако синтаксический разбор – это анализ не только простых, но и сложных предложений. При этом важно понимать связи предложений друг с другом, отличать равноправные предложения и их сочинительную связь от иерархических отношений и подчинительной связи. Особенно часто возникают сложности в установлении характера и специфики подчинительной связи.
Разобраться в основах анализа сложного предложения поможет то же самое упражнение. Самый верный путь к пониманию особенностей структуры и работы механизма – это самостоятельное изготовление этого механизма. Это касается и предложений.
Продолжим наш пример, для простоты и краткости пока взяв за скобки второстепенные члены.
Щенок прибежал. Зачем? Поиграть. «Щенок прибежал поиграть». В предложении появилось обстоятельство цели. Попробуем его распространить. Поиграть с кем? С детьми. Подчеркнем цель словом «чтобы». «Щенок прибежал, чтобы поиграть с детьми». В высказывании все еще нет второго субъекта и предиката. «С детьми» - это дополнение. Сделаем так, чтобы дополнение, то есть, по смыслу, второй субъект, стало вторым подлежащим – вошло в основу нового придаточного предложения: «Щенок прибежал, чтобы дети с ним поиграли».
Такие транформации ценны тем, что показывают, какую роль играет придаточное предложение, как может разворачиваться и сворачиваться предикативность. Такая игра научит расставлять акценты, и любое предложение станет прозрачным по своей структуре, анализ которой, как уже говорилось, и составляет суть синтаксического разбора.
Школьная программа дисциплины «Русский язык» синтаксический разбор предложения в основном подает как некую теоретическую надстройку, однако это прежде всего развитие речевых навыков и умения осознанно подходить к построению предложения. Такой операционный подход, повторимся, очень хорошо сказывается и на изучении иностранных языков, и на пунктуационной грамотности, и на умении писать тексты на родном языке.