Из всех показателей работы предприятия одним из важнейших является рентабельность. Неудивительно, ведь что может беспокоить бизнесмена больше, чем норма получаемой им прибыли? Естественно, для того чтобы рассчитать данный показатель, необходима формула рентабельности. О том, как ее рассчитать, мы расскажем в данной статье.
Формула рентабельности предельно проста, однако прежде чем перейти к ее рассмотрению, необходимо дать определение вычисляемого показателя. Согласно экономической теории, рентабельность является показателем экономической эффективности того или иного действия, использования того или иного актива или же работы предприятия в целом. Соответственно, в каждом случае формула рентабельности будет отличаться. Можно разделить показатели экономической эффективности на три группы:
- По видам активов – вычисляется рентабельность каждого из активов, имеющихся на предприятии: основных средств, финансовых инструментов, персонала и так далее. В данном случае рентабельность вычисляется предельно просто, путем деления чистой прибыли на стоимость того или иного актива.
- По видам экономической активности – оценивается прибыльность совершения тех или иных операций. Чаще всего оценивается рентабельность продаж, то есть соотношение прибыли к выручке. Таким образом, мы видим, сколько копеек прибыли приносит нам каждый полученный от продаж рубль.
- Рентабельность предприятия – формула здесь не одна, а несколько: сюда включается весь комплекс вышеописанных показателей, плюс так называемая общая рентабельность, вычисляемая как отношение чистой прибыли к стоимости предприятия (валюте бухгалтерского баланса).
Как видим, ничего сложного в расчете рентабельности нет – чаще всего она вычисляется путем простого деления. Данный показатель широко применяется как при бизнес-планировании, так и при анализе результатов деятельности предприятия. При этом в случае с анализом пост-фактум мы имеем дело с уже сформированным показателем, а при написании бизнес-плана мы лишь стараемся предположить, какой будет в будущем наша прибыль. В таком случае логично предположить, что на рентабельность будут влиять следующие факторы:
- Затраты производства – как показывает формула рентабельности, издержка находятся в знаменателе, следовательно, их увеличение уменьшает целевой показатель
- Цена продажи товара – чем она выше, тем большую прибыль мы получаем. При этом не стоит забывать, что ценообразование также подвержено влиянию законов спроса и предложения, а значит, мы не можем регулировать рентабельность исключительно путем изменения ценовой политики.
- Ситуация на рынке – в зависимости от типа рынка (монопольный, конкурентный, олигополистический) будет изменяться и норма прибыли. Чем менее конкурентный рынок, тем большую власть имеет предприятие, и, соответственно, тем на большие показатели рентабельности оно может рассчитывать. Усиление же конкуренции, наоборот, может заставлять фирму уменьшать прибыльность. Крайним случаем является демпинг, при котором предприятие ставит настолько низкие цены, что некоторое время работает себе в убыток, но таким образом уничтожает своих конкурентов.
Вывод: формула расчета рентабельности проста и понятна, однако изучение данного показателя, и, что более важно, управление им является сложным процессом, требующим большого внимания и скурпулезности. Анализ рентабельности за прошедший период дает возможность оценить эффективность работы предприятия и является основанием для прогнозирования прибыльности в будущем, и именно этот показатель показывает целесообразность дальнейшего осуществления фирмой своей деятельности.