Гололедица - не только неприятное, но и травмо-, аварийноопасное явление, очень типичное для российских тротуаров и автомагистралей. Конечно, проще его предотвратить своевременной уборкой снега, как свежего, так и тающего, но это коммунальные службы успевают далеко не всегда. Одним из самых дешевых и эффективных средств по борьбе с гололедицей является применение технической соли для дорог. Где-то ее заменяют обычным песком. Подробнее об этом способе и самом реагенте мы поговорим далее.
Что такое техническая соль?
Соль для дорог имеет несколько названий:
- Минеральный концентрат галит.
- Самосадочная.
- Каменная для технического использования.
- Озерная.
Вне зависимости от выбранного названия, здесь подразумевается природный минерал, которых используют в технических целях: как противогололедный материал, для приготовления буровых растворов, подготовки и фильтрации воды, производства каустика, хлора и проч.
Главный компонент технической соли - это хлорид натрия (NaCl). Рассмотрим теперь ее разновидности.
Типы технической соли
Соль на дорогах зимой может быть различных видов, как и вся техническая. Рассмотрим ее типы подробно:
- Каменная. Добыча ведется в шахтах на приличной глубине: пласты природного богатства раздрабливаются специальными машинами и доставляются наверх. Дальше их очищают от примесей и размалывают на более мелкие фракции. Это самый экологически чистый продукт, который даже в чем-то полезен для нашего здоровья. Поэтому близ старых соляных шахт открываются санатории, где в специальных камерах под землей проводится профилактика заболеваний дыхательных путей.
- Озерная (самосадочная). Основная разновидность в РФ - главным местом добычи считается о. Баскунчак. Добывается из пластов на дне соляных озер. Их определенным образом растворяют в начале процесса. Затем из получившегося раствора уже выпаривается непосредственно соль.
- Карьерная. Это соль для дорог самой наименьшей степени очистки. Содержание натрия хлорида в ней как составляющей находится на уровне 90 %. Может быть как каменной, так и озерной. Выделяется характерным "грязным" цветом - серым, рыжеватым. Ввиду наличия нерастворимых частиц область применения такой соли сужена. При этом продукт имеет большое преимущество - это дешевизна. Поэтому техническая соль для дорог в своем большинстве - это именно карьерная.
- Таблетированная. Считается продуктом экстракласса - содержание хлорида натрия в ней не ниже 99,7 %. Ее отличает практически полное отсутствие нерастворимых элементов. Выпаривается вакуумным методом на специальном оборудовании, после чего прессуется в таблетки.
Состав продукта
Соль для дорог состоит из следующих элементов:
- хлорид натрия;
- кальций-ион:
- магний-ион;
- сульфат-ион;
- калий-ион;
- оксид железа (III);
- нерастворимый осадок иных пород;
- некоторая доля влаги.
Процентные показатели представленных элементов варьируются в зависимости от сорта продукта.
Крупнейшие производители
Представим крупнейших производителей, которые поставляют соль для дорог и не только:
- "Беларуськалий". Предприятие братского государства в первую очередь известно как изготовитель калийных удобрений для с/х. Техническая соль - второе направление его деятельности.
- "Астрасоль". Астраханское предприятие, поставляющее на рынок самосадочную соль.
- "Артемсоль". Главный промышленный центр предприятия с более чем вековой историей находится в Соледаре (Украина). Оно занимается добычей, переработкой и реализацией продукта - концентрата галита.
- "Илецксоль". Старейшее российское предприятие, занятое в добыче и переработке каменной соли. Расположенное в Соль-Илецке (Оренбургская область), оно в числе всего прочего реализует и техническую соль для дорог в мешках.
- "Бассоль". Астраханское предприятие, занимающееся добычей и реализацией самосадочной соли.
Сорта продукта
Принято выделять три категории качества:
- Высший сорт. Содержание хлорида натрия не ниже 98,1 %.
- Первый сорт. Доля NaCl не менее 96,5 %.
- Второй сорт. Присутствие хлорида натрия не ниже 93 %.
Помол соли
Выделяют следующие виды:
- Е - блоки 200 х 200 х 400 мм, 200 х 200 х 200 мм.
- D (помол № 4) - крошка диаметром до 20 мм. Содержание более объемных частиц - не больше 15 %.
- С (помол № 3) - крупицы диаметром до 4,5 мм. Доля более крупных элементов - не больше 15 %.
- В (помол № 2) - частицы диаметром до 2,5 мм. Содержание более объемных элементов - не больше 5 %.
- А (помол № 1) - крупицы диаметром до 1,2 мм. Доля более крупных элементов - не больше 3 %.
Фасовка и стоимость продукта
Цена технической соли в мешках 50 кг интересна как коммунальным службам, так и организациям, частным лицам. Однако это не единственная возможность фасовки продукта:
- Навал - вагоны до 70 т, самосвалы до 20 т и проч.
- "Биг-беги" до 1 т.
- Мешки по 50, 25 кг.
Посмотрим средние цены на продукт в последних фасовках.
Производитель | Мешок 25 кг | Мешок 50 кг |
"Белкалий" | 150-200 руб. | 250-350 руб. |
"Уралкалий" | 170-200 руб. | 350-400 руб. |
"Бассоль" | 170-200 руб. | 350-400 руб. |
А теперь порассуждаем, в чем польза и вред применения этого материала.
Использование против гололедицы
Техническая соль, цену в мешках (50 кг) которой мы представили, в первую очередь используется коммунальными службами. Все дело в свойствах реагента: вступив в контакт с застывшей и подтаявшей снежной массой, он образует раствор с более низкой точкой замерзания. Иными словами, расплавляет лед, оставляя соляную лужу, которая замерзнет только при -10...-15 градусах.
Но наступить, проехаться по такому раствору - дело не особо безвредное. Техническая соль вызывает:
- Уменьшение срока службы обуви.
- Обморожение лапок животных.
- Ускоренную коррозию деталей автотранспорта.
Отсюда в некоторых городах этот продукт заменяют на более безопасный песок. Но где-то, в том числе и в российской столице, власти не спешат отказываться от соли. Причина проста - дешевизна продукта.
Вот мы разобрались с характеристиками, особенностями и разновидностями технической соли, которую используют на дорогах в борьбе с гололедицей. А также узнали ее существенные минусы для нас с вами.