Готический стиль в архитектуре начал складываться в северной части современной Франции и на территории современной Швейцарии и Бельгии примерно в начале XII века. Затем, немного позже – в Германии.
Первым готическим сооружением в архитектуре считается церковь при монастыре Сен-Дени, находящегося около Парижа. Возведенная по проекту аббата Сугерия, она представляет собой типично готическую конструкцию со стрельчатыми арками. От романских крепостей ее отличала большая грациозность.
Вообще готический стиль в архитектуре унаследовал от романского главенство архитектуры в общей системе искусств и главные типы культовых зданий. В искусстве готики особое место заняли соборы.
Соборы, возведенные в этом стиле, представляли собой высший синтез архитектуры со скульптурой и живописью. Массивные круглые арки романского стиля сменили характерные для готики арки с заостренным верхом, высокие и узкие колонны и башни, стрельчатые многоцветные витражные окна, щедро украшенный фасад с изобилием резных деталей (вимпергов, тимпанов, архивольтов). Все элементы были призваны подчеркивать вертикаль.
Готика стиль в архитектуре получила название от греческого «готос». В античности готами называли племена варваров, вторгавшиеся на территорию Римской империи с севера. По легенде этот термин впервые употребил Рафаэль.
Символами готической архитектуры стали собор и крест, сменив замок и меч романского стиля. Для ХІІ в. характерно огромное влияние на жизнь религии.
Готические храмы строились поколениями. Собор Парижской Богоматери возводился более двух веков, Римский собор с 1211 года до начала XV века, а Миланский – до XIX.
Готика архитектура должна была символизировать в храмах небесную гармонию. Поэтому были изобретены конструкции, которые позволяли преодолеть грубость камня. Его превращали с помощью профессиональной резьбы в «кружево».
Художественный секрет заключался в том, что зрительная конструкция готических сооружений не совпадала с реальностью. Огромные тяжелые своды кажутся облачно-воздушными, виртуозно измененные традиционные пропорции мешают ориентироваться, понимать логику конструкции и осознавать реальные масштабы. В готическом соборе кажется, что из-под ног уходит почва, а сам человек возносится в бездонную бесконечность неба.
Готический стиль в архитектуре любит игру со светом. Ключевой момент этого стиля заключается в создании эффекта вечно льющегося Божественного света, который символизирует духовную мудрость и просвещение. Этой цели служат витражи.
Готический стиль развивался преимущественно в городах. Преобладающими цветами архитектуры становятся желтый, синий и красный. Линии зданий и сооружений приобретают стрельчатый характер, своды образуются перекрещивающими дугами. Здания возводятся в основном прямоугольной формы с многочисленными стрельчатыми арками, переходящими в столбы.
Обязательными деталями интерьера становятся верные своды с опорами, сложные лиственные орнаменты. Конструкции строений характеризуются ажурностью каркасных каменных опор, вытянутыми вверх окнами, подчеркнутым скелетом конструкции. Неотъемлемой частью дизайна становятся вытянутые вверх витражные окна из многоцветного стекла, иногда встречаются круглые декоративные окна. Двери украшаются стрельчатыми ребристыми арками.
Вид зданий в готическом стиле приобретает некую фантастичность, появляющуюся при виде каменных стен, кажущихся легкими и воздушными. Эта легкость, воздушность, иррациональность и мистическое видение являются обязательными свойствами любого сооружения в готическом стиле.
Готический стиль прошел три исторических этапа развития – это Ранняя готика, Расцвет (Высокая готика) и Поздняя готика.
В начале XVI века готический стиль в архитектуре начинает терять свои позиции в связи с приходом в культуру традиций Ренессанса.