Фронтальный опрос: способы проведения

Система образования призвана не только дать нашим детям определенный набор знаний, но и рассчитана на контроль за их усвоением. Без должного контроля, заключающегося в разных методиках и системах, педагогика не может существовать. Ведь только с помощью разных способов учитель может убедиться, насколько усвоены детьми умения и навыки и определить, можно ли переходить к следующему блоку знаний. На сегодняшний день разработано множество методик и форм проведения контроля. Одной из них является фронтальный опрос, о котором мы и поговорим сегодня.

фронтальный опрос

Углубимся в терминологию

Для педагогов со стажем фронтальная форма опроса является одной из самых любимых и применяемых на уроках по разным дисциплинам. Причинами такой любви являются широкие возможности, которые дает данная форма контроля. Ведь она позволяет за несколько минут одновременно оценить знания целой группы учеников. Это могут быть выборочные несколько человек или класс полностью, но в любом случае педагог получит необходимую информацию и сможет на ее основе скорректировать дальнейшее течение урока.

Если говорить максимально кратко, то фронтальный опрос в педагогике – это форма контроля знаний и умений, направленная на опрос большой группы учащихся. Эта система позволяет в кратчайшие сроки получить результат, но одновременно не дает понимания о глубине знаний.

Текущий опрос: базовый вид опроса учащихся

Когда мы говорим о системе фронтального опроса, то стоит отметить, что она является частью текущего опроса. А он в свою очередь представляет собой основной вид, позволяющий осуществлять систематический контроль за знаниями учащихся на любом этапе обучения. Педагоги утверждают, что именно текущий опрос дает возможность отработать и закрепить материал, а также выявить и заполнить образовавшиеся пробелы.

Особенностями этого процесса считаются несколько факторов:

  • в качестве заключения всегда делаются выводы и обобщения;
  • в работе участвует вся группа, каждый член которой сможет поделиться своими знаниями;
  • происходит развитие речи учащихся.

Текущий опрос проводится двумя известными способами. Самым популярным из них считается фронтальный опрос. В данном контексте он воспринимается как контрольная проверка не только знаний, но и выявление степени их усвоения. Еще раз повторимся, что в процесс оказываются вовлеченными практически все ученики одной группы.

фронтальная форма опроса

Достоинства данного способа контроля

Каждый педагог с легкостью назовет массу преимуществ фронтального опроса. Мы тоже не могли не отметить их в нашей статье. Мы выделили пять достоинств этого способа:

  • экономит время, позволяя охватить за короткий промежуток максимальное количество учащихся;
  • происходит отработка навыка лаконичного и точного ответа;
  • дает возможность выделить из всей темы главное и запомнить эти моменты;
  • учит отвечать по плану, обосновывая каждое утверждение последовательным изложением фактов;
  • вовлеченность в групповую работу держит в напряжении всех учащихся.

Благодаря фронтальному опросу педагог может выполнять множество задач. К примеру, проверить выполнение домашних заданий, степень восприятия нового материала, готовность к усвоению нового блока знаний и так далее.

Недостатки одновременного группового опроса

Фронтальный опрос на уроке – это уникальная возможность занять большую группу учащихся и провести текущий контроль. Однако несмотря на обилие плюсов данная система имеет и свои ярко выраженные недостатки. Конечно, педагоги отлично осведомлены о них, но все же считают методику действенной и продолжают активно использовать ее. К существенным недостаткам фронтального опроса относятся следующие моменты:

  • краткие ответы не дают возможности отработать навык развернутого ответа;
  • групповая работа не позволяет одному учащемуся проработать переход от одной мысли к другой, что используется в сложных темах;
  • глубина знаний остается скрытой для педагога, который отмечает только поверхностное усвоение темы;
  • данная форма контроля не развивают логическую и языковую культуру.

Для того чтобы снизить негативное влияние фронтального опроса, в методике преподавания присутствуют рекомендации по периодическому его применению. То есть в своей работе учитель должен использовать все известные виды контроля знаний, умений и навыков.

фронтальный устный опрос

Виды фронтального опроса

Так как данный способ проверки считается базовым, то он подразумевает два вида. К ним относятся устный и письменный фронтальные опросы. Каждый из видов имеет свою характеристику и отличительные черты.

Именно описанию упомянутых категорий и будут посвящены наши следующие разделы.

Устный опрос: определение

К данной категории относится метод контроля, дающий возможность выполнить несколько задач одновременно. Благодаря прямому взаимодействию между учителем и учеником первый не только опрашивает и производит оценку проверяемых знаний, но и корректирует ответы, направляет, а также исправляет ошибки. В подобном диалоге происходит закрепление пройденного материала.

Исходя из всего вышесказанного, педагоги довольно часто используют данную форму в своей работе, считая ее максимально эффективной.

виды фронтального опроса

Плюсы и минусы фронтального опроса

Перед тем как применять этот метод контроля знаний, умений и навыков, необходимо четко понимать все его достоинства и недостатки. К плюсам методисты относят следующие характеристики:

  • гибкость и быстрота;
  • возможность поддерживать контакт с целой группой учащихся, заполняя пробелы в знаниях одновременно с их выявлением;
  • способствует развитию всех видов устной речи;
  • помощь в преодолении страх выступлений перед аудиторией;
  • наработка навыков взаимодействия в быстром темпе.

Однако не стоит упускать из виду и недостатки устного опроса учащихся. Хочется уточнить, что их немного, но все же педагог должен быть осведомлен о них:

  • невозможность провести проверку без тщательной подготовки учеников и учащихся;
  • часто группа просто подчиняется авторитету педагога;
  • из-за неопытности некоторых учителей часть группы остается вне активной работы;
  • занимает значительный промежуток времени.

В целом сами педагоги считают, что устный метод контроля идеально подходит опытным учителям и требует определенных навыков. Однако он полностью оправдывает себя и дает хорошие результаты. Доказано, что в классах, где часто проводятся групповые устные опросы, учащиеся лучше готовятся по предметам и имеют более высокую успеваемость.

Приемы устного опроса: кратко

Мы уже упоминали выше, что фронтальный опрос может быть устным и письменным. Однако, говоря на эту тему, нельзя не упомянуть и об устном индивидуальном опросе, который тоже часто применяется педагогами.

Фронтальный и индивидуальный опросы схожи только в одном – в обоих случаях ученики дают устные ответы на вопросы учителя. Однако в первом случае выясняются знания группы, а во втором – отдельных учащихся. Интересно, что существует методика последовательного контроля обоими способами.

фронтальный и индивидуальный опрос

Приемы проведения фронтального опроса

Фронтальный устный опрос можно проводить разными способами. Из них педагоги обычно выделяют пять вариантов, о которых мы сейчас подробно расскажем:

  1. Светофор. Данный способ обычно используют в начальной школе, когда учеников еще довольно сложно организовать. Учитель готовит на каждого учащегося по две карточки (зеленая и красная). После заданного вопроса, если дети знают ответ, то они поднимают зеленую карточку, а в ином случае – красную. Подобный фронтальный опрос хорош при проверке домашних заданий и в качестве контроля после объяснения новой темы.
  2. Цепочка. Прием строится на необходимости группы дать развернутый ответ на поставленный вопрос. При этом каждый следующий ученик озвучивает дополнения не повторяясь.
  3. Тихий. Если в процессе объяснения нового материала тема оказалась непонятой некоторой группой учеников, то педагог проводит работу только с ними, задавая вопросы и выявляя сложные моменты, пока основная часть коллектива занята выполнением иных заданий.
  4. Программируемый. Фронтальный опрос этого типа часто называют «устным тестом». Наряду с вопросом дается несколько вариантов ответов, что заставляет ученика более прочно закрепить пройденный материал.
  5. Взаимоопрос. Перед контрольными работами педагоги часто используют этот вид фронтального опроса. Его суть заключается в том, что учитель дает вектор направления, а учащиеся опрашивают друг друга сами. Подобный контроль не занимает много времени.

Отличительной чертой всех перечисленных способов является поисковый характер вопросов. Они должны побуждать группу искать ответы и активизировать тем самым свои мыслительные процессы.

фронтальный опрос на уроке это

Письменные опросы: плюсы и минусы

Письменный фронтальный опрос считается более легкой формой контроля. Он оставляет возможность сосредоточиться и поменять очередность ответов на вопросы. Из плюсов этой методики выделяют:

  • отсутствие давления авторитета учителя;
  • обеспечивает глубокий контроль;
  • позволяет произвести контроль теоретических и практических навыков одновременно.

К недостаткам относят значительное время, затраченное на выполнение и проверку заданий.

Чаще всего письменный фронтальный опрос проводится в форме диктанта или проверочной работы. В последние годы педагоги часто используют и новые приемы. К ним можно отнести блиц-опросы (ученики письменно отвечают на несколько заданных учителем вопросов), тестирование и фактологический диктант (каждый учащийся получает на листе пять-шесть вопросов, на которые должен ответить за заданный интервал времени).

Методисты советуют педагогам чередовать устные и письменные фронтальные опросы для того, чтобы в полной мере контролировать процесс усвоения знаний каждым учащимся.

фронтальный письменный опрос

Рекомендации по увеличению эффективности групповых опросов

Некоторые педагоги считают фронтальные опросы не слишком результативными, однако методисты советуют придерживаться ряда рекомендаций, которые сделают работу максимально эффективной:

  • Не акцентировать внимание на одном ученике, задавая ему вопрос за вопросом. В этом случае педагог рискует потерять всю группу учащихся, которая переключит внимание на посторонние предметы.
  • Учитель должен четко контролировать количество времени, отведенное на подобный опрос. Если затянуть контроль, то его монотонность приведет к снижению работоспособности в группе.
  • Соблюдение принципа коммуникативности должно сочетаться с общим течением урока, гармонично дополняя подачу нового материала.

Также не забывайте, что фронтальный опрос должен вестись в очень быстром темпе, а вопрос задается ранее, чем называется фамилия ученика.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 3
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Джеки Чан —один из самых любимых актеров моей семьи.Его фильмы- это удивительное путешествия к истокам таланта, подкрепленного нечеловеческим трудолюбием, любимого актера, а также возможность взглянуть на самые известные фильмы глазами его создателей, вникнуть в атмосферу творческого процесса, царящего на съемочной площадке. Джеки мы любим, не только как отличного актера, но и как весьма успешного режиссера и лучшего постановщика сцен единоборств.
Копировать ссылку
И хочется пожелать, от все души любимому актеру.
Желаю в жизни только счастья,
Удачи, смеха, радости, тепла!
Пусть стороной обходят все ненастья,
А рядом будут добрые друзья!

Желаю, чтоб мечты твои сбывались,
Здоровье чтоб не подводило никогда,
И, как стремительно года б твои ни мчались,
Ты оставайся молодым всегда-всегда!
Копировать ссылку
Все трюки Чан исполняет сам, подвергаясь множеству травм и полностью отдаваясь великому искусству кино. Мы знаем второго такого Джеки Чана, который внес свой неоценимый вклад в кинематограф уже не будет.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.